Евросоюз утвердил санкции в отношении Беларуси. Среди лиц, указанных в списке, — Александр Шакутин, Наталья Кочанова, Анатолий Сивак и судьи, выносящие решения по уже печально известной статье 23.34 КоАП. Советник Светланы Тихановской по международным вопросам Франак Вячорка подтвердил TUT.BY подлинность списка. Позже его опубликовали в официальном журнале ЕС.

В списке указаны следующие компании, попавшие в третий санкционный пакет:
- ОАО «140 ремонтный завод» — государственное предприятие военно-промышленного комплекса, которое специализируется на ремонте и модернизации бронетанковой техники
- ОАО «Агат — электромеханический завод» — специализируется на производстве специальной техники для нужд Минобороны. Ответственные за создание заградительного комплекса «Рубеж»
- ГУ «Главное хозяйственное управление» — самый крупный оператор на рынке нежилой недвижимости в Беларуси
- Dana Holdings — сербский холдинг братьев Каричей
- ООО «Синезис» — международная ИТ-компания с центрами разработки в Минске и Москве. Резидент Белорусского парка высоких технологий
- Управление делами президента Республики Беларусь
- ОАО «МЗКТ» — является частью госуправления военпромом.
- ЗАО «Белтехэкспорт» — частное предприятие, которое занимается экспортом оружия и военной техники Южной Америки, Азии и т.д.
Люди, которые попали под санкции:
- Николай Воробей — бизнесмен
- Александр Шакутин — бизнесмен
- Анатолий Сивак — заместитель премьер-министра
- Иван Эйсмонт — глава Белтелерадиокомпании
- Владимир Караник — бывший министр здравоохранения, сейчас — председатель Гродненского облисполкома
- Наталья Кочанова — председатель Совета Республики
- Андрей Швед — генеральный прокурор Республики Беларусь
- Игорь Луцкий — министр информации
- Виталий Стасюкевич — заместитель начальника милиции общественной безопасности, Гродно
- Cергей Калинник — начальник Советского РУВД Минска
- Александр Петраш — председатель Московского районного Суда г. Минска
- Вадим Пригара — глава Молодечненского РОВД
- Артем Дунько — старший инспектор ДФР КГК
- Игорь Бурмистров — заместитель командующего внутренними войсками МВД
- Павел Легкий — замминистра информации
- Дмитрий Шумилин — заместитель начальника отдела по массовым мероприятиям ГУВД Мингорисполкома
- Александр Турчин — глава Миноблисполкома
- Судьи: Виктория Шабуня, Андрей Лагунович, Елена Некрасова, Юлия Густыр, Марина Федорова, Наталья Дедкова, Елена Живица, Елена Литвина.
— Я сам этот список увидел вчера, но мои источники подтверждают, что он полностью реальный, это те организации и люди, которые попали под санкции. В январе и феврале список будет существенно расширяться другими компаниями и людьми, — рассказал TUT.BY советник Светланы Тихановской по международным вопросам Франак Вячорка. — Самое важное, что в список попали «кошельки» Лукашенко: бизнесмены и компании, этого раньше не было. С одной стороны, список мог бы быть больше, он и был больше, но хорошо поработали международные лоббисты, представители этих компаний, бизнесменов, олигархов, чиновников, которые добились, чтобы из этого списка люди были исключены. Но с другой стороны, этот список очень важный, потому что он расширяется и туда попали те, кто при других обстоятельствах никогда бы туда не попал. Ясно, что это накладывает на них и репутационные, и экономические ограничения. Речь не только о запрете путешествий, но и об ограничении торгово-экономической деятельности.
Анатолий Котов, ответственный в НАУ Павла Латушко за внешнюю политику, также прокомментировал третий пакет Европейских санкций:
— Европейский союз утвердил уже третий пакет санкций против режима Лукашенко. В него впервые вошли как судьи и начальники силовых структур, так и «кошельки» нелегитимного. В санкционный список попали компании, которые связаны с режимом: Dana Holdings, АГАТ. Если ситуация не будет меняться, количество людей и фирм, на которые наложат санкции, будет расширяться все быстрее. Еще раз хотим подчеркнуть: санкции — это следствие преступлений режима. Санкции — это не цель, а инструмент. Народ Беларуси и ее соседи хотят, чтобы власть прекратила правовой беспредел, провела новые честные выборы и позволила нормально жить и развиваться.
Котов отметил, что включение в санкционные списки «кошельков» режима — это важный шаг и выход санкционного давления на новый уровень.
— Но мы ждем более системного подхода от ЕС — необходимо последовательно вводить санкции и против других спонсоров нелегитимной власти для реального эффекта.
Мировое сообщество должно прекратить прямо или косвенно спонсировать нелегитимную власть. Деньги, полученные режимом, идут на репрессии, пытки, избиения и убийства мирных граждан Беларуси, — пишет Котов.
— Опубликованный список лиц и предприятий оставляет определенный осадок. Во-первых, это по-прежнему узкий перечень лиц и предприятий — лиц и предприятий причастных к репрессиям и фальсификации выборов намного больше. Во-вторых, что касается экономических последствий, то в списке всего два бизнесмена и 7 предприятий. Эти предприятия действуют в основном на внутреннем рынке Беларуси и/или имеют относительно незначительное финансовое и торговое сотрудничество со странами ЕС. Поэтому санкции в данном случае скорее всего не сильно ударят по режиму. Чтобы санкции были эффективными, в них должны быть предприятия, которые причастны к репрессиям (например, увольнением сотрудников по политическим мотивам) и которые сотрудничают со странами, которые вводят санкции, — заявил представитель Светланы Тихановской Алесь Алехнович.
Он отметил, что с другой стороны, это первый пакет санкций ЕС, который включает точечные экономические санкции. По его словам, есть сигналы, что точечные экономические санкции могут быть расширены уже в начале следующего года,
Бизнесменам удалось убедить европейцев, что их в списке быть не должно?
Источники «Нашай Нівы» утверждают, что некоторым бизнесменам удалось убедить европейцев, что они в санкционном списке лишние. Например, владельцу «Санта-Бремор» Александру Мошенскому. Он якобы доказал властям Исландии — страны, из которой он импортирует рыбу на сотни миллионов долларов, — что удар по его бизнесу будет означать конкретные потери для Исландии. И руководство этой страны якобы согласилось с его позицией и повлияло на решение Евросоюза.

