178 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Сколько белорусы возмещают за коммунальные услуги и проезд в общественном транспорте
  2. «Здесь очень скучно». История Марии и Максима, которых по распределению отправили в агрогородок
  3. Беларусь лишили права проведения этапа Кубка мира по биатлону
  4. «Дорогое удовольствие для государства». Минтруда — о сокращении декрета и пересмотре размера пособий
  5. Ваш народ от рук отбился. Почему у власти уже сбоит система распознавания «свой-чужой»
  6. Очевидцы сообщили о задержании ОМОНом велосипедистов на Цнянке
  7. Йоханнес Бё души не чает в жене и ребенке. Только взгляните на их семейную идиллию
  8. В полвторого ночи написал явку с повинной. О какой «взятке» 12-летней давности говорят в суде над Бабарико
  9. Замначальника Генштаба рассказал о возможной отработке нанесения авиаударов НАТО по Беларуси и России
  10. «За попытку скрыться». Задержали работника «Белоруснефти», который записал видео против насилия
  11. «Одна из нас умерла от отека мозга». История девушки, которая с друзьями отравилась мухоморами
  12. Помните пса с пробитой головой и оторванным носом? Узнали, что сейчас с ним и ищут ли живодера
  13. «Скинул 20 кг за 5 месяцев». Белорус рассказывает, как похудел, а потом набрал мышечную массу
  14. В Гомеле из-за вылетевшего на тротуар авто погибла девочка. Поговорили с экспертами и ГАИ, как защитить пешеходов в таких ДТП
  15. Инженер-программист и профессиональная модель. Вот какая девушка стала «Мисс Вселенная»
  16. Суд по делу задержанной журналистки TUT.BY Любови Касперович не состоялся. Она остается на Окрестина
  17. Смена работы и изменение внешности. Лукашенко подписал закон о госзащите
  18. Как Юрий Зиссер менял жизнь белорусов к лучшему. Рассказывают коллеги
  19. По деньгам выходит дешевле, чем отели. Путешествие на автодоме по Полесью
  20. И снова умерли 10 человек. Минздрав выдал свежую суточную статистику по коронавирусу в Беларуси
  21. «Открыл нам неограниченный кредит и разрешил тратить, сколько хотим». Меценат Юрий Зиссер
  22. Погода на неделю: дожди и грозы, но тепло
  23. Генпрокурор: «Установлены сведения о еще живых нацистских преступниках. Из литовских батальонов СС и Армии Крайовой»
  24. Врач — об опасности домашней пыли и том, как часто нужно делать уборку
  25. «Любовь Викторовна, вы не можете задавать вопросы суду». Журналистка TUT.BY Касперович задержана уже более 72 часов
  26. Посмотрели цены на рынке «Валерьяново», куда приезжал Лукашенко, и сравнили с Комаровкой
  27. С чем полезнее съесть шашлык: с майонезом или кетчупом? Главное о здоровье за неделю
  28. Какие курсы доллара и евро установили обменники 17 мая
  29. В «Песочнице» засадили овощами новые грядки, теперь полить и прополоть лучок может любой минчанин
  30. Культурная революция в Китае: как школьники вырезали интеллигентов в рамках «классовой борьбы»


По примерным подсчетам Международной финансовой корпорации, введение с 1 июня обновленного порядка регистрации субъектов хозяйствования позволит сократить затраты субъектов хозяйствования на регистрацию на 21% (прежде всего за счет сокращения объема нотариального свидетельствования документов), а объем выручки субъектов малого и среднего бизнеса увеличится на 25 млн. долларов в год за счет того, что они начнут деятельность раньше в среднем на 16 дней. Что, конечно же, недостаточно для облегчения и ускорения вхождения в бизнес.

К сожалению, наше государство оказалось по-прежнему верно своей тактике "постепенных усовершенствований". За семь лет действия Декрета N 11 он девять раз подвергался всевозможным переделкам. Такая тактика вряд ли способствует стабильности законодательства и порождает серьезные проблемы не только у предпринимателей, но и у чиновников регистрирующих органов, вынужденных постоянно приспосабливаться к нововведениям. Вообще складывается впечатление, что мы как бы действуем "на ощупь", находясь в постоянном поиске некоего "своего пути", хотя хватает и собственного опыта и, что особенно важно, позитивного опыта других стран, в т.ч. проходящих те же этапы в реформировании экономики, что и мы.

Признавая достоинства обновленного Декрета, нельзя не отметить также и то, что он в сущности половинчатый, поскольку оставил целый ряд "родимых пятен", основными из которых являются:
- разрешительный порядок регистрации, хотя уже не первый год на самом высоком уровне делались заявления не только о заявительном, но даже и уведомительном порядке;
- слишком широкий перечень документов, представляемых для регистрации;
нотариальное удостоверение учредительных документов, что значительно повышает затраты на регистрацию;
- неоправданно большое количество оснований для отказа в регистрации. Нельзя также не видеть, что Декрет ввел дискриминацию по формам собственности, поскольку предусматривает возможность неприменения по решению соответствующих органов двух оснований для отказа в регистрации в тех случаях, когда учредителями выступают государственные организации либо с преобладанием государственной доли;
- принятие решений о регистрации коллективными органами - исполкомами (здесь помимо прочего еще и проблема сроков возникает). И вообще децентрализация регистрации делает довольно призрачным наличие единообразного подхода;
- весьма широкий перечень оснований для ликвидации, в т.ч. (нонсенс!) по решению регистрирующих органов. Кстати, это одна из главных причин того, что нынче тысячи организаций годами не ликвидированы.

