1. Эксперт поделился секретами, как легко и эффективно можно почистить газовую плиту
  2. «Восстановление костела — вызов для всех белорусов». Как Будслав пережил пожар в своей главной святыне
  3. Как приготовить рассыпчатый рис? Шеф-повар делится своими секретами
  4. Автозадачка на выходные. Загадка про легендарный автомобиль эпохи 70-х
  5. Сколько стоит новый кроссовер в Беларуси и у ближайших соседей. Сравнили цены — и вот результат
  6. «Пленные взбунтовались — врача похоронили с оркестром». История и артефакты из лагеря в Масюковщине
  7. Декрет «о коллективном президенте». Объясняем, о чем он — коротко
  8. «Заходишь в город, а там стоит плач и кругом сотни гробов». История 95-летнего ветерана ВОВ
  9. Один из лидеров минского «Динамо» покинул команду
  10. Пяць палацаў, якія можна купіць у Беларусі (ёсць і за нуль рублёў)
  11. «Общество заточено на «откаты». Откровенный разговор с архитектором о строительстве частных домов
  12. «Спасите семью от развода». Подборка самых необычных объявлений о продаже авто
  13. Очереди в пункт вакцинации «Экспобела» были такие длинные, что ввели предварительную регистрацию
  14. «Всех разобрали, а я стою. Ну, думаю, теперь точно расстреляют». История остарбайтера Анны, которая потеряла в войну всех
  15. В Беларуси не хватает почти 84 тысяч работников. Какие кадры в дефиците
  16. Минздрав озвучил свежую статистику по коронавирусу в стране
  17. Остаться одному после 67 лет брака. Поговорили с героем, чья история любви год назад восхитила читателей
  18. Стрельба в школе в Казани: погибли 9 человек
  19. Уборка, поминальная трапеза и цветы. Радуница на маленьких кладбищах Минска
  20. Будет учтено «все происходящее в стране»: представитель ЕС рассказал, когда ждать четвертый пакет санкций
  21. В Будславе горел знаменитый костел, повреждена часть крыши
  22. «Баявая сяброўка». Як украінка набыла танк, вызваляла на ім Беларусь ад фашыстаў і помсціла за мужа
  23. «Мама горевала, что не дождалась Ивана». Спустя 80 лет семья узнала о судьбе брата, пропавшего в 1941-м
  24. Лаевский: Максиму Знаку предъявили окончательное обвинение. Его дело скоро передадут в суд
  25. Население Китая уже почти не растет, его вот-вот обгонит Индия
  26. Какую из вакцин от ковида, которыми прививают в Беларуси, одобрил ВОЗ? Главное о здоровье за неделю
  27. Арина Соболенко поднялась на рекордное четвертое место в рейтинге WTA
  28. Эндокринолог — о том, почему сахарным диабетом болеет все больше людей
  29. Парень, который выжил. История 23-летнего Антона, который после ДТП 43 дня провел в коме и выкарабкался
  30. В Индии люди, переболевшие COVID-19, начали заражаться редким «черным грибком»


/

Несмотря на отсутствие установленных правительством ограничений в первую и вторую волну эпидемии коронавируса, массовый уход на самоизоляцию прошлой весной и последующая некоторая осторожность людей в посещении ресторанов и кафе привели к росту спроса на доставку готовой еды. Экс-директор Delivio, предприниматель Александра Виторская поделилась своими наблюдениями о том, как коронавирус повлиял на рынок доставки, и мнением о том, что изменится после того, как эпидемия отступит.

Фото предоставлено создателями сервиса
Фото предоставлено сервисом доставки

«В период пандемии вырос интерес к доставке еды»

— Год назад запускался сервис доставки Delivio. Как раз тогда в Беларусь пришла эпидемия коронавируса. Курьерская и служба доставки готовой еды оказались востребованными в этот период. Какие вы ощутили изменения, работая на этом рынке?

— Конечно, период пандемии благоприятно сказался на росте рынка доставки еды. Но нельзя сказать, что это оказалось лекарством и помогло всем доставкам. Буквально в те же сроки, что и мы, открывались еще две доставки еды. Они обе уже не работают.

Сделаю небольшое отступление. Открылись все эти сервисы доставки не потому, что был карантин. Сервис доставки — это настолько инвестиционно емкий и технологичный бизнес, что от идеи и начала проекта до старта доставок потребителям проходит много времени. «Деливио» начали делать с нуля за год до пандемии. Если бы кто-то решил открыть такой бизнес в феврале-марте прошлого года, то запустил бы его, наверное, только сейчас.

Если бы пандемия была для доставок панацеей или они гребли бы деньги лопатой, то Uber Eats, например, не ушел бы с украинского рынка в прошлом году. Тем более что Uber Eats — это огромная компания и украинский рынок более развитый, чем белорусский.

Можно сказать, что количество заказов сначала увеличилось, но со временем снизился средний чек. Раньше услугами доставки пользовались, например, когда встречались с друзьями в пятницу вечером или на праздник. С приходом пандемии доставка начала входить в ежедневную рутину — люди стали заказывать обеды, завтраки. То есть начали пользоваться доставкой еды на повседневной основе. В связи с этим средний чек снизился.

Это, кстати, относится не только к Беларуси. Об этом же я читала в отчетах других международных доставок, так что это мировая тенденция.

— Вы уже сказали, что два новых игрока рынка доставки готовой еды как пришли, так и ушли. А как вы в целом оцениваете этот рынок? Был ли в прошлом году толчок его развития?

