1. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  2. «Белорусы готовы работать с рассвета до заката». Айтишницы — о работе и гендерных вопросах
  3. Первый энергоблок БелАЭС включен в сеть
  4. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  5. Автозадачка с подвохом. Разберетесь ли вы в правилах остановки и стоянки на автомагистралях?
  6. На овсянке и честном слове. История Марины, которая пришла в зал в 33 — и попала в мировой топ пауэрлифтинга
  7. «Один роковой прыжок — и я парализован». История парня, который нырнул в воду и сломал позвоночник
  8. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  9. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  10. Минздрав опубликовал статистику по коронавирусу за прошлые сутки
  11. «Соседи, наверное, с ума от нас сходят». У минчан с разницей в четыре года родились две двойни
  12. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  13. Акции в честь 8 Марта и непризнание Виктора Лукашенко президентом НОК. Онлайн дня
  14. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  15. «Я привыкла быть, как все. Но теперь это не так!» Как мы превратили читательницу в роковую красотку
  16. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты
  17. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  18. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  19. Студентка из Франции снимала Минск в 1978-м. Показываем фото спустя 40 лет
  20. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  21. У бюджетников заметно упали зарплаты. Их обещают поднять за счет оптимизации численности работников
  22. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  23. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  24. Минское «Динамо» обыграло СКА в четвертом матче Кубка Гагарина
  25. У Марии Колесниковой истек срок содержания под стражей
  26. Синоптики объявили желтый уровень опасности на 9 марта
  27. Госсекретарь США назвал Лукашенко последним диктатором Европы
  28. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  29. МОК не признал Виктора Лукашенко президентом НОК Беларуси
  30. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное


/

Существование отечественной въездной туротрасли находится под угрозой, заявляют игроки рынка туристических услуг. Экспорт туруслуг в апреле — ноябре сократился на 98%, а поток туристов сократился до минимума. Ситуацию в туризме обсудили на круглом столе бизнес-союзы и крупные представители турбизнеса. Разговор получился жарким: бизнес убежден, что госорганы не слышат его запросы о помощи, а профильное министерство предлагает подождать, когда принятые меры поддержки начнут действовать.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Компании туротрасли просят о налоговых отсрочках или льготном кредитовании

Туризм — в числе наиболее пострадавших во время пандемии COVID-19 отраслей. По оценкам Всемирной туристической организации, пандемия отбросила развитие мирового туризма на 5−7 лет. Восстановление отрасли займет не один год. В Беларуси туротрасль находится в критическом состоянии. В связи с практически полной остановкой транспортного сообщения рынок туруслуг упал до минимума. Компании отрасли до шести месяцев не имеют выручки и вынуждены либо закрываться, либо выживать за счет средств основателей и урезания расходов на оплату труда. Туристы, которые так и не смогли попутешествовать по Беларуси, справедливо требуют вернуть деньги, уплаченные за несостоявшиеся туры, кредиторы настаивают на возврате долгов, а гостиницы и транспортные компании, тоже попавшие в непростую ситуацию, не могут вернуть туроператорам внесенные авансы. В это же время на бизнесе в прежних объемах лежат налоговые обязательства, а мер поддержки отрасли со стороны государства так и не было принято.

Если компании туротрасли, специализирующиеся на въездном туризме, начнут закрываться, восстановить сферу будет сложно, считает директор туристической компании «Виаполь» Галина Потаева.

— Нет ни одного вуза, который готовил бы специалистов для въездного туризма. Это безумно сложно, и это штучные специалисты. Что сделано для того, чтобы их не потерять? Мы не просили денег. Но нам вообще ничем не помогают. Не принято [решение] даже об отсрочках платежей. Мы должны возвращать деньги туристам, и мы возвращаем: учредитель и директор вносят свои личные деньги, и это уже десятки тысяч долларов. Но нам белорусская туристическая инфраструктура, гостиницы и даже транспортные предприятия не возвращают [деньги].

По ее мнению, вопрос не только в спасении турфирм. Проблема затрагивает целый пласт инфраструктуры страны.

— В 2019 году 15 тысяч рублей мы перечислили в Музей-усадьбу Огинского, 6 тысяч — в Дом-музей Адама Мицкевича, 177 тысяч — в замковый комплекс «Мир», 192 тысячи — в «Несвиж». Мы в Минске держим туристов один день, а потом возим по регионам. И если не поддержать туротрасль, то большой «привет» от музейных работников в небольших поселениях, областных центрах, — заявляет Галина Потаева во время инициированного Республиканским союзом промышленников и предпринимателей обсуждения.

Такая же непростая ситуация у операторов, ориентированных на гостей из России.

