Специалисты одного из основных участников белорусского табачного рынка - иностранного предприятия "Бритиш Американ Тобакко Трейдинг Компани" (БАТ) - ожидают, что в Беларуси скоро может возникнуть дефицит сигарет высокого ценового сегмента. Такой прогноз в эксклюзивном интервью БелаПАН сделала менеджер по корпоративным отношениям компании Ольга Климанович. Выходом, по мнению О.Климанович, могло бы послужить введение так называемой свободной квоты на сигареты верхнего ценового сегмента.

По ее данным, спрос в Беларуси на сигареты только высокого ценового сегмента (более 2 тыс. рублей за пачку) по сравнению с минувшим годом удвоился и сегодня оценивается в 2 млрд. штук. Между тем утвержденная на 2006 год правительством Беларуси общая квота на импорт табачных изделий составляет 1,5 млрд. штук. Ежегодная же потребность белорусского рынка в международных табачных брендах, по оценкам БАТ, составляет около 4,5-5,0 млрд. штук. При этом значительная часть марок среднего ценового сегмента уже производится на территории Беларуси.

"Бритиш Американ Тобакко" при своей доминирующей позиции в сегменте дорогих сигарет - около 55% - имеет выделенную квоту на их импорт в размере 440 млн. штук. "Очевидно, что этого объема не хватит для удовлетворения потребительского спроса", - заявила О.Климанович.

По оценкам экспертов БАТ, к середине сентября текущего года компания продаст все свои складские запасы, что приведет к дефициту табачных изделий высокого ценового сегмента. Ожидается, что объем дефицита составит около 0,5 млрд. штук, это приблизительно равно розничному обороту в 23-25 млн. долларов.

Введение свободной квоты на ввоз дорогих сигарет, убеждены в БАТ, является экономически оправданным и полностью соответствующим интересам государства. Как пояснила представитель компании, в случае введения свободной квоты, "во-первых, по-прежнему ограничивается конкуренция с местным производителем, во-вторых, государство гарантированно получает в бюджет налоги и сборы от продажи дорогих сигарет".

При этом представитель компании отметила, что БАТ "постоянно обращает внимание Министерства торговли и членов межведомственной комиссии на ситуацию, которая может сложиться на табачном рынке страны в конце лета, и предлагает выделить дополнительные квоты для сигарет дорогого сегмента, чтобы избежать дефицита, подобного ситуации августа 2005 года". "К сожалению, наши предложения по введению свободной квоты не встречают поддержки в правительстве", - сообщила О.Климанович.

По прогнозам специалистов БАТ, в Беларуси объем высокого ценового сегмента в 2007 году возрастет до 2,2-2,5 млрд. сигарет. Это, в свою очередь, означает, что даже если местное производство дорогих брендов начнется во втором квартале следующего года, по-прежнему будет необходима импортная квота в объеме 1,5-2 млрд. штук до того момента, пока местные производители не начнут наращивать объемы выпуска.

Объем нелегально ввезенных в Беларусь сигарет, согласно прогнозу экспертов "Бритиш Американ Тобакко Трейдинг Компани", может составить в 2006 году 1,2 млрд. штук.

Вместе с тем, по словам О.Климанович, "в связи с запуском в Беларуси контрактного производства сигарет международных марок объем стихийного ввоза продукции с российской акцизной маркой сократился в 2006 году, по некоторым оценкам, до 0,5-0,7 млрд. штук". Однако, продолжила она, "эта цифра обязательно увеличится, если рынок почувствует недостаток в сигаретах верхнего ценового сегмента, продиктованный отсутствием достаточной квоты".

Отвечая на вопрос, произошло ли в Беларуси переключение спроса на отечественные аналоги международных брендов, представитель БАТ с сожалением отметила, что "когда речь идет о марках высокого ценового сегмента, из-за недостатка квоты белорусский курильщик все больше вынужден обращаться к неофициальным каналам приобретения сигарет".

По словам О.Климанович, "большинство курильщиков лояльны к выбранной марке и не очень легко переходят на другую. Именно поэтому, если начинается дефицит того или иного бренда в официальных каналах сбыта, потребитель ищет другие, зачастую нелегальные, способы приобретения".
-85%
-10%
-20%
-40%
-30%
-25%
-15%
-20%
-20%