154 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
Коллапс с водой в Минске
  1. Пособие на погребение снова сократилось. В ФСЗН рассказали, сколько оно сейчас составляет
  2. «Трупный яд попал к соседям через доски в полу». История Леонида, который убирает дома после смерти
  3. Почему из-за прорыва всего одной трубы сотни тысяч минчан остались без воды? Разбираемся
  4. Дерматолог — о симптомах и опасности крапивницы
  5. Мингорисполком отказал организаторам в проведении «Чернобыльского шляха»
  6. Вводят новшества по валютному рынку. Что они означают для белорусов
  7. В Оршанском РУВД в кабинете нашли тело сотрудника милиции. СК проводит проверку
  8. СМИ выяснили, кто может быть четвертым фигурантом по «делу о госперевороте»
  9. Гинеколог — о заболевании, которое может не иметь симптомов и при этом мешать женщине родить
  10. Следственный комитет объявил в розыск Герасименю и Опейкина
  11. Путин ответил на предложение Зеленского встретиться
  12. Мингорисполком назвал две версии аварии на водопроводе в Чижовке
  13. «И линии нарисуем, и достойно ответим». В Москве прошла встреча Лукашенко и Путина
  14. Минчанка рассказала, как за неделю вырастила на балконе грибы и получилось ли на этом сэкономить
  15. «Остеопороз может привести к инвалидности». Поговорили с врачом о еще одной эпидемии 21-го века
  16. Усилить защиту силовиков, ужесточить наказание за экстремизм. Какие изменения в УК поддержали депутаты
  17. Покупатель с 50 тысячами долларов — король на рынке квартир в Минске. А королю не нужно спешить
  18. Как самому недорого создать эффектный сад без помощи ландшафтного дизайнера. Вот простые советы
  19. МИД недоумевает по поводу заявления Литвы о возможной аккредитации посла США в Беларуси
  20. Прогноз от властей: каким будет курс доллара в ближайшие три года
  21. Все умеют считать деньги — свои. А как насчет общих денег из кошелька страны? Проверим?
  22. Посмотрели, что происходит сегодня в Чижовке, где вчера случилось коммунальное ЧП
  23. В подвешенном состоянии. История многодетной семьи из Бреста, которая готовится на три года отправить папу на «химию»
  24. Поцелуй молодой пары попал на фото TUT.BY. Что с ней стало спустя три года?
  25. Самая красивая пара современной «фигурки»: выиграли ЧМ и счастливы вместе вне льда
  26. «Нельзя отворачиваться от друга, чьи глаза закрываются в последний раз». Как пережить смерть любимого питомца
  27. Провизор дает шесть простых советов, которые помогут вам сэкономить на лекарствах
  28. Внимание: синоптики предупредили о резком ухудшении погоды
  29. Убита телохранителем, погиб от рук племянника. Как глав государств убивают на посту
  30. Украина вводит спецпошлину на белорусские автобусы и грузовики


Ограничительные меры в связи с пандемией привели к падению реализации моторного топлива на внутреннем рынке. В наибольшей степени пострадали регионы, связанные с приграничным «топливным бизнесом». В случае сохранения ограничений потери государства от отсутствия продаж топлива могут превысить несколько десятков миллионов рублей, говорят эксперты «Кошта ўрада».

Фото: Глеб Малофеев
Фото: Глеб Малофеев

Краткие итоги — 2020

Розничная торговля Беларуси реализовала 854 тыс. тонн автомобильного бензина, снижение продаж — на 7,2% к 2019-му.

Дизельного топлива продано 557 тыс. тонн, снижение продаж — на 18% к 2019-му.

Наибольшее сокращение по автомобильному бензину — на 14,8% в Брестской области.

Наибольшее сокращение по дизельному топливу — на 34,7% в Гродненской области.

Потенциальный масштаб недобора акцизов на дизельное топливо в бюджет — не менее 18 млн рублей.

Меньше поездок — меньше продаж топлива

Для реализации топлива в Беларуси 2020-й сложился крайне неудачно. Физические объемы продаж сложились на четырехлетнем минимуме, всего было реализовано 854 тыс. тонн автомобильного бензина и 557 тыс. тонн дизельного топлива. Продажи организациям по безналичному расчету в эти объемы не входят.

По сравнению с 2019-м дизельного топлива было продано на 123 тыс. тонн, или на 18,1%, меньше, автомобильного бензина всех марок — на 66,5 тыс. тонн, или на 7,2%, меньше.

