Поддержать TUT.BY
142 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Радость — лучшее лекарство». Витебский бизнесмен начал рисовать 3 года назад, когда заболел раком
  2. В Украину не пустили автобус из Беларуси: у всех 35 пассажиров — поддельные справки о ПЦР-тестах
  3. В Беларуси хотят разрешить создавать партии только постоянно проживающим в стране гражданам
  4. Закроем наши посольства там, где они не приносят отдачи? С кем мы успешно торгуем, а с кем — просто дружим
  5. Оценивает по походке. История бывшего балетмейстера, который в 74 года работает фитнес-тренером
  6. Роман одного из самых известных белорусских писателей отправили на экспертизу
  7. Глава Минска задумался об отказе от участков под паркинги у МКАД. И вот почему он прав
  8. В Беларуси не хватает более 2 тысяч врачей и столько же — медсестер. В Минтруда рассказали про дефицит специалистов
  9. МВД прокомментировало жалобы на условия в ИВС на Окрестина и в Жодино и показало видео из изолятора
  10. «Джинн злобно загоняется в бутылку». Большое интервью с многолетним журналистом президентского пула
  11. «У Лукашенко нет опоры в госаппарате». Латушко рассказал про новые санкции и транзит власти
  12. Полчаса процедуры, два дня страданий. Как я сделала прививку от коронавируса
  13. Последняя официальная статистика по коронавирусу в Беларуси: за сутки умерло 10 человек
  14. История одного фото. Как машинист метро и его коллеги помогали пассажирам после взрыва 11 апреля 2011 года
  15. С осторожным оптимизмом. Как безвизовый Гродно, потерявший туристов и деньги, ждет новый сезон
  16. За прошлый год белорусов стало меньше на 60 тысяч
  17. «Больше 1000 долларов за две недели». Бухгалтер на пенсии открыла онлайн-школу и учит печь хлеб
  18. Какие курсы доллара и евро установили обменники на выходные
  19. «Затеял игру в президентство». В суде над Бабарико допросили свидетеля в наручниках и озвучили жалобы
  20. Пассажиры автобуса, которых не пустили в Украину из-за поддельных ПЦР-тестов, рассказали подробности
  21. В Мингорисполком подана заявка на проведение «Чернобыльского шляха»
  22. Врач объясняет, откуда берется шум в ушах и как от него избавиться
  23. Доски стали «золотыми»: пиломатериалы подорожали в два раза. Разбираемся, что происходит
  24. Налоговики создадут «супербазу» доходов населения. Какую информацию включат в нее
  25. Прокурор: Протесты в Беларуси начались и из-за блогеров из Бреста. Обвиняемых лишили слова в суде
  26. «По фестивалю решили ударить». Директор «Славянского базара» о том, что вокруг него происходит
  27. «Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
  28. «Папа сказал: «Будешь делить имущество — ты мне не дочь. Я крысу не растил». Интервью с Таис Рыбакиной
  29. Умер муж королевы Великобритании принц Филипп. Ему было 99 лет
  30. Топ-10 самых популярных подержанных авто в стране. Какие на них цены?


Уважаемые читатели, не за горами зима с ее холодами. И когда столбик термометра опускается ниже минус 10-15 град. С, начинают возникать проблемы у автомобилей с дизельными двигателями. Кто-то сетует на двигатель, кто-то на топливо. Вот о том, какое у нас в республике дизельное топливо, мы и хотим рассказать. Основной поставщик ДТ - Республиканское унитарное предприятие "Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт". Какие требования РУП предъявляет к отпускаемому топливу, его качеству, мы и расскажем вам.

В рамках подготовки статьи автор статьи не единожды съездил в г.Фаниполь, где располагается база предприятия, и встретился с представителями руководства предприятия. На вопросы о дизельном топливе для зимнего периода нам рассказала начальник центральной испытательной лаборатории (ЦИЛ) РУП Чехлова Галина Валентиновна.

Во-первых, как отметила Галина Валентиновна, все отпускаемое потребителям топливо проходит строжайший контроль как при отгрузке с заводов-производителей, так и отпуске потребителям из предприятия. Оно имеет высшее качество и соответствует всем ГОСТам и ТУ. Поставщиками топлива для предприятия являются только два белорусских завода - ОАО "Нафтан" и ОАО "Мозырьский нефтеперерабатывающий завод". Из России и других стран в Беларусь дизельное топливо РУП "Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт" не закупает. Но в связи с запросами иногда реализует топливо автозаправкам, которые структурно не входят в состав предприятия.

Отвечая на вопросы, Галина Валентиновна отметила, что оба завода после выработки топлива производят его проверку по всем показателям ГОСТа, паспортизируют и отгружают адресатам. Обычно отгрузка идет в несколько десятков вагоноцистерн, причем каждая из них сопровождается паспортом качества. Предприятие, получая топливо, полагает, что завод произвел топливо гарантированного качества. В связи с чем предприятие каждую цистерну не проверяет - все идет по отработанной системе доверия производителю. После прибытия топливо проходит тщательный входной контроль. Цистерны подаются на специальную эстакаду для слива нефтепродуктов. И начинается работа для принимающей смены операторов и мастеров. Перед тем как осуществить слив из каждой цистерны берутся пробы - изучается внешний вид продукта, замеряется его удельный вес, выявляется возможное наличие механических примесей, воды и по остальным контрольным показателям.

