1. Бывший офицер: «В августе понимал, что рано или поздно дело коснется меня, и я не смогу на это пойти»
  2. Жила в приюте для нищих, спаслась после теракта в США. Женщина, которая перевернула российскую «фигурку»
  3. «Стояла такая тишина, что можно было услышать жужжанье мухи». Как Хрущев развенчал культ Сталина
  4. Верховный суд отменил летнее решение о сутках. Районный суд рассмотрел дело заново и опять назначил арест
  5. «Люди с дубинками начали бить машину, они были везде». Судят водителя, который уезжал от силовиков и сбил гаишника
  6. Проверка слуха: Виктора Бабарико отпустили под домашний арест? Адвокат не подтверждает
  7. Верховный комиссар ООН: В Беларуси беспрецедентный по масштабу кризис в области прав человека
  8. 10 лет по делу о выстреле в Бресте. Что рассказывают родные осужденных и адвокат
  9. Лукашенко высказался о не согласных с происходящим спортсменах: «На предательстве Родины счастья не построишь»
  10. Биатлонистка Блашко рассказала, как ей живется в Украине и что думает о ситуации в Беларуси
  11. Погибшего Шутова признали виновным, Кордюкову дали 10 лет. По делу о выстреле в Бресте огласили приговор
  12. «Они только успели поставить машину на платформу». Минчанин отказался платить за эвакуацию, и вот чем это закончилось
  13. Журналистика не преступление. Как Катерина Борисевич готовила статью о «ноль промилле», за которую ее судят
  14. «Произойдет скачок доллара — часть продуктов может исчезнуть». Вопросы про ограничения в торговле
  15. Как сложилась судьба участников групп, известных в 1990-е и 2000-е? Оказалось, очень по-разному
  16. Глава бюро ВОЗ в Беларуси: «Возможно, в 2022 году мы сможем сказать, что с пандемией покончено»
  17. Лукашенко поручил госсекретарю Совбеза разработать план противостояния «змагарам и беглым»
  18. Гинеколог и уролог называют типичные ошибки пациентов на приеме. Проверьте, не совершаете ли вы их
  19. Экономист: Есть ощущение, что сменись Лукашенко даже на силовика, часть людей вернется в Беларусь
  20. Доклад о Беларуси в Совете ООН и обвинительный приговор Шутову. Что происходило в стране 25 февраля
  21. «Магазины опустеют? Скоро девальвация?» Экономисты объяснили, что значит и к чему ведет заморозка цен
  22. Минское «Динамо» обыграло в гостях рижских одноклубников
  23. Требования дать «план победы» — это вообще несерьезно. Ответ Чалого разочарованным
  24. Что сулит Беларуси арест украинской «трубы», которую в 2019 году купил Воробей?
  25. Политолог: Россия устала играть в кошки-мышки с Лукашенко, но не видит альтернативы
  26. Приватизировали, отобрали, продали бизнесмену, национализировали. Вот чем известно предприятие, на котором ждут Лукашенко
  27. «Самая большая покупка — 120 рублей». История Маргариты, которая работает продавцом в деревне
  28. Выброшенные на лед в Шклове освежеванные трупы животных оказались лисьими. Их проверяют на бешенство
  29. Беларусь оказалась между Тунисом и Кувейтом по готовности к развитию передовых технологий
  30. «Дешевле, чем в секонде». В модном месте Минска переоткрылся благотворительный магазин KaliLaska


SYMPA/BIPART

В том, что реформа государственных предприятий назрела давно, кажется, не сомневаются даже их кураторы — профильные министерства, да и сам Совмин. Оценки чиновников и независимых экспертов сходятся в постановке проблемы: низкая эффективность госсектора сокращает потенциал роста экономики. Но единогласие тут же исчезает, как только дело доходит до обсуждения путей выхода из сложившегося положения.

Фото: Игорь Матвеев
Фото: Игорь Матвеев

Осенью текущего года группа авторитетных белорусских и зарубежных экономистов выпустила обращение, в котором изложила свое видение программы экономических реформ, необходимых Беларуси для преодоления кризиса и повышения качества жизни населения. Подчеркивая, что экономика страны имеет множество накопленных проблем, к числу важнейших авторы обращения причисляют проблемы, связанные с эффективностью госсектора. Какой же может быть реформа?

Во-первых, это повышение эффективности управления госпредприятиями. Достигать цели можно за счет поиска баланса между социальными функциями госпредприятий с одной стороны и их экономической эффективностью с другой. В настоящий момент качество управления на предприятиях государственной формы собственности оставляет желать лучшего. При этом грамотные и квалифицированные управленцы там, безусловно, есть. Проблема во многом кроется в сфере возможностей проявлять инициативу и разумном балансе между ответственностью за принятые решения и результатами их реализации. Ее решению должно способствовать разделение функций государства как собственника и регулятора, которое позволит изменить систему стимулов и мотивации в сфере управления.

