фотоБелорусские пивовары твердо расположились в авангарде новой волны приватизации. Продажа пивоваренных заводов одобрена Александром Лукашенко, главное, именно в этой отрасли первым образовался "стратегический консенсус": пивовары чрезвычайно нуждаются в инвестициях, а потенциальным инвесторам в не меньшей степени интересны белорусские пивные активы. Зачем, сколько и какие инвестиции необходимы отрасли, а также о перспективах развития пивоваренной промышленности после прихода на рынок страны новых крупных игроков - тема эксклюзивного интервью "Е" председателя наблюдательного совета СЗАО "Пивоваренная компания "Сябар" Сергея ЛЕВИНА.
 
- За последние несколько лет белорусский рынок пива претерпел серьезные изменения. В отрасль пошли значительные инвестиции, прежде всего как раз со стороны пивоваренной компании "Сябар". Как бы вы охарактеризовали текущую ситуацию в белорусском пивоварении?
 
- Действительно, еще в 2002 году общее потребление пива в Беларуси практически не росло и составляло 20-25 литров на человека. При этом продажи российского пива в пиковые летние месяцы достигали почти 50 процентов всего объема реализации. Как только пошли первые большие инвестиции в пивоваренную промышленность, сразу резко увеличилось потребление пива. И вследствие этого начался резкий подъем отрасли. Прошло несколько лет, пошли инвестиции, и потребление пива значительно выросло. В этом году, по оценкам, оно будет колебаться в пределах 35-37 литров на душу населения, а пиковые продажи российского пива составят не более 20 процентов от общего рынка. Эти показатели свидетельствуют, насколько важны инвестиции. Рынок растет, и мы ожидаем, что он будет дальше развиваться.
 
- Судя по тому, что сейчас активно обсуждается вопрос с продажей ряда заводов крупным инвесторам, средств на дальнейший рост недостаточно. Почему так остро встал вопрос с привлечением дополнительных средств в отрасль?
 
- Сегодня на эффективный рост белорусского пивного рынка оказывают давление несколько факторов. Первое - это то, что сегмент импортного пива для страны по-прежнему высок. Мы его оцениваем на уровне 20 процентов от общего объема потребления. Это слишком много. Мы считаем, что нормальный предел - до 5 процентов. Для того чтобы резко снижать импорт, необходимо, чтобы белорусские заводы увеличивали свои мощности. Однако сегодня наш завод работает на пределе мощности, "Криница" тоже. Практически все белорусские заводы сегодня работают на пределе мощности. И в условиях роста рынка нужно сделать все, чтобы эти "сливки", этот прирост получили не заводы в России или Украине, а именно белорусские заводы.
 
Второй фактор, который давит на рынок, - это необходимость инвестиций в качество продукции. Причем в качество в комплексе: в качество как самого пива, так и упаковки и маркетинга.
 
Эти два фактора заставляют владельцев заводов искать новые источники финансирования. Что касается нас, то у нас все в порядке. Но значительная часть рынка принадлежит заводам, которыми управляет государство. Для него наступило время, когда нужно определяться: либо оно как собственник само изыскивает инвестиции, либо выставляет заводы на продажу инвесторам.
 
Мы считаем, что инвестиции в отрасль необходимы. Хотя почему-то всегда, когда речь идет о привлечении дополнительных ресурсов, говорят только об иностранных инвестициях. Мы считаем, что инвестировать в заводы могут как иностранные, так и местные инвесторы. Имеются большие деньги у населения. Есть в Беларуси огромные финансово-промышленные группы, которые находят сотни миллионов, например, для нефтяной промышленности. Я думаю, что они с удовольствием вложили бы деньги в пивоваренную промышленность. И опыт того же "Приорбанка" показывает, что и внутри Беларуси найдется много финансово-промышленных групп, готовых вложить средства в отрасль.
 
- Какова, по-вашему, потребность отрасли в инвестициях?
 
- В ближайшие три-пять лет потребление пива в стране вырастет примерно до 6 миллионов гектолитров в год. На обеспечение производства и продаж этих объемов необходимо не менее 600 миллионов долларов. Сейчас белорусские заводы пока могут производить около 3 миллионов гектолитров качественного пива. Следовательно, отрасли необходимо около 200-300 миллионов долларов.
 