В соответствии с ГОСТом отбор производится из каждой четвертой цистерны, но не менее двух проб (то есть из 10 отбирается 3 емкости для контроля). После этого все данные передаются в центральную испытательную лабораторию предприятия. Затем, если нет претензий к качеству, производится слив в 
резервуары. Причем каждый вид топлива отправляется в трубопровод устройства для слива нефтепродуктов - для каждого вида топлива своя труба, свои метки и свой резервуар. По входному контролю отмечается, в какой конкретно резервуар направлено топливо. Но чтобы в последующем работать с этим резервуаром, т. е. осуществлять отпуск потребителям, смена получает заключение из лаборатории.

Из конкретного резервуара делается анализ всей имеющейся в нем массы и выписываются паспорта на отпуск топлива в бензовозы. В паспорте качества указывается: номер резервуара, качественные характеристики топлива. Если бы в результате анализа были выявлены какие-то не соответствующие ГОСТу показатели или же топливо во время хранения ухудшилось, тогда сравниваются паспорта производителя и выясняется, что произошло - причины снижения качества топлива, и принимаются меры к исправлению ситуации. По другим трубопроводам топливо из резервуаров подается на налив для отпуска потребителю. Система производства, отпуска, слива топлива отработана до мелочей, и за последние более чем 10 лет никаких недостатков по качеству не было.

Начальник ЦИЛ отметила, что все поступающее топливо относится к категории экологически чистого и соответствует высоким стандартам. Так, для летнего периода предприятие работает с дизельным топливом экологически чистым (название по ТУ - ДЛЭЧ). Зимнее топливо также экологически чистое - полное название: дизельное топливо зимнее потребительское (ДЗп).Для зимы заводы начинают производить топливо со второй половины октября, а закупка предприятием начинается с начала ноября. Но это не говорит о том, что зимнее топливо поступит в это же время на АЗС. Как в настоящее время погодные условия позволяют, то вполне можно реализовывать ДЛЭЧ - оно по своим ТУ и нормам подходит для автомобилей без каких-либо ограничений и негативных последствий. ДЗп рекомендуется для использования в двигателях при температуре от - 15 град. С и выше. Но зима не всегда наступает по календарю - существенные коррективы вносят погодные условия. Как, например, в прошлом году, когда положительная температура продолжалась длительный период. И только по-настоящему холодно, как помнят читатели, стало во второй половине зимы, ближе к февралю.
Для зимнего периода предприятие делает заказ заводу на производство топлива с запасом. Что это значит - "с запасом"? Допустим, прогнозируется значительное понижение температуры до минус 20-25 град. С (как, например, это было зимой 2005-2006 гг.). Заводы производят топливо с запасом до более низкой температуры (не до - 15, а до - 25 град. С, иногда до - 27 град. С), что указывается в паспорте. И таким образом можно быть вполне уверенным в том, что при морозе - 20 град. С машина будет ехать и проблем с топливом не возникнет.

Какие основные показатели используются для солярки на зимний период? Во-первых, это - температура застывания (ТЗ), температура помутнения (ТП), предельная температура фильтруемости (ПТФ). Поступающее на предприятие топливо имеет ТЗ - 25 град. С, ТП - 5 град. С, ПТФ - - 15 (-27 град. С), о чем указывается в паспорте на поступающую продукцию от заводов-производителей. Важной характеристикой чистоты дизельного топлива является содержание в нем серы. Солярка поступает на предприятие с содержанием серы 0,005 процента как для летней эксплуатации, так и для зимней. По ТУ дизтопливо может выпускаться с различным содержанием серы: от 0,5 процента (вид V) до 0,001 (вид А1), но наши заводы выпускают вид А - 0,005. С учетом этих показателей в зимний период на каждой АЗС автомобилистам дается информация о том, какое имеется топливо для эксплуатации в конкретных погодных условиях и данные о нем - застывании, помутнении, фильтруемости, содержании серы.

Завод-изготовитель дает запас почти в 10 градусов и гарантирует, что при норме в - 15 град. С фактически топливо может использоваться при - 24 град. С. И автомобили при таком морозе будут ездить. Так как эти данные перепроверяются и подтверждаются в центральной испытательной лаборатории РУП. Для этих целей лаборатория располагает самым современным оборудованием. При поступлении нефтепродуктов сначала делается анализ их фракционного состава на аппарате АФСА-1. Массовая доля серы определяется прибором "Спектроскан С". ПТФ дизельного топлива покажет "Herzog 842". ЦНТ определяет цвет ДТ. Таким образом, можно сделать вывод, что о качестве покупаемого топлива не стоит беспокоиться. Перед тем как попасть к потребителю, оно пройдет многоступенчатый контроль для выявления соответствия ГОСТам и ТУ.

Учитывая многочисленные звонки, которыми автомобилисты ежегодно атакуют предприятие, Галина Валентиновна отметила, что при первых морозах помутнеет солярка. Это естественный процесс - она изменяет цвет на молочный, что допускается по ГОСТу при - 5 град. С, но изменения ее качества не происходит. Такое топливо будет накачиваться насосом в систему, так как до предела температуры фильтруемости еще имеется приличный запас - около 20 градусов. А если погодные условия гораздо суровее (например, до - 30 град. С), то тогда нет гарантии, что машина поедет.

Так что всем автомобилистам надо ориентироваться именно на показатель температуры фильтруемости, а при заезде на АЗС прежде всего выяснить эти данные. Таким образом, если на улице минус 20 град. С, то можно смело заправляться и ехать - качество гарантировано. С РУП "Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт" любые морозы - не беда.
-10%
-30%
-44%
-50%
-10%
-50%
-70%
-60%
-10%