— Нам не все гостиницы вернули деньги, у нас также есть задолженность перед туристами. Коллектив стараемся сохранить, платим какую-то зарплату, чтобы люди могли жить. У нас есть небольшой ручеек туристов из России, которые едут к нам в санатории на лечение. Но на базы отдыха, в усадьбы туристы из России ехать не могут. По экскурсионному туризму объемы упали практически на 100%. Как жить дальше, большой вопрос, — рассказывает директор компании «Автоматизированные Технологии Туризма» Марина Гнедая.

Начиная с конца марта ассоциации туризма и бизнес-союзы пытались продвинуть меры по поддержке наиболее пострадавших от ковида отраслей экономики, включая туристическую отрасль. Указ о поддержке туротрасли, над которым правительство работало весной, так и не был принят. Спустя месяцы представители туризма получили документ плана поддержки игроков рынка туризма, который их не устроил, и настояли на его изменении. 7 декабря бизнес увидел доработанную версию плана первоочередных мер поддержки внутреннего и въездного туризма. Но и там, как указывают бизнес-союзы, их предложения проигнорировали. В то время как представители туротрасли просили государство об отсрочке исполнения обязательств, льготном кредитовании, оптимизации налоговой нагрузки, которые бы позволили пережить период практически полного отсутствия спроса в туризме, принятые меры не выходят за рамки привычного для некризисного периода развития отрасли.

Что предлагается в плане первоочередных мер поддержки внутреннего и въездного туризма (некоторые пункты) Что предлагали представители туротрасли
Информирование туристов о мерах по противодействию распространения COVID-19. А также информирование о возможностях внутреннего туризма Меры по финансовой поддержке компаний внутреннего и въездного туризма: льготное кредитование, субсидирование, отсрочка исполнения обязательств
Анализ эффективности действующих в сфере туризма льгот и преференций Оптимизация налоговой нагрузки и экономического стимулирования внутреннего и въездного туризма
Совершенствование условий приобретения отечественных туристических автобусов Обеспечение равных условий осуществления хозяйственной деятельности
Проработка вопроса создания Парка (инкубатора) внутреннего и въездного туризма Стимулирование рынка, создание устойчивой системы развития внутреннего и въездного туризма
Проработка вопроса оказания господдержки, льготного кредитования малого и среднего бизнеса  
Завершение работы по вступлению в силу
Соглашения Беларуси и России о взаимном признании виз
 
Развитие сети неавтомобильной и водной
инфраструктуры, а также стимулирование развития воздушных перевозок из
регионов
 

— Туротрасль находится почти в коллапсе. Никакой поддержки правительства на трудовые коллективы (чтобы им выплачивали зарплату), на аренду офисов не предоставлено. А коллеги из Минспорта считают одной из первоочередных мер этим ослабленным компаниям — приобретать отечественную технику? — недоумевает по этому поводу председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Швец.

Минспорта: Эффективны ли меры поддержки, покажет время

Представитель Министерства спорта и туризма не видит необходимости подвергать критике решение правительства относительно плана первоочередных мер по поддержке внутреннего и въездного туризма. Вместо этого предлагается подождать, когда принятый план начнет работать, а уже потом вносить в него коррективы, если в процессе будет видно, что какие-то мероприятия не работают.

 — Я считаю, пока преждевременно говорить о том, что какие-то мероприятия не являются актуальными или они недостаточно эффективны, — говорит главный юрисконсульт Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Александр Кречетов. — Говорить о том, что это непринятие мер со стороны регулятора, в данном случае не выдерживает никакой критики. Минспорта готов изыскать другие способы для того, чтобы решать проблемные вопросы с бизнесом.

После разговора с представителями бизнеса чиновники из Минспорта и туризма предложили провести до конца года встречу в рамках общественно-консультативного совета, на которой рассмотрят предложения представителей туротрасли.

Впрочем, некоторые механизмы для поддержки бизнеса есть. Обратиться к ним можно через местные органы власти.

— У нас существует такое направление поддержки, когда местные органы власти размещают собственные финансовые ресурсы на депозиты банков для выдачи льготных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства. Здесь как раз есть поле, где можно было бы работать с туротраслью. У местных органов власти есть такой механизм поддержки, как компенсация части процентной ставки за пользование кредитными ресурсами. Это тоже возможность при условии принятия соответствующим исполкомом такого решения, — предлагает варианты поддержки для компаний туротрасли директор Департамента по предпринимательству Министерства экономики Ирина Бабаченок.

Представители туротрасли, однако, считают, что этого недостаточно. Они подчеркивают, что принятые меры никак не поддержат их в трудный период, когда целая отрасль стоит на грани выживания. Бизнес-союзы видят выход во внесении дополнений в измененный указ президента о поддержке бизнеса. Республиканский союз промышленников и предпринимателей будет готовить повторное обращение к премьер-министру, чтобы инициировать рассмотрение ситуации в туризме на уровне правительства.

-20%
-25%
-50%
-30%
-15%
-20%
-10%
0070970