Во-вторых, условия работы для госпредприятий должны стать идентичными условиям работы организаций всех форм собственности. Это позволит уйти от искусственно созданной системы перераспределения финансовых и человеческих ресурсов. Сейчас существуют барьеры, позволяющие одним предприятиям иметь доступ к дешевым кредитным ресурсам и бюджетной поддержке, в то время как другие остаются без такой возможности. Это ставит предприятия в очевидно неравные условия, негативно сказывается на конкуренции и в конечном итоге вредит как государственному, так и частному сектору экономики. Да и ресурсы находятся там, где отдача от их использования куда ниже потенциальных возможностей.

Мы много говорим и пишем об ошибках власти. Но вот представим, что завтра у граждан на самом деле есть возможность влиять на принятие решений. Как должна выглядеть страна, госуправление в ней, экономика, финансы? Эксперты SYMPA/BIPART рассуждают об этом в серии статей «Белорусская мечта».

В-третьих, реформирование госсектора должно сопровождаться повышением эффективности системы социальной защиты. Государство является в настоящее время работодателем для миллионов людей, и любые трансформационные процессы в экономике с большой вероятностью вызовут высвобождение избыточной занятости. Расходы, которые в настоящий момент бюджет несет из-за поддержки неэффективных госпредприятий, могут быть направлены в систему социальной защиты. За счет этого люди получат больше возможностей эффективно самореализовываться и переобучаться, пособие по безработице сможет действительно покрыть базовые потребности, а в экономике появится конкурентный рынок труда.

Рост безработицы, тем не менее, может привести к повышению неравенства в обществе. Сейчас, даже по оценкам зарубежных экспертов, в Беларуси низкое имущественное расслоение общества. Богатство в нашей стране распределено более равномерно, чем в соседних государствах. Вместе с тем, негативные последствия здесь могут быть сглажены за счет реализации функций государства в качестве гаранта развития институтов и социальной инфраструктуры. Государство не должно вмешиваться в экономику с планами и заданиями, его задача — содействовать экономическому развитию и социальному благополучию через обеспечение верховенства закона и защиты прав собственности, справедливой конкуренции, качественной инфраструктуры, медицины, системы образования, социальной защиты.

Голос экспертов был услышан правительством. Однако оценка обращения оказалась неоднозначной. Охарактеризовав озвученные мнения как «рецепты из учебников для первого-второго курса экономических вузов», чиновники изъявили желание получить «конкретные и приземленные» советы.

При этом в оценке ключевых вызовов для экономики госсектора правительство не сильно расходится с независимыми экспертами — все видят неустойчивое финансовое положение предприятий, высокий уровень закредитованности и недостаток собственных оборотных средств. Созвучны также и оценки неблагоприятного фона — обе стороны говорят о нестабильной экономической конъюнктуре и ограниченных возможностях бюджетного стимулирования. Особенно с учетом необходимости выполнения социальных обязательств государства и своевременного погашения и обслуживания государственного долга.

История экономического развития соседних стран не раз демонстрировала, как экспертное сообщество при отсутствии реальных рычагов воздействия на экономическую политику влияет на повестку дня открытыми обращениями. Так, реформы Советского Союза в конце 1980-х и России 1990-х сопровождались неоднократными открытыми обращениями ведущих экономистов к правительствам СССР и Российской Федерации. В 1991 году на имя президента Горбачева поступило открытое письмо тридцати американских экономистов, среди которых было четыре нобелевских лауреата по экономике (премия банка Швеции) — У. Викри, Дж. Тобин, Ф. Модильяни, Р. Солоу. Эксперты советовали пути рыночных реформ, в том числе в части особенностей перехода к рыночной системе ренты. Данным рекомендациям тогда, однако, следовать не стали.

В 1994 году другая команда американских и российских ученых, среди которых было уже пять лауреатов Нобелевской премии, создала группу экономических преобразований, от имени которой публиковались открытые обращения по поводу реформ. В числе прочего эксперты предостерегали от радикальных подходов шоковых трансформаций. Позже та же группа направляла открытые письма уже на имя Владимира Путина по новой повестке реформ. Очевидно, что ошибки экономической политики реформаторов постсоветских стран нельзя объяснить их теоретической неинформированностью. Наличие стороннего мнения само по себе, а в особенности авторитетного, обязательно должно быть частью дискуссии о направлении трансформационных процессов. Опыт соседних стран свидетельствует, что к таким советам стоит прислушиваться.

Консенсус по поводу существующих проблем, сложившийся в Беларуси между правительством и экспертным сообществом, безусловно, является положительным моментом. Однако он сложился не сегодня, а проблемы все так же остаются на повестке дня. Это говорит о том, что путь, выбранный властью, не дает должного эффекта — давно пора пробовать альтернативные варианты. Однако то, что предлагает экспертное сообщество, зачастую невозможно в рамках существующей политической модели. За консенсусом последовала патовая ситуация, начало выхода из которой лежит в готовности власти наконец услышать международных и белорусских экспертов.

-37%
-40%
-10%
-5%
-35%
-20%
-20%
0072356