Эпидемическая обстановка весной и общественно-политическая в августе ведут к тому, что для малого и среднего бизнеса этот год будет более сложным, чем 2015-й и 2016-й. Нестабильная валюта, падающий спрос, неплатежи и снижение производительности труда в августе вернули малые и средние компании в напряженное состояние, из которого они только в июле стали выкарабкиваться

В июле вынырнули, чтобы в августе снова погрузиться в проблемы
— Ситуация в бизнесе, вызовы, с которыми он сталкивался на конец августа — начало сентября, вернулись к тревожному состоянию восхода первой волны коронавируса в Беларуси. Причиной этому стала социально-политическая обстановка, — так характеризует положение малых и средних предприятий Родион Морозов, старший научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC. Во время дискуссии «Вызовы-2020. Результаты опросов бизнеса» эксперт презентовал результаты июльского и сентябрьского опросов малых и средних компаний, которые демонстрируют положение бизнеса в июне и в августе.
Наиболее сложным для небольших и средних компаний был май. В начале лета они начали вставать на ноги, и в июле в бизнес-среде ощущался определенный оптимизм. В середине лета у трех четвертей предприятий не было проблем с ликвидностью, в первую очередь благодаря тому, что они активно задействовали «кубышку». «Это был наиболее простой и доступный способ справляться с такими проблемами», — объясняет эксперт.

Однако оптимизм продлился недолго и короткое затишье сменилось не менее трудным в экономическом плане августом. По сравнению с маем положение было не таким печальным, но однозначно более сложным, чем в июле. Два из трех наиболее острых вызовов, которые обозначили компании в последнем опросе, повторяют те, которые были для них актуальными в апреле-мае. Это нестабильность национальной валюты и падение спроса. По итогам августа в топ вошли еще проблемы с дебиторской задолженностью и исполнением партнерами своих обязательств. Кроме того, на одном из десяти предприятий обострилось положение с производительностью труда, которая снизилась из-за общественно-политической ситуации.
Сложней стало также выстраивать внешнеэкономические отношения.
— Из-за общественно-политической ситуации партнеры начинают учитывать страновые риски и просят от белорусского бизнеса предоплату. А если поставки идут из Беларуси, то просят оплату по факту. Это создает проблемы с ликвидностью у белорусского бизнеса, — объясняет Родион Морозов.
В то же время сократилось число организаций, которые в августе потеряли более чем на 20% выручки. По-прежнему сложным в этом плане было положение тех, кто предоставляет услуги по временному проживанию и питанию. И только 2% опрошенных компаний отметили, что на их работу каким-то образом повлияли забастовки на предприятиях-партнерах.
Непростая ситуация с кредитами не обошла стороной малые и средние предприятия. Количество отказов банков в выдаче новых кредитов значительно увеличилось по сравнению с предыдущими месяцами. С такой проблемой, согласно последнему опросу, столкнулись 13% компаний, против 4% и 7% в июне и апреле соответственно.
В августе практически половина опрошенных компаний нашли возможность сократить непервоочередные расходы. Среди мер, которые предпринимались для уменьшения расходов и экономии средств, сокращение зарплат и работников уже не так популярны, так как еще весной и в начале лета организации уволили тех работников, без которых могли обойтись, и оптимизировали все возможные расходы. Снизилось и число тех, кто переводил работников на неполный рабочий день и отправлял в отпуска за свой счет.
— Всплеска безработицы в секторе малого и среднего предпринимательства пока не ощущается и не предвидится, — делает вывод экономист.
Вывод бизнеса — лучше готовиться к кризисам
Как и вся экономика, малые и средние предприятия переживают период неопределенности. Больше трети опрошенных не представляют, когда и чем закончится вторая волна