1. Страны «Большой семерки» призвали власти Беларуси провести новые выборы
  2. «Здоровой женщине не нужно ничего высчитывать». Гинеколог — о признаках овуляции
  3. «Не было у него умысла». Наехавшего на пятерых силовиков водителя BMW начали судить повторно
  4. Пока новые Skoda не продают — ищем подержанные. Сколько стоят экземпляры с минимальным пробегом
  5. Официальный представитель ЕС рассказал о том, почему пока не приняли четвертый пакет санкций
  6. Власть говорит, диктатура и порядок показали эффективность в АПК. А что говорят статистика и эксперты?
  7. Возле метро «Михалово» построят 19-этажку. А где там нашлось место?
  8. Семья минчан построила дом в дачном поселке и живет там круглый год. Вот как там все устроено
  9. Что в ВОЗ ответили на слова Лукашенко о том, что Беларуси ничем не помогли в борьбе с COVID-19
  10. «Мы с Колей жили в этом домике». Показываем, где находится «любимый дворец» Лукашенко
  11. «Если бы не сиденья, то в поезде понравилось». Пассажиры «Ласточки» — о том, как ехали из Минска в Москву
  12. Не дошла до дома несколько метров. Что известно об аварии в Гомеле, где погибла девочка
  13. В прокуратуру Германии подали заявление о совершении Александром Лукашенко «преступлений против человечности»
  14. «Ошиблись в выборе профессии». Лукашенко лишил званий более 80 бывших силовиков
  15. Опубликован список экс-силовиков, которых Лукашенко лишил званий
  16. В Могилевской области массово гибнут куры. Выяснили, в чем дело
  17. Скардино рассказала, как живет в Швейцарии и планирует ли возвращаться в Беларусь
  18. В прокуратуру Германии подали заявление на Александра Лукашенко. Юрист объясняет, что это значит
  19. В Гомеле вынесли приговор директору местного филиала Белгазпромбанка, которого судили за «взятки от друзей»
  20. «Удивило, что здесь едят котлеты на завтрак». История артиста балета Эвена, переехавшего из Франции
  21. Из-за длинных майских выходных скорректировали график выплаты пенсий и пособий
  22. С 5 мая Nivea под запретом. Посмотрели, убрали ли эту косметику с полок магазинов
  23. Почему появляются родинки? Онколог объясняет простыми словами
  24. «Они хотят убить президента и думают, что народ тут аплодировать им будет?» Лукашенко встретился с Додоном
  25. Стали известны финалисты футбольной Лиги чемпионов
  26. Внимание! На четверг объявлен оранжевый уровень опасности
  27. «Трешки» на «первичке» подешевели на 13,8%. Что происходило в первом квартале на рынке квартир
  28. «Рома чернел у меня на руках». История Кати и ее сына, который проглотил средство для очистки труб
  29. Огонь лихорадочный, в основном по своим. Власти грозят контрсанкциями и даже решились деликатно ущипнуть обидчика. Мнение
  30. Генпрокуратура направила «дело Тихановского» в суд. И кое-что рассказала про 900 тысяч долларов


Ограничения на ввоз в Беларусь импортных седельных тягачей, применяемые правительством с 2003 г., не только не увеличили продажи продукции белорусских автомобилестроителей на внутреннем рынке, но и привели к потере отечественными субъектами хозяйствования позиций на рынке международных автоперевозок. Такой вывод сделали эксперты исследовательского центра Института предпринимательства и менеджмента (ИПМ) совместно с немецкой экономической группой в результате проведенного анализа этой отрасли.