Как признался «Нашей Ніве» Мошенский, он знает, что его имя действительно значилось в первоначальном санкционном списке.
— Но слова о рассуждениях об объеме экспорта рыбы — сказки! Я думаю, что у тех, кто составляет эти списки, есть определенные критерии включения. Наверное, правильно задаться вопросом, соответствует ли «Санта-Бремор» этим критериям? Может, мы расстреляли протестующих? Может быть, мы «кошельки» в авторской терминологии? Я так не думаю. Я думаю, что они принимают решения не на основе информации о том, кто сколько рыбы экспортирует, а на основе других критериев, которым «Санта-Бремор» не отвечает, — сказал Мошенский.
Однако он подтвердил, что они приняли определенные меры по исключению компании из списков, но не пояснил, какие именно.
Из крупных бизнесменов под санкции попали только совладелец холдинга «Салео» и компании «Амкодор» Александр Шакутин и Николай Воробей.
Компании Шакутина в условиях пандемии оказались в сложном положении, некоторые из них попали в процедуру санации: из-за большого объема вложенных средств, затянувшихся сроков реализации проектов и сложностей с кредитованием предприятия не справлялись с финансовой нагрузкой. Санация дала возможность решить эти проблемы. Прошедшие два года были для Александра Шакутина непростыми: летом 2019 года по «делу медиков» оказался за решеткой его брат Сергей Шакутин. Так и не признав своей вины, он вышел на свободу в декабре 2019-го, получив 1,5 года и освободившись в зале суда.

Николаю Воробью в Беларуси принадлежит Абсолютбанк, нефтетрейдер «Интерсервис», экспедиторская компания «БелКазТранс», объекты недвижимости, треть компании «Бремино Групп», охотничье хозяйство «Красный Бор». Недавно сообщалось о том, что одобрена покупка Воробьем контрольного пакета акций БТА Банка в Украине.
«Предательство и плевок в лицо белорусов»
По санкционном списку «прошелся» у себя в телеграм-канале режиссер Николай Халезин.
— Если у вас есть желание спросить у меня, как я отношусь к тому санкционному списку, который утек из администрации ЕС, я вам отвечу: воспринимаю его как предательство и плевок в лицо белорусов. ЕС имел на руках ВСЕ необходимые для атаки на режим кейсы, причём детально проработанные и подтверждённые юридическими департаментами. Но по какой-то причине все серьезные кейсы удалены, а некоторые «кошельки» Лукашенко вычеркнуты в последний момент — один из них вычеркнут шариковой ручкой (!), то есть после всех согласований. Наверное, пришло время атаковать не только его [Александра Лукашенко], но и «партнеров», которые ведут себя как минимум странно, а как максимум подло, — написал Халезин.