Светлана Тихановская и ее команда — представители кабинета Тихановской — подвели итоги 2020 года. Во время онлайн-пресс-конференции они рассказали, над какими направлениями работают, сколько студентов подверглось репрессиям и когда протесты «сдуются».

Тихановская и большая часть ее команды находятся в Вильнюсе. Сама Светлана Тихановская, как рассказали журналистам перед пресс-конференцией, сейчас находится на самоизоляции как контакт первого уровня по коронавирусу.
Для Тихановской главным событием года стало объединение белорусского народа.
— Самое главное, что случилось — белорусский народ объединился, сражается, борется за свои права. Лукашенко не признан легитимным президентом во всем мире, и выборы в Беларуси признаны сфальсифицированными. Мы на данный момент устанавливаем дипломатические контакты с другими странами — сейчас это 25 стран мира, но мы не останавливаемся и продолжаем эту работу, которая, к сожалению, не проводилась уже многие-многие годы, — сказала Светлана Тихановская.
Ольга Шпарага, представитель Тихановской по образованию, рассказала о давлении на белорусское академическое сообщество в 2020 году и привела цифры: в этом году не менее 400 студентов подверглись репрессиям, из них не менее 130 уже получили поддержку в вузах и на обучающих программах как минимум в 23 вузах в Германии, Польше, Чехии, Норвегии, Италии, Украине, Литве, Словакии, Латвии, еще 660 студентов получили поддержку в рамках программы Кастуся Калиновского. 20 студентов проходят по уголовным делам, 131 студент отчислен по политическим мотивам.
«Осталось дождаться, когда омоновцы начнут работать вместо врачей и учителей»
Представитель Тихановской по экономическим реформам Алесь Алехнович отметил, что экономика Беларуси сейчас находится в стагнации, а доходы белорусов в валюте — на уровне 10-летней давности с учетом инфляции доллара за это время.

— И власть ничего не планирует менять, а без изменений потенциал роста экономики близок к нулю. После репрессий даже IT-сектор развиваться перестал. В стране творится беззаконие и креативным людям, в том числе бизнесменам, невозможно реализоваться. Идет отток инвестиций, капиталов и людей из страны. В 2020 году многие должности во власти от специалистов-технократов перешли к людям в погонах: они работают на должности премьера, в Администрации президента, а также на дипломатической службе в других странах. Осталось дождаться, когда омоновцы начнут работать вместо врачей и учителей. Если говорить о том, какие перспективы ждут при таком руководстве, то нас ждет полный застой. Если бы не помощь со стороны России, в том числе финансовая, ситуация была бы еще худшей, — отметил Алехнович.
Представитель Тихановской рассказал, что сейчас команда работает по четырем направлениям: экономическая программа для демократической Беларуси, сотрудничество с международными финансовыми институтами и иностранными правительствами для обеспечения поддержки экономических реформ в Беларуси после разрешения политического кризиса, экономическое давление на власти Беларуси и поддержка независимых профсоюзов, малого бизнеса и стачкомов.
— Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк — не единственные, кто готов помогать Беларуси, как только политический кризис будет разрешен, мы можем рассчитывать на поддержку со стороны МВФ, Всемирного банка и многих международных инвесторов и белорусской диаспоры, — уточнил Алехнович.
Что касается четвертого пакета санкций, то он, по словам представителя Тихановской по международным делам Валерия Ковалевского, уже формируется.
— Работа уже началась, пакет уже формируется, мы можем его дополнять новыми именами. В общем и целом ЕС настроен на то, что этот пакет будет рассматриваться и приниматься, вполне возможно, в конце января — начале февраля, — сказал Ковалевский.
«На ближайшие шесть месяцев нет никаких шансов, что протесты остановятся»
Одна из основных тем этого года — протесты, и будущее у них есть, считают в команде Тихановской. По словам советника по международным делам Франака Вячорки, спрогнозировать рост волны протестов невозможно, но можно предположить, что это станет ответом на какой-то политический шаг или заявление действующей власти.

— Это может быть какое-то происшествие, как было в случае смерти Романа Бондаренко, когда люди мобилизовались. Мы должны быть готовы, что это может случиться в любой день. Люди выходят под влиянием эмоций, это может быть резкое падение уровня доходов или курса доллара. Мы готовы ко всему, и на ближайшие шесть месяцев нет никаких шансов, что протесты остановятся. Будет очень много разных моментов, когда протесты будут возобновляться в разных формах и в Минске, и в регионах, и под воздействием экономических факторов, и под воздействием каких-то шагов Лукашенко. Правильная ли была ставка на мирный протест? Да, мы категорично придерживаемся этой линии, только мирный протест до победы, — заявил Франак Вячорка.