1. «Два раза смотрел потом». Лукашенко прокомментировал «шпионский» фильм «Манкурты»
  2. Мужчина, который попал на видео с медвежонком, о случившемся: «Хотел как лучше, а вышло, что виноват»
  3. От выстрелов под Лиозно до погреба в Гомельской области. Как «покушались» на Лукашенко
  4. Белорусская и российская стороны высказались о задержании Зенковича и Федуты. Какие вопросы остались
  5. Врач объясняет, когда выпивать два дня — это уже запой и как быстро человек может спиться
  6. Склепы с останками ребенка и взрослого обнаружили при прокладке теплотрассы в центре Могилева
  7. В ФСБ России рассказали подробности «дела о планировавшемся в Беларуси перевороте»
  8. Школьный друг Виктора Бабарико уже 10 месяцев в СИЗО КГБ. Вот что рассказывает об этом его брат
  9. «Врач говорил: «Вам лучше второго ребенка родить». История Юрия, воспитывающего ребенка с аутизмом
  10. «Ну ты же понимаешь о последствиях». Работники рассказали, по сколько сбрасывались на субботник
  11. Тима Белорусских о дочери: «Она скрывалась ради образа мальчика с разбитым сердцем»
  12. На «Гомсельмаше» рассказали про 400 вакансий, приглашение россиян на работу и зарплаты выше 3600 рублей
  13. В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?
  14. Лукашенко обвинил американские спецслужбы в подготовке покушения на него и сыновей
  15. Теряют рынок, падает товарооборот. Что происходит с предпринимателями, которым хотят поднять налоги
  16. Не до покупок. В Беларуси заметно сократился розничный товарооборот
  17. Мы вам — факт о стране, а вы нам ее называете. Тест: Беларусь, Туркменистан, КНДР или США?
  18. Как власть услышала народ — и решила отомстить, суетливо и неразборчиво. Мнение
  19. Как вовремя заметить предвестники алкоголизма? Главное о здоровье за неделю
  20. В Беларуси рванули цены на курицу, свинину, картошку, сладости, пиломатериалы и туристические услуги
  21. «Свое надо есть, из нашей земли, а не какое-то заморское». Лукашенко порассуждал о борьбе с вирусами
  22. Свежая статистика по COVID-19 в стране: сколько новых случаев коронавируса за сутки
  23. «Банк умыл руки». Помните историю с изъятием ценностей из ячеек Белгазпромбанка? Спросили, вернули ли их
  24. Где в Беларуси численность населения падала, а где росла? Посмотрели статистику по регионам
  25. «Нормализация отношений невозможна, пока не прекратится насилие». Макей встретился с послами Германии и Франции
  26. Автозадачка на выходные. Попробуйте разгадать секрет тайного знака японских водителей
  27. Почему начало глаукомы легко пропустить? Врач рассказывает про опасное заболевание глаз
  28. Туктамышеву называют новой примой российского фигурного катания. Только взгляните, как она хороша
  29. Посольство США в Беларуси прокомментировало задержание Юрия Зенковича
  30. «Шахтер» выдал абсолютно лучший старт в чемпионате Беларуси по футболу за свою историю


В распоряжении редакции TUT.BY оказался проект закона об изменении законов по вопросам средств массовой информации. Предлагается блокировать интернет-ресурсы за информацию, направленную «на пропаганду экстремистской деятельности» и материалы, которые могут «привести к возникновению угроз национальной безопасности». Что еще предлагают и кто занимался его разработкой?

Фото: Алесь Пилецкий, TUT.BY
Фото: Алесь Пилецкий, TUT.BY

Журналистов предлагают лишать аккредитации за «противоправное деяние» в процессе профессиональной работы

Согласно предполагаемому проекту закона, журналисту СМИ запрещается использовать свое положение для распространения информации с целью опорочить кого-то из граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства или работы, в связи с политическими убеждениями, а также дискредитировать госорганы и другие организации.

Кроме этого, журналист может быть лишен аккредитации, если им или редакцией нарушен установленный порядок аккредитации или распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие деловую репутацию организации, его аккредитовавшей, а также если журналист совершил умышленное противоправное деяние в процессе осуществления профессиональной деятельности. Оба пункта прописаны по аналогии с российским законодательством о СМИ.

Предлагается ввести обязанность журналиста получать согласие главного редактора на подготовку информационных сообщений или материалов для использования в других СМИ или на интернет-ресурсах.

Среди предложений есть и такое, чтобы название сетевого издания совпадало с доменным именем интернет-ресурса.

