Заявляя о планах защитить права потребителей жилищно-коммунальных услуг, для чего принять соответствующий закон, депутаты сокрушались, что на этом рынке нет конкуренции, что в эту сферу не идет частный бизнес. По оценкам депутатов, принятие нового закона должно покончить с зависимостью населения от монополиста, дать людям возможность выбирать, у кого получить услугу. Однако, не лишним будет вспомнить, что такие планы мы уже пытались реализовать.

Директор частного предприятия ЧУП "Аймалин", оказывающего жилищно-коммунальные услуги в столице, Виктор Клименко согласен с тем, что отрасль эта проблемная, однако не уверен, что готовящейся законопроект сможет что-то исправить. "Если не учтены экономические интересы, о каких реформах может идти речь? Ведь дело не в том, что людям кто-то мешает выбирать частные ЖЭСы. Дело в том, что их попросту нет. По крайней мере, в Минске кроме нас я больше никого не знаю, за исключением созданных при предприятиях для обслуживания их собственного жилого фонда. И они не будут работать до тех пор, пока это не будет экономически выгодно, - сказал он "ЭГ". - Это в свою очередь не произойдет до тех пор, пока у частных ЖЭСов будут неравные условия с государственными организациями, т. е. пока вторые будут дотироваться".

"При этом у государственного и частного ЖЭСа "ценник" должен быть одинаковый, а еще лучше, чтобы ниже", - говорит Клименко. Кроме того, как известно, коммунальное обслуживание в год у нас не может подорожать больше установленного размера - где тут развернуться "частнику", а государственным ЖЭСам перейти на самофинансирование?

Однако по заверению заместителя начальника Управления жилищного хозяйства Минжилкомхоза Михаила Колосова, условия для прихода бизнеса в сферу жилищно-коммунальных услуг созданы. Доказательство тому - принятая Минжилкомхозом Инструкция (постановление Министерства ЖКХ от 10.04.2006 № 16), которая предусматривает наряду с государственными выделение дотаций и коммерческим ЖЭСам. "Условия есть. Хотя, видимо, этого еще не достаточно", - признал Колосов, имея в виду слишком малое число частных жилищных организаций. По информации Минжилкомхоза, сегодня в Беларуси создано уже более 550 товариществ собственников (ТС), работает 15 негосударственных жилищных организаций (из них 7 в столице).

По словам директора "Аймалина", дотации эти "частнику" или ТС получить очень сложно из-за многочисленных условий. К слову, воспользовались этим правом только 10% всех ТС. Причем, самое сложное требование - это требование наличия в штате соответствующих "единиц". "Но если, скажем, сантехник и электрик нужен постоянно, то плотник и сварщик - от случая к случаю. На полставки никто работать не пойдет, потому что деньги маленькие. Поэтому товарищества предпочитают лучше платить больше, но самим решать, кого и сколько им нанимать", - пояснил В.Клименко.

На очень редких семинарах для столичных ТС, где они собираются, чтобы обсудить свои проблемы, из года в год в сознании коммунальников все более крепнет мысль о необходимости объединения ради выживания. К примеру, создать Ассоциацию, которая представляла бы их интересы на уровне города. Однако, судя по всему, делом этим разговорам не суждено закончится. "Чтобы кому-то взять на себя роль объединителя, нужны деньги. Была идея "скинуться", но как, если мы нищие? Тут не знаешь, как выжить. И вот каждый варится в своем соку,.." - рассказывает В.Клименко.

"Аймалин" сейчас, впрочем, как и все 13 лет своего существования, работает без прибыли - только на покрытие своих расходов. "Если у тебя появилась прибыль, в комитете по ценообразованию ты должен ее обосновать, а это такая волокита, что туда лучше вообще не ходить. Поэтому мы работаем по тем же тарифам, что и "город". Кроме того, если ты больше закладываешь прибыль, то естественно, у тебя будут большие расходы, а значит, больше придется платить жильцам. За эти "переплаченные" пять копеек они будут долго возмущаться".

Однако едва ли не единственный в стране частный ЖЭС, долгие годы балансирующий на грани выживания, веры в лучшее не теряет: "Мы надеемся, что реформа все-таки произойдет и мы сможем работать нормально".

Страсти, которые разгорелись в 2003 г. вокруг ЖКХ после принятия правительством концепции развития отрасли, в последние годы несколько поутихли и о реформе слышно все меньше и меньше. Напомним, что вопрос о необходимости реформирования встал после того, как КГК после комплексной проверки организаций системы сделал весьма нелицеприятные для руководства Минжилкомхоза выводы: неудовлетворительное финансовое состояние, неэффективное расходование государственных средств.

На первом из трех этапов реформы - до 2006 г. - в отрасли предполагалось сформировать "договорные отношения преимущественно на конкурсной основе", а также условия для создания совместных домовладений, ТС, упорядочить систему льгот и включить в рамки единой социальной защиты населения безналичные жилищные субсидии. К концу второго этапа (2006-2010 гг.) 60% жилфонда уже должно обслуживаться частными компаниями. К 2015 г. правительство запланировало и вовсе отказаться от дотирования отрасли, оставив государству обязанность субсидировать лишь малоимущие слои.

Тогда, как и сегодня, говорилось о том, что привлечь частника в эту неприбыльную сферу можно только наличием экономических стимулов. ЖЭСы, как государственные, так и частные, должны либо не дотироваться вообще, либо получать субсидии на одинаковых условиях. Пока этого не случится, ни о какой конкурентной среде говорить не стоит.

Инесса ГЕРМАНЧУК
{banner_819}{banner_825}
-35%
-11%
-30%
-30%
-45%
-40%
-20%
0061173