Поквартальные данные показывают, что наибольшее отклонение от показателей реализации 2019-го было отмечено во втором квартале, что совпадает с карантинным периодом в России и ограничениями на поездки в странах, с которыми граничит Беларусь. Закрытие границ на выезд из Беларуси, вступившее в силу в конце четвертого квартала 2020-го, основное влияние окажет в 2021 году.

Бизнес на вывозе дизельного топлива понес ощутимые потери

Региональная картина по динамике падения продаж топлива сильно отличается. В наименьшей степени пострадали продажи топлива в Минской, Могилевской области и в Минске.

В Минской области продажи автомобильного бензина снизились только на 1,8%, продажи дизельного топлива — на 4,2%. В Минске и Могилевской области снижение продаж топлива в физическом объеме не превысило 10% по каждому из видов моторного топлива.

В то же время продажи дизельного топлива в Гродненской области сократились более чем на треть, в Брестской области — на 28%.

Причина подобной разницы — топливный бизнес приграничных с Польшей регионов.

При детальном рассмотрении структуры продаж моторного топлива можно обнаружить следующую закономерность.

На 1 литр дизельного топлива, реализуемого в розницу, приходится в среднем 1,6 литра автомобильного бензина. Такая ситуация сложилась в Могилевской, Минской, Витебской областях и в Минске. Именно эти области в наименьшей степени пострадали в части продаж в 2020-м. А вот в Гродненской и Брестской областях на 1 литр бензина приходится около 1 литра дизельного топлива. Столь разная структура потребления различных видов топлива в областях объясняется довольно просто: бизнес на перепродаже топлива в приграничных регионах.

Жители приграничных регионов заливали полный бак топлива, брали с собой сигареты и алкоголь и отправлялись в Польшу, где перепродавали эти товары, зарабатывая на разнице в ценах. Масштабы этого бизнеса можно приблизительно оценить через соотношение реализации различных видов топлива на уровне Минской и Могилевской областей. В этих областях поездками с целью продажи топлива за пределы страны не занимаются в силу своего географического расположения.

При соотношении 1,6 литра бензина на 1 литр дизельного топлива избыточный объем реализации дизельного топлива может составлять около 60 тыс. тонн в Брестской и 48 тыс. тонн в Гродненской.

Стоит отметить, что некоторая избыточная реализация топлива может наблюдаться и в Гомельской области в связи с наличием разницы между ценами на топливо в Украине и Беларуси. Но масштабы этого явления гораздо скромнее, нежели в Брестской и Гродненской областях.

Государство тоже пострадает от закрытия границ

Закрыв в конце 2020 года границы Беларуси на выезд, государство ударило в том числе и по своим собственным доходам. Топливо, которое реализуется внутри страны, в своей цене содержит и НДС, и акцизы. В Налоговом кодексе ставка акциза на дизтопливо не ниже 5-го класса составляет 184 рубля за тонну. При сохранении ситуации с ограничениями, как и в 2020-м, около 100 тыс. тонн топлива не будет вывезено и продано в соседнюю страну. Это означает, что у граждан, которые занимались этим бизнесом, не будет дополнительного дохода и валюты, которую они зарабатывали на этом виде деятельности. Но это только часть потерь. Не реализовав 100 тыс. тонн дизельного топлива, государство только от акцизов недополучит 18,4 млн рублей. А еще НДС и другие налоги. И это только на топливе. Потери на табачной и алкогольной продукции учету не поддаются.

Аргумент относительно получаемой валюты от экспорта нефтепродуктов тут не работает. Ведь государство получало ту же валюту, но от тех, кто занимался топливным бизнесом в приграничных регионах. Продав топливо в Польше за валюту, они в последующем эту валюту сдавали в обменные пункты Беларуси для закупки новой партии топлива. Да и налогов в розничной цене гораздо больше, чем в экспортной цене, ибо как минимум НДС при поставках на экспорт нет.

Кроме того, топливный бизнес частично решал и социальную функцию трудоустройства занятых в этом бизнесе граждан. Готово ли государство предоставить этим людям вариант работы — большой вопрос в свете постоянных сокращений на крупных и средних предприятиях.

Неразумное решение в условиях дефицита бюджета и явной нехватки новых источников налогов. Видимо, в отдельных случаях иногда «не до налогов». Борьба с выездом граждан важнее…

-20%
-5%
-11%
-15%
-20%
-50%
-17%
-7%
-15%
-90%
-20%