— В прошлом году случился бум на рынке доставки еды. Скорость развития этого бизнеса значительно увеличилась. Ведь до этого был всего один игрок. То, что в прошлом году несколько доставок открылись почти одновременно, — это не случайность, а закономерность развития рынка. После анализа мировых тенденций было понятно, что в Беларусь это тоже вот-вот придет.

— В Беларуси не вводили локдаун или какие-то серьезные ограничения. Но весной люди организовались самостоятельно и многие ушли на «удаленку» и самоизолировались. По спросу на рынке доставки готовой еды были ли видны волны, связанные с этим?

— Наверное, нет. Я бы могла проанализировать, если бы у меня была статистика предшествующего пандемии года, но «Деливио» в 2019-м еще не работала.

— А в общем какие периоды выделяются в плане спроса — это только вечера пятницы и выходные или нет?

— Спрос сильно выделяется в плохую погоду, особенно вечером. Если на улице сильный дождь или снегопад — сразу же много заказов. А из-за плохой погоды и скорость доставки курьерами снижается. В итоге порой случается коллапс.

Еще отличается летний период и холодный период года. В холодные времена более популярны заказы в выходные и вечер пятницы, а в летнее время, наоборот, в обед бывает больше заказов, чем в выходные. Видимо, в хорошую погоду сказывается и открытие террас, и то, что люди уезжают на выходные на природу.

«Рынок доставки в Беларуси все еще на ранней стадии развития»

— Высокая ли сейчас конкуренция среди служб доставок или есть потенциал для новых игроков?

— За предыдущий год рынок вырос, но все равно я считаю, что он еще находится на начальной стадии. Его можно прокачивать и расширять.

Предвижу, что на белорусский рынок выйдут мировые игроки доставки еды. Их цель не только в том, чтобы занять первое место на уже сформированном объеме рынка, но и увеличивать его. То есть приход мировых игроков будет увеличивать объем рынка. Это их стратегия развития, и у них для этого есть и средства, и опыт.

— Как думаете, когда отступит ковид, будет ли спад спроса на услуги доставки?

— Если делать вывод из статей о международных сервисах доставки, то ковид поможет сформировать привычку доставки. Скорее всего, после эпидемии снизится количество заказов, но так как люди научатся пользоваться этой услугой, то снижение будет не до уровня доковидного.

— Потенциальный спрос на этом рынке все же не безграничен, у него есть рамки: в первую очередь доходы людей и, наверное, культура потребления готовой еды. Сейчас эти услуги охватывают хотя бы условный средний класс?

— Я считаю, что даже средний класс еще не полностью охвачен. В том числе не у всех людей, имеющих финансы, сформировалась привычка пользоваться услугами доставки готовой еды. И это нормально, что раньше такой привычки не было. Но через условные два года, уверена, люди будут проще относиться к доставке, так как она больше интегрируется в их жизнь.

Фото из личного архива Александры Виторской
Фото из личного архива Александры Виторской

На что не может влиять сервис доставки, так это финансы пользователя. Рестораны понимают, что покупательная способность не увеличивается, скажем так. Потому пытаются подстраиваться под реалии. В прошлом году некоторые рестораны начали предлагать различные акции только для доставки. То есть рестораны учатся работать с доставкой — вводят, например, предложения, которые снижают стоимость еды по доставке или предлагают специальное меню только для доставки, средний чек которой ниже, чем в зале.

«При нестабильном внешнем климате сложно вкладывать большие деньги в ресторан»

— Доставка помогла ресторанам пройти период сильного падения спроса с меньшими потерями?

— Если это рестораны, у которых мало заказов из-за качества еды или неумения представить себя, то заказы не особенно увеличивались. А вот рестораны с хорошим качеством, которые активно работали со своими клиентами, сами промоутировали доставку, у которых хорошо представлена информация на сайте, у них количество доставок увеличивалось настолько, что оказало хорошую помощь в борьбе со сниженным потребительским спросом в зале.

— Товарооборот общественного питания в 2020 году упал на 20%. Как, по вашему наблюдению, себя сейчас чувствуют рестораны и кафе, вернулись ли они к доковидной активности?

— Не могу говорить, что да, вернулись, потому что я не анализировала весь рынок. Могу сказать только из своего потребительского наблюдения (я пристально слежу за ресторанами). Считаю, что сейчас нет сильного спада в плане посетителей.

В то же время Александра Виторская признает, что на бизнес-планах сказываются неопределенность и непростая экономическая ситуация.

— Из-за сложной ситуации я, например, побоялась открывать большое заведение. При таком нестабильном внешнем климате сложно вкладывать большие деньги в ресторан и ждать, когда инвестиции окупятся. Вместо этого я пошла по пути меньших рисков — решила открыть небольшую пиццерию. Это осознанный шаг в период, когда не совсем понятна экономическая ситуация в стране.

Со своим опытом в сервисе доставки я по-другому подошла к вопросу открытия ресторана. Как мы говорили, у потребителей еще не сформирована привычка пользоваться службами доставки еды, так и у наших ресторанов не сформирована привычка работать с доставкой. Они больше заточены на работу с залом, в итоге не берут во внимание доставку, когда формируют финансовые планы и модель работы. При открытии своего ресторана я это учла и при формировании операционной модели закладывала, что большАя часть заказов придется на доставку.

-10%
-15%
-20%
-15%
-20%
-10%
-50%
-10%
0073182