Публикация результатов опросов может оказаться под запретом

В СМИ и на интернет-ресурсах предлагается запретить публикацию результатов опросов общественного мнения, относящихся к общественно-политической ситуации в стране, республиканским референдумам, выборам президента, депутатов, если они проводились без соответствующей аккредитации. Публикация результатов таких опросов в документе отнесена к информации, распространение которой запрещено, что влечет ряд правовых последствий (мер ответственности). Также к запрещенной информации отнесены гиперссылки на информационные сообщения, содержащие запрещенную к распространению информацию.

Юрлицо, на которое возложены функции редакции СМИ, согласно документу, должно не допускать распространения недостоверной информации, которая может причинить вред государственным или общественным интересам.

В документе предлагается расширить перечень оснований для вынесения изданию письменного предупреждения.

В предполагаемом проекте закона установлено требование об использовании гиперссылки при распространении в интернете информации, ранее опубликованной на другом ресурсе (если правообладателем не установлено иное). Более того, согласно документу, за перепечатывание материалов с нарушением условий распространения, установленных первоисточником, может быть вынесено письменное предупреждение.

Лишать статуса СМИ смогут без решения суда

Предлагается наряду с судом предоставить полномочия по принятию решения о прекращении выпуска СМИ Мининформом в случае вынесения СМИ и владельцу сетевого издания двух и более письменных предупреждений в течение года, а также в случае принятия решения Межведомственной комиссией по безопасности в информационной сфере при Совбезе Беларуси о наличии в СМИ материалов и сообщений, распространение которых способно привести к возникновению угроз национальной безопасности. В обосновании необходимости принятия проекта закона это аргументируется необходимостью «снижения нагрузки на судебные органы» и «оперативного пресечения распространения противоправной информации».

Такое же решение Межведомственной комиссии по безопасности в информационной сфере при Совбезе Беларуси предлагается сделать еще одним основанием для ограничения доступа к интернет-ресурсу, сетевому изданию. Кроме того, Мининформ может принять решение об ограничении доступа к интернет-ресурсу, если в течение года было вынесено два и более требований министерства, а в отношении сетевого издания два и более письменных предупреждений.

Также предлагается предоставить полномочия на внесение постановлений об ограничении доступа к интернет-ресурсу и сетевому изданию постановлением Генерального прокурора, прокуроров областей и Минска за распространение информации, «направленной на пропаганду экстремистской деятельности или содержащей призывы к такой деятельности», а также информации, распространение которой способно нанести вред национальным интересам страны.

Решение об ограничении доступа может быть принято в течение 6 месяцев после возникновения оснований и по отношению к интернет-ресурсам, и по отношению к сетевым изданиям. Ранее для сетевых изданий был установлен срок 3 месяца.

В документе предлагается также блокировать доступ к интернет-ресурсам, сходным до степени смешения с теми, доступ к которым ограничен.

В предполагаемом проекте закона с трех до пяти лет увеличен срок запрета на право выступать физическому лицу в качестве учредителя СМИ после того, как его выпуск был прекращен по указанным в законе основаниям. Аналогичный запрет установлен для юридических. Для интернет-ресурсов, в отношении которых принято решение об ограничении доступа, установлен запрет быть учредителем СМИ в течение трех лет. Кроме того, отменяется обязательное условие о наличии белорусского гражданства для главных редакторов.

Среди оснований для отказа в госрегистрации или перерегистрации в качестве СМИ могут появиться следующие: название СМИ совпадает или сходно до степени смешения с названием издания, в отношении которого принято решение о прекращении выпуска, если название сетевого издания не совпадает с доменным именем интернет-ресурса, а также если главный редактор не имеет права согласно этому же закону занимать эту должность.

Стоит отметить, что это может быть не окончательная версия проекта закона. В парламент подобный документ не поступал, сообщает пресс-служба. В списке законопроектов, находящихся на рассмотрении в комиссии по правам человека, национальным отношениям и СМИ такой документ не значится.

Судя по данным из документа, его разработкой занималось Министерство информации. В Управлении правового обеспечения и контроля за соблюдением законодательства Мининформа отказались комментировать вопрос о подготовке ведомством проекта закона об изменении законов по вопросам средств массовой информации.

В документе, который имеется в распоряжении редакции, есть подпись министра информации Игоря Луцкого. Однако сам глава Мининформа по телефону не смог подтвердить или опровергнуть информацию о том, что ведомство подготовило такой документ.

-10%
-51%
-12%
-5%
-30%
-31%
0072916