Трехсторонние переговоры между Россией, Литвой и Беларусью о тарифах на железнодорожные перевозки закончились провалом. Литва отказалась в два раза снизить тарифы в адрес российского порта Калининград, мотивировав это тем, что Россия применяет дискриминационные тарифы на перевозку в адрес литовского порта Клайпеда. В результате России не удалось перевести грузопоток калийных удобрений, металла и древесины объемом 2 млн тонн из Беларуси в порт Калининграда.

На днях в Литве состоялась трехсторонняя встреча представителей министерств транспорта Литвы, Беларуси и России, посвященная регулированию тарифов на транзитные железнодорожные перевозки. Вчера стало известно, что члены российской делегации отказались подписать итоговый протокол.

По сведениям Ъ, российская сторона настаивала на снижении в два раза тарифов на железнодорожные грузоперевозки на Калининград. Литовская - согласилась рассмотреть этот вопрос лишь с учетом положений межгосударственных договоренностей о сотрудничестве портов Калининград и Клайпеда в рамках проекта "2К". Документ предусматривает взаимовыгодные тарифы на железнодорожные грузоперевозки в оба порта. "Сейчас Россия в отношении грузов, следующих в Клайпеду, применяет дискриминационные тарифы, которые вдвое выше, чем к тем же самым грузам, следующим через Литву на Калининград", - говорит секретарь литовского минтранса Арвидас Вайткус.

Точные цифры не разглашаются, однако, по неофициальным данным, при практически равном расстоянии до портов Клайпеды и Калининграда доставка и перевалка грузов из Беларуси в Клайпеду стоит 16,52 долларов за тонну, в Калининград - 20,76 долларов.

Именно на снижении тарифов на перевозку грузов из Беларуси настаивали в Вильнюсе российские переговорщики, отказавшись вести переговоры об условиях перевозок на Клайпеду. Беларусь собиралась перевалить в этом году в Калининграде 1 млн. тонн калийных удобрений, 700 тыс. тонн металла и 300 тыс. тонн древесины.

Таким образом, России не удалось перевести белорусский грузопоток в Калининград. Ранее на Белорусской железной дороге заявляли, что транспортировка калийных удобрений через Калининград "экономически нецелесообразна". Затраты на доставку тонны калийных удобрений, включая железнодорожную перевозку, перевалку и фрахт, через Калининград в среднем на 6 долларов дороже, чем через Клайпеду. При этом непосредственно ставка перевалки в Калининграде дороже на 1-2 доллара. Сделать перевалку более привлекательной могли бы более низкие железнодорожные тарифы, но их снижения добиться не удалось. В Минтрансе России ситуацию комментировать вчера отказались.

-24%
-50%
-20%
-80%
-40%
-30%
-20%
-40%
-10%
-20%
0061173