Поддержать TUT.BY
141 день за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Папа сказал: «Будешь делить имущество — ты мне не дочь. Я крысу не растил». Интервью с Таис Рыбакиной
  2. «У Лукашенко нет опоры в госаппарате». Латушко рассказал про новые санкции и транзит власти
  3. В Беларуси хотят разрешить создавать партии только постоянно проживающим в стране гражданам
  4. История одного фото. Как машинист метро и его коллеги помогали пассажирам после взрыва 11 апреля 2011 года
  5. В Беларуси не хватает более 2 тысяч врачей и столько же — медсестер. В Минтруда рассказали про дефицит специалистов
  6. Топ-10 самых популярных подержанных авто в стране. Какие на них цены?
  7. За прошлый год белорусов стало меньше на 60 тысяч
  8. В Мингорисполком подана заявка на проведение «Чернобыльского шляха»
  9. Глава Минска задумался об отказе от участков под паркинги у МКАД. И вот почему он прав
  10. «Радость — лучшее лекарство». Витебский бизнесмен начал рисовать 3 года назад, когда заболел раком
  11. Полчаса процедуры, два дня страданий. Как я сделала прививку от коронавируса
  12. Умер муж королевы Великобритании принц Филипп. Ему было 99 лет
  13. Роман одного из самых известных белорусских писателей отправили на экспертизу
  14. Налоговики создадут «супербазу» доходов населения. Какую информацию включат в нее
  15. «Не надо изобретать велосипед». Минский архитектор показал, как выглядит его загородный дом
  16. Врач объясняет, откуда берется шум в ушах и как от него избавиться
  17. Какие курсы доллара и евро установили обменники на выходные
  18. «Джинн злобно загоняется в бутылку». Большое интервью с многолетним журналистом президентского пула
  19. С осторожным оптимизмом. Как безвизовый Гродно, потерявший туристов и деньги, ждет новый сезон
  20. Последняя официальная статистика по коронавирусу в Беларуси: за сутки умерло 10 человек
  21. МВД прокомментировало жалобы на условия в ИВС на Окрестина и в Жодино и показало видео из изолятора
  22. Доски стали «золотыми»: пиломатериалы подорожали в два раза. Разбираемся, что происходит
  23. Пассажиры автобуса, которых не пустили в Украину из-за поддельных ПЦР-тестов, рассказали подробности
  24. «Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
  25. Закроем наши посольства там, где они не приносят отдачи? С кем мы успешно торгуем, а с кем — просто дружим
  26. Оценивает по походке. История бывшего балетмейстера, который в 74 года работает фитнес-тренером
  27. Прокурор: Протесты в Беларуси начались и из-за блогеров из Бреста. Обвиняемых лишили слова в суде
  28. «Затеял игру в президентство». В суде над Бабарико допросили свидетеля в наручниках и озвучили жалобы
  29. «Больше 1000 долларов за две недели». Бухгалтер на пенсии открыла онлайн-школу и учит печь хлеб
  30. В Украину не пустили автобус из Беларуси: у всех 35 пассажиров — поддельные справки о ПЦР-тестах


Кампания по упрощению административных процедур, которую проводят госорганы в отношении субъектов хозяйствования, затянулась и пошла по второму кругу. Чиновники говорят, что упрощать нечего. Представители бизнеса с ними не согласны. Кто из них прав? Вместе с председателем Ассоциации туристических организаций Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского, директором туристической компании "Весь мир" Владимиром БУЛАТОВЫМ "ЭГ" исследовала, что и почем администрируют госорганы при создании туристической организации.

Создание туристической компании, как, впрочем, и любой другой, начинается с поиска офиса и заключения договора на аренду. Затем разрабатывается учредительный договор и устав (это будет стоить 150-200 USD), создается уставный фонд (для общества с ограниченной ответственностью требуется 1600 EUR), согласовывается в местной администрации название будущего детища. Собрать все эти документы, если повезет, можно за неделю, нет - за месяц управишься, рассказывает Булатов.

Сама регистрация фирмы в исполкоме обойдется юрлицу в 60 EUR, ИП - 6 EUR и займет не меньше месяца - таков срок рассмотрения документов. Таким образом, общая сумма затрат составит до 280 USD плюс оплата за аренду офиса и расходы на нотариальное заверение документов.

"Новоиспеченную" компанию надо быстро поставить на учет в налоговую и банк, зазеваешься - получишь штраф. Туристическое сообщество очень надеется на внедрение принципа "одного окна", при наличии которого исполком будет сам направлять документы дальше по назначению.

Денег будет стоить открытие в банке расчетного счета (одна базовая величина) и изготовление печати, на что уйдет еще недели две-три. Оборудование офиса обойдется минимум в 2000 USD. Придется также обзавестись кассовым аппаратом (порядка 200 USD), поставить его на учет по обслуживанию (ежемесячно 15 тыс. Br) и зарегистрировать в налоговой. С аппаратом, если все делать оперативно, придется повозиться еще неделю.

