1. «Жена разбудила и говорит: «Слушай, ты уже не подполковник». Поговорили с лишенными званий экс-силовиками
  2. В МИД Беларуси ответили на призыв «Большой семерки» провести новые выборы
  3. Не дошла до дома несколько метров. Что известно об аварии в Гомеле, где погибла девочка
  4. Эксперт рассказал, что можно сажать рядом с помидорами, а что — нельзя
  5. Участвовавший в испытании «Спутника V» минчанин спустя полгода проверил, что ему вкололи
  6. «Заинтересовали вещи определенных цветов». К дизайнерам Honar пришел с проверкой Госстандарт
  7. Тест. Вы хорошо ориентируетесь в простых вопросах экономики?
  8. СМИ назвали фамилию еще одного возможного фигуранта по «делу о госперевороте»
  9. Семья минчан построила дом в дачном поселке и живет там круглый год. Вот как там все устроено
  10. Что в ВОЗ ответили на слова Лукашенко о том, что Беларуси ничем не помогли в борьбе с COVID-19
  11. «Зимой мы здесь живем совершенно одни». История пары, которая переехала из города в деревню
  12. «Мы с Колей жили в этом домике». Показываем, где находится «любимый дворец» Лукашенко
  13. В прокуратуру Германии подали заявление на Александра Лукашенко. Юрист объясняет, что это значит
  14. Лукашенко: Нам нужны действительно государственные люди
  15. Мингорисполком отказал в проведении отдельного шествия «Бессмертный полк»
  16. Паша «Мясной король». Как популярный гродненский блогер занялся мясным мини-бизнесом, который вдруг «выстрелил»
  17. В Беларуси готовят указ по банковскому мошенничеству. Что планируют изменить
  18. Юрий Мельничек: «Когда наступит Беларусь 2.0, все отыграет назад достаточно быстро»
  19. Белоруса посадили на 30 суток, а он все равно гуляет по Минску и даже путешествует. Все благодаря идее жены и ее подруги
  20. Школьница написала на асфальте «Жыве» и попала в РУВД за пикет. Рассказываем, чем все закончилось
  21. В День Победы над Минском пролетят самолеты и вертолеты всего двух моделей. Рассказываем почему
  22. Почему на лице появляются пигментные пятна и как от них избавиться. Комментирует дерматолог
  23. Опубликован список экс-силовиков, которых Лукашенко лишил званий
  24. Куда съездить в выходные? 10 необычных экскурсий по Беларуси для любопытных туристов
  25. Теперь официально: ветераны ВОВ не получат в этом году единовременные выплаты к 9 Мая
  26. Приближается 9 Мая. Как можно поздравить ветеранов и помочь им (в том числе финансово)
  27. Скардино рассказала, как живет в Швейцарии и планирует ли возвращаться в Беларусь
  28. «Органы внутренних дел не дадут омрачить великий праздник». Милиция рассказала, как будет работать 9 мая
  29. Помните айтишника с БЧБ-флагом на балконе, у которого забрали машину? Узнали, что с авто сейчас
  30. Одежду и аксессуары с лого TUT.BY теперь можно купить онлайн. Рассказываем как


Гражданское общество стало более требовательным к бизнесу, ожидая открытого высказывания позиции о происходящем в Беларуси. Потребители более активно демонстрируют лояльность тем компаниям, которые пострадали за выражение своих убеждений. В это же время государство хочет, чтобы частный бизнес оставался, как говорится, «вне политики». Как в такой ситуации действует отечественный бизнес, обсудили участники дискуссии «Коммуникации бизнеса в период турбулентности» в Республиканском союзе промышленников и предпринимателей.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

В сложившейся в Беларуси политической ситуации давление на бизнес усилилось. Государство ждет от компаний смирения и сохранения статуса «вне политики». Силовые и контрольные органы с особым вниманием относятся к проявляющим гражданскую активность бизнесменам и компаниям.

— Государство почему-то воспринимает бизнес как угрозу, крайне чувствительно реагирует на гражданскую активность бизнеса. Государство даже готово мириться с утратой части ВВП. Оно не имеет стратегии удержания бизнеса и сохранения уровня деловой инициативы, — говорит председатель Комитета по бизнес-коммуникации Республиканского союза промышленников и предпринимателей Роман Костицын.

В это же время общество ожидает от бизнесменов и известных брендов эмпатии и солидарности, отмечают участники дискуссии. Причем молчание влиятельных компаний нередко трактуется общественностью не в пользу бизнеса.

— Появились новые требования и ожидания со стороны стейкхолдеров, когда от вас ждут не только товар или услугу, а еще и отношение, причем не непосредственно к продукту вашего бизнеса, а к ситуации, которая складывается в социально-политическом поле, — продолжает Роман Костицын.

По его словам, в период обострения общественно-политического кризиса бизнес разделился на тех, кто решил развиваться в прежнем формате, словно вокруг не происходит ничего, выходящего за рамки привычного. Это самая распространенная стратегия поведения отечественного бизнеса. Некоторые компании по разным причинам стали, например, ограничивать сотрудников в выражении их гражданской позиции или использовать другие формы давления на трудовые коллективы. Третья группа бизнеса выбрала стратегию выражения солидарности и эмпатии, стараясь не игнорировать сложившуюся в стране ситуацию. Эта стратегия тоже достаточно распространена, и она приводит к росту лояльности стейкхолдеров к такому бизнесу, указывает председатель Комитета по бизнес-коммуникации РСПП.

Позиция бизнеса не остается незамеченной. Чувствительность гражданского общества к выбранной компанией позиции относительно происходящего вокруг возросла: из-за ошибок в коммуникации с гражданским обществом перенаправляются финансовые потоки; потребители стали более активно выражать свою лояльность к отдельным компаниям. Можно вспомнить, как минчане выстраивались в очереди в кофейню, где силовики разбили витрину, или к цветочному магазину, владельца которого после РУВД увезли на скорой.

— Сегодня мы находимся в той ситуации, когда нельзя отмалчиваться и делать вид, что мы вне общества. Стейкхолдеры говорят, что организация должна действовать в соответствии со своими ценностями. Их выбирает сама организация, но эти ценности должны быть известны общественности. Запрос стейкхолдеров на искренность мне представляется одним из важнейших, — заявляет доктор филологических наук, профессор Ирина Сидорская.

В то же время в редких случаях свою позицию озвучивает крупнейший бизнес страны. Это объясняется тем, что наиболее влиятельные на рынке компании создавались и развивались нередко при взаимодействии с госструктурами.

— Те компании, которые развились выше среднего (что невозможно без поддержки и внимания власти), по морально-этическим соображениям не могут выступать ее оппонентами, — говорит председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей и Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец.

Тем не менее, по его словам, бизнес обсуждает и вырабатывает некую позицию по разным вопросам, даже если о ней не становится известно общественности, то до госорганов компании доносят ее через бизнес-ассоциации.

— Представители [компаний] должны иметь свою позицию, но форма ее донесения должна обеспечивать разумную безопасность как для учредителей, так и для трудовых коллективов, — заявляет глава РСПП.

-10%
-12%
-10%
-10%
-10%
-20%
-35%
-50%
-24%
0068422