Компания "Ренессанс Капитал" выпустила исследование "Страны бывшего СССР: рентабельность перемен", в котором проанализировано, как связаны действующая политическая система в странах СНГ и Прибалтики с результатами экономической политики государства. Выводы исследования: если исключить из рассмотрения страны Прибалтики, в рейтинге реформ вне зависимости от политической системы лидируют нефтедобывающие страны, даже если они, как Беларусь, добывают дешевую нефть из российской транзитной трубы.

Исследование "Страны бывшего СССР: рентабельность перемен" было опубликовано инвестиционной компанией "Ренессанс Капитал" в конце прошлой недели. "Этот отчет описательный, - говорит координатор исследования Екатерина Малофеева.- Его задача - собрать сопоставимые данные и создать фон, на котором инвесторы могут принять решение и понять, какие инвестиционные риски существуют в регионе".

Исследование фактически представляет из себя "рейтинг" показателей политических и экономических реформ, проводимых в странах экс-СССР последние 15 лет. Авторы отчета проанализировали довольно внушительный набор показателей. Степень политической свободы и свободы ведения бизнеса в странах бывшего СССР были оценены с помощью уже существующих индексов: Freedomhouse, Economist Intelligence Unit, Transparency International, Heritage Foundation и World Bank. Итоговый "индикатор свободы 'Ренессанс Капитала'" указывает на наиболее высокий уровень свободы в республиках Прибалтики и наиболее низкий - в Беларуси, Туркмении и Узбекистане. Россия же находится посередине - наравне с Казахстаном, Киргизией и Азербайджаном.

Подобную операцию экономисты проделали с целью оценить экономические результаты стран бывшего СССР (см. таблицу). Вывод о том, оптимальна ли выбранная политическая модель для каждой страны, авторы делали на основе того, к каким результатам в экономике она привела - точнее, насколько выросло или сократилось благополучие ее населения за последние 15 лет. Неудивительно, что лидируют страны Прибалтики: у них максимальные "оценки" и по уровню свободы, и по росту благосостояния. Например, ВВП на душу населения в Эстонии увеличился с $6 тыс. в 1994 году, до $18 тыс. в 2006 году. Как ни странно, следом за ними идут Казахстан, Азербайджан и Беларусь. Россия же находится на седьмом месте c размером ВВП на душу населения $12 тыс. в 2006 году. Закрывают список Молдова (ВВП на душу населения - $2,5 тыс.) и Кыргызстан ($2 тыс.), которые считаются более политически свободными.

"В странах СНГ, которые являются относительно несвободными, население чувствует себя более благополучно, чем в свободных странах", - отмечает Екатерина Малофеева. По словам Владимира Сальникова из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, прямой связи между уровнем политической свободы и экономическим благосостоянием не существует. А ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау, как и авторы доклада, отмечает, что экономическое благополучие России, Казахстана, Азербайджана связано с обилием нефтегазовых ресурсов, а Беларуси - с низкими ценами на них.

Вывод авторов доклада: экономики стран Средней Азии неустойчивы. Если цены на энергоресурсы для Беларуси повысятся, есть все шансы, что и последняя войдет в их число. Риск неустойчивости для России, Азербайджана и Казахстана в среднесрочной перспективе, по словам госпожи Малофеевой, сопоставим с рисками для относительно свободных Молдовы, Грузии, Украины и Армении. Только в случае первых, по мнению авторов доклада, стабильность держится на желании власти ее сохранить, а у последних "есть рыночные инструменты", чтобы бороться с внешними шоками. "Любой серьезный внешний шок - и в Азербайджане и России все рухнет", - считает господин Мау.

Впрочем, в докладе приводится так называемый показатель желания инвестировать, основанный на соотношении иностранных инвестиций и ВВП. Оказывается, в 1995-2005 годах в Армении, Азербайджане и даже Таджикистане он был выше, чем в России и на Украине, в которых он был даже ниже нуля. Таким образом, констатируют в "Ренессанс Капитале", по крайней мере на постсоветском пространстве иностранным инвесторам уровень политической свободы менее важен, чем норма прибыли и желание власти сотрудничать с ними.

АЛЕКСЕЙ Ъ-ШАПОВАЛОВ


Рост ВВП
(2000-200
6 годы)


Инфляция

Прямые и
портфельн
ые
иностранн
ые
инвестици
и


ВВП по
ППП


Безработи
ца и
трудовая
миграция


Бедность


Неравенст
во


Общий
показател
ь

Эстония

7

2

2

1

6

1

12

1

Латвия

6

5

4

3

12

7

3

2

Литва

8

1

7

2

10

5

6

3-4

Казахстан

4

8

5

5

5

2

7

3-4

Азербайджан

2

6

1

9

1

10

11

5

Беларусь

10

14

9

7

2

3

2

6

Россия

13

12

15

4

3

5

4

7

Армения

3

4

3

10

13

11

15

8

Туркменистан

1

9

14

6

10

14

14

9

Украина

9

11

12

8

9

4

4

10

Грузия

11

7

8

11

15

12

13

11

Таджикистан

5

10

10

15

8

15

8

12

Узбекистан

14

15

12

14

4

8

1

13

Молдова

12

13

11

12

7

9

10

14

Кыргызстан

15

3

6

13

14

13

9

15

{banner_819}{banner_825}
-21%
-10%
-22%
-46%
-15%
-45%
-90%
-15%
-11%
0061173