Основной причиной введения заградительных импортных пошлин на "бэушную" импортную технику всегда называлась поддержка отечественного автопрома, в частности Минского автозавода. Однако планируемая цель — насыщение рынка тягачами МАЗ — за три с лишним года так и не была достигнута, отметил на семинаре по проблемам международных автоперевозок представитель исследовательского центра ИПМ Дмитрий Бабицкий. Белорусские перевозчики закупили их всего 260 в 2004 г. и 75 — в минувшем. И дело здесь вовсе не в отсутствии патриотизма. Непопулярность белорусских автомобилей у международных перевозчиков объясняется, в первую очередь, высокими издержками: МАЗы менее надежны, больше по весу и менее экономичны в расходе горючего по сравнению с импортными аналогами. Затраты на "среднюю" поездку из Беларуси в Западную Европу на автомобиле МАЗ примерно на 100 EUR выше, чем на импортном тягаче. Кроме того, в Европе отсутствуют специализированные сервисные центры, что при возникшей неисправности автомобиля чревато серьезными проблемами для перевозчика.

С другой стороны, МАЗ особого дискомфорта от отсутствия интереса со стороны белорусских перевозчиков не испытывает. Производство седельных тягачей в Беларуси ориентировано главным образом на экспорт — в Россию и арабские страны, сообщил Д.Бабицкий. Поступления от их продажи за рубеж выросли со 121 млн. USD в 2002 г. до 180 млн. USD в 2005 г. (около 6 тыс. шт. в год). На фоне таких объемов экспорта продажи тягачей на внутреннем рынке не имеют большого значения для промышленности, убежден эксперт. Так стоило ли сыр-бор с ограничениями затевать? Ведь за это время автопарк белорусских международных автоперевозчиков сократился на 40% (почти на 5,5 тыс. единиц), а число рабочих мест на 6 тыс. (к проблеме автоперевозчиков "ЭГ" обращалась неоднократно, в последний раз в № 73 за 2006 г.). По оценкам Ассоциации международных автоперевозчиков "БАМАП", белорусские фирмы ежегодно должны обновлять не менее 1 тыс. — 1,5 тыс. транспортных средств. Фактически же из-за высоких пошлин на импортную технику они приобрели всего 490 тягачей в 2004 г. и 151 в 2005 г.

На первый взгляд, снижение численности автопарка не привело к падению поступлений от экспорта транспортных услуг, отмечают эксперты. Неблагоприятные изменения в законодательстве не повлекли снижения объема предоставляемых перевозчиками услуг в стоимостном выражении. Объем экспорта транспортных услуг продолжал расти в 2004-2005 гг., хотя и не такими высокими темпами как ранее — 11-13% и 23-30% соответственно. Для сравнения: прирост экспорта транспортных услуг Белорусской железной дорогой был в 2-3 раза меньше. В равной степени росли и поступления от международных перевозчиков в бюджет — на 21% в 2004 г. И это при огромном сокращении производственных возможностей белорусских перевозчиков, снижении количества поездок и объемов перевозимых грузов! Увеличение поступлений происходило в основном за счет повышения тарифов на перевозки и почти 50-процентного роста эффективности. Если в 2000 г. автомобиль совершал в среднем один кругорейс, то в 2005 г. этот показатель составил уже 1,42. Однако эти резервы повышения эффективности уже исчерпаны, констатируют аналитики ИПМ. В первой половине 2006 г. впервые за последние семь лет наметилось снижение поступлений от экспорта услуг международного грузового автотранспорта на 1,1%.

При этом белорусские перевозчики начали утрачивать не только рынки Западной Европы и России, но и отечественный рынок. Если в 2002 г. доля иностранных фирм в перевозках (из и в Беларусь) составляла 27%, то в 2004 г. она выросла до 38%, а в 2005 г. — до 41%. Также произошло сокращение транзитных поездок белорусских перевозчиков через территорию Беларуси со 185 тыс. в 2000 г. до 95 тыс. в 2004 г.

Для увеличения конкурентоспособности белорусских перевозчиков правительству, по мнению экспертов, необходимо предпринять ряд мер.
-21%
-25%
-30%
-50%
-20%
-18%
-40%
-5%
-20%
0068422