- Необходимость инвестирования этих денежных средств, скорее всего, станет обязательным условием для инвесторов на аукционах по продажам заводов. Кроме того, они должны будут заплатить государству за его долю и его акции в заводах. Во сколько, например, вы оцениваете долю государства в "Кринице"?
 
- Сейчас доля государства в этом предприятии составляет немногим более 80 процентов. При этом есть вероятность, что при проведении приватизации "Криницы" государство может выкупить остальные акции у частных лиц. Поэтому будем говорить, что продаются все 100 процентов акций предприятия.
 
Я считаю, что в условиях рыночной среды, когда не существует спекулятивного спроса на "Криницу", трезвая цена за ее 100 процентов - около 150 миллионов долларов. Это - минимальный потолок. И, обратите внимание, это - цена только за тот завод, который находится в Минске, а ведь у "Криницы" есть предприятие в Полоцке, имеются еще подразделения.
 
С другой стороны, многие компании изъявили желание купить ее. И поэтому если будет проводиться аукцион, то он, несомненно, поднимет эту минимальную планку цены. Чем больше будет участников аукциона и чем более они будут разноплановы, тем выше может быть цена.
 
- Каков ваш прогноз на развитие ситуации на рынке после прихода крупных игроков на ту же "Криницу", возможно, на другие заводы?
 
- Самое большое наше опасение - это когда непонятны правила игры. Пока они для нас в принципе определены. Но сейчас, когда выставляется на продажу "Криница", для того чтобы не было негативных последствий для участников рынка, для экономики страны в целом, необходимо заняться полной либерализацией пивного рынка. Что такое либерализация? Прежде всего, это - решение вопросов ценообразования, это - отмена адресных льгот для отдельных компаний, это - отмена запрета на свободный ввоз ячменя, солода.
 
Правительству необходимо полностью либерализовать эту отрасль, и тогда здесь произойдут грамотные рыночные изменения. В этом случае, скорее всего, появление глобальных игроков не приведет к проблемам у небольших заводов. Крупные игроки в любом случае их выкупят, поскольку пивной рынок в рыночных условиях всегда развивается по пути слияний и поглощений. Большим компаниям удобно поглощать небольшие заводы - они тогда берут на себя их обязательства, сохраняют их местные бренды, инвестируют в их производства.
 
Мы озабочены тем, что "Криницу" могут продать на каких-то не совсем понятных условиях и в то же время не создать рыночные условия для развития отрасли. К чему это может привести? Тот игрок, который купит "Криницу" и брестский завод, сразу получит свыше 50 процентов рынка. При этом он может ничего не бояться, так как это - нерыночная отрасль, в ней нет свободной конкуренции, у всех остальных участников рынка просто не будет возможностей, чтобы конкурировать с глобальной компанией. Сегодня, когда монополия на пивном рынке фактически принадлежит государству, мы к этому относимся спокойно. Почему? Потому что государство мы не можем рассматривать как конкурента. Будь ты субъект хозяйствования, гражданин страны, иностранный или местный инвестор, государство для тебя, прежде всего, партнер. Потому что в этом и состоит задача государства - оно никогда не является твоим противником.
 
Когда же в какой-то отрасли создается частный монополист и при этом государство, уйдя из этой отрасли, забывает разрушить там нерыночные механизмы, это становится действительно опасным. Потому что конкурент для тебя является всегда конкурентом, он никогда не может стать партнером. И в этом заключается очень серьезная проблема для дальнейшего развития отрасли.
 
Информация по делу
 
Кстати, вчера у Сергея Сидорского прошло совещание с участием руководителей пивоваренных предприятий страны. На нем рассматривался вопрос о привлечении инвесторов. Мероприятие было достаточно закрытым, но, как удалось выяснить "Е", на него не были приглашены два ведущих производителя - "Сябар" и "Оливария".
 
Если с "Оливарией" все понятно, так как она уже определилась с инвестором (BBH), то отсутствие представителей "Сябра", чьи владельцы неоднократно заявляли о своем желании участвовать в приватизации той же "Криницы", вызывает предположения об уже случившемся сужении числа потенциальных участников предстоящих торгов.
 
 
Михаил РАДКЕВИЧ
-25%
-40%
-21%
-50%
-40%
-15%
-14%
-36%
-10%
-15%
-15%
0070859