Сегодня многие госчиновники заявляют о том, что процедура будет совершенствоваться и дальше. Однако, еще раз подчеркнем, перманентное совершенствование вряд ли можно признать большим благом. Самым лучшим решением было бы введение заявительного принципа регистрации, при котором сами заявители несут ответственность за содержание учредительных документов; передача регистрации в единый орган; введение (по примеру России) только двух оснований для отказа в регистрации: непредставление необходимых документов и представление их в ненадлежащий орган.

К уведомительному принципу мы, вероятно, придем еще не скоро. Но поскольку и заявительный принцип пока еще под большим вопросом, можно тем не менее даже в рамках разрешительного снять перечисленные выше проблемы. Ну, например, перечень документов для регистрации юрлиц можно сократить вдвое с 9 до 4-5: так, вызывает большие сомнения необходимость анкеты на каждого учредителя-физическое лицо, тем более что все необходимое можно написать в заявлении; документов о собственниках имущества(учредителях), в частности, заверенных копий трудовых книжек, пенсионных удостоверений и др.; гарантийных писем или других документов, подтверждающих право на размещение организации. В отношении ИП даже Минюст в одном из вариантов Декрета предлагал исключить снова же сведения о трудовой деятельности ( заверенные копии трудовых либо пенсионных удостоверений, справки службы занятости) - в принципе все необходимое заявитель может указать в анкете.

На практике целый ряд проблем решается через стандартизированные формы. Ликвидацию по решению регистрирующих органов необходимо вообще исключить и оставить принудительную ликвидацию только по решению суда. А такие основания, как неосуществление деятельности в течение 6 месяцев подряд; препятствование проведению проверок; выплата в течение трех месяцев подряд зарплаты в размере менее минимальной; систематическое грубое нарушение законодательства о труде - вообще, на наш взгляд, не могут быть причиной ликвидации. Подобные проблемы должны решаться в рамках трудового законодательства, законодательства о банкротстве и т. д.

Уже сегодня можно было бы ввести уведомительный принцип для ряда изменений. Почему бы, скажем, не использовать этот принцип при изменении местонахождения организации либо ее наименования? Зачем обязательно нотариальное свидетельствование подписей на карточках для банка? Это может вполне сделать сам банк при личной явке директора и бухгалтера.

Словом, даже при действующей разрешительной процедуре можно было бы серьезно облегчить жизнь предпринимателям, отказавшись от, мягко говоря, ненужных "излишеств".

Пример показывает Азия. 24 мая 2006 г. Президент Узбекистана подписал постановление № ПП-357 "О внедрении уведомительного порядка государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства". Полагаем, что уже названием постановления все сказано. Тем не менее, отметим важнейшие нормы этого документа: с 1 сентября 2006 г. вводится уведомительный принцип, за исключением регистрации предпринимателей, по которым требуется решение об отводе земельных участков, на подключение к газовым и электросетям, а также по лицензируемым видам деятельности;
срок регистрации - не более двух рабочих дней;
установлены минимальные размеры регистрационных сборов со льготами для ряда субъектов;
для госрегистрации юрлиц представляются всего 4 документа (а не 9 как у нас);
ответственность за содержание представленных документов несут заявители;
основные основания для отказа в регистрации: обращение в несоответствующий регистрирующий орган и представление документов не в полном объеме (лишь в некоторых случаях - другие основания: например, несоответствие фирменного наименования, несоответствие организационно-правой формы предусмотренным законодательством).

Следует отметить, что к постановлению приложены не только необходимые бланки и формы, но и схемы госрегисрации и постановки на учет, в которых указаны этапы, действия, сроки, что несомненно в хорошем смысле формализует и стандартизирует процедуру.

Таким образом, Узбекистан опередил нас еще на два шага, как минимум. В позапрошлом году мы уже сравнивали численность предпринимателей и малых предприятий и убедились, что их показатели выше. Так, еще в 2004 г. в Узбекистане действовало 233 тыс. малых предприятий (у нас сегодня только 32,4 тыс.), а их доля в ВВП - 36% и занято в них 63,2% трудоспособного населения.

В немалой степени этому конечно же способствует простота и дешевизна процедуры вхождения в бизнес, где на первом месте стоит регистрация. Так что есть у кого перенимать опыт!

Валерий ФАДЕЕВ, заслуженный юрист РБ
-20%
-30%
-8%
-20%
-5%
-5%
-5%
-10%
-20%