Затем туристическая компания должна получить лицензию (раз в 5 лет). Это займет еще более месяца и "прохудит" кошелек еще на 100 EUR. Требуемый при этом перечень документов не малый: копии учредительных документов (устав, учредительный договор), свидетельство о госрегистрации ИП или юрлица, справка из налоговой о подтверждении постановки на учет, чек на уплату лицензионного сбора, копия договора на аренду помещения, а также договор о сотрудничестве с иностранным партнером. Кроме этого необходимо подтвердить наличие у руководителя и его сотрудников профильного образования и стажа работы в туризме.

Наряду с этим компании следует обзавестись сертификатом соответствия на оказание туроператорских или турагентских услуг, либо обоих сразу. Причем, здесь перечень документов значительно длиннее, нежели при лицензировании - 24 пункта. "Если фирма готова к работе, то получить сертификат за месяц реально, нет - то за два. Если у вас нет друзей-коллег, которые могли бы поделиться опытом и наработками, этот процесс и на полгода может затянуться", - говорит директор турфирмы.

Обойдется сертификат минимум в 750 тыс. Br. Стоимость его рассчитывается исходя из количества времени, затраченного сертифицирующими органами на работу с турпредприятием. Органов этих три: Национальное агентство по туризму, Институт недвижимости и оценки, Институт сертификации и стандартизации. Причем надолго забыть об этой процедуре не получится: сертификат нужно подтверждать ежегодно. Если никаких изменений в деятельности компании не произошло, каждый год будет уходить на сертификацию по 150 USD, если появился хоть один новый маршрут, то 250 USD и выше. "На эти деньги можно обновлять технику, оборудовать офис для повышения качества обслуживания, что особенно важно в средних и малых городах. Кроме финансовых затрат масса времени уходит на оформление различного рода бумаг, что также снижает экономическую эффективность ведения бизнеса. У наших соседей - Литве, Польше и Украине - сертификации туруслуг вообще нет", - сетует глава компании "Весь мир".

Сделать сертификацию добровольной - таково предложение Ассоциации туристических организаций. Во-первых, это самая сложная процедура из всех, существующих в отрасли. Во-вторых, все субъекты хозяйствования говорят о ее бессмысленности. Получается такая картина. Турфирма в своем офисе оформляет туристу путевку в санаторий, скажем, на 21 день, где и проходит основная часть тура, от которой зависит качество отдыха - размещение, питание, лечение, оздоровительные и экскурсионные услуги, работа обслуживающего персонала, безопасность и т. д. При этом все перечисленные услуги сертифицируются в добровольном порядке, а точнее не сертифицируются вовсе. Возникает вопрос: что тогда сертифицируют турфирмы? Требования к офису и персоналу и без того определены в документах по лицензированию. Причем, утверждают представители туристических компаний, главным экспертом качества их услуг выступает потребитель. Нравится обслуживание - купит тур, нет - не поможет никакой сертификат.

Процедуры лицензирования и сертификации дублируют друг друга, считает руководитель Ассоциации, и "накладны" не только для субъектов хозяйствования, но и государства. Первые несут двойные затраты из-за необходимости их получения, второе - на содержание аппарата госслужащих, проверяющих соблюдение законодательства.

Еще одна требующая упрощения процедура, по мнению Владимира Булатова, - приобретение и заполнение ваучера. Сегодня ваучер стоимостью в 1 EUR выдается каждому туристу. Однако получить его можно не быстрее, чем через неделю. Сначала нужно направить запрос в налоговую службу с обоснованием необходимого количества ваучеров и только после того, как там дали "добро", ехать за ними в Национальное агентство по туризму. А что делать, если осталось, к примеру, 10 ваучеров, а тут неожиданно свалилась группа из 12 человек? Поэтому эксперты турбизнеса и предлагают Минспорта утвердить типовую форму договора и ваучера и позволить турфирмам печатать их самим на компьютере, а не покупать у других.

Туристические компании предлагают также сократить перечень документов, необходимых для получения лицензии. "Зачем предоставлять копию договора с иностранным партнером об организации приема интуристов, если это не избавляет турфирму от обязанности обеспечивать въездной туризм?", - замечает собеседник "ЭГ".

Как видим, чтобы только войти в бизнес нужно заплатить минимум 3000 USD (для ИП) и 5700 USD (для юрлиц), потратить около полугода и пройти три крупные процедуры, требующие от предпринимателей сбора увесистых пакетов документов и совершения множества "подпроцедур". Может все-таки что-нибудь упростить? Глядишь, и вклад туризма, освобожденного от гнета разрешений и согласований, в ВВП страны возрастет.

Инесса ГЕРМАНЧУК
-12%
-30%
-20%
-50%
-15%
-30%
-52%
-20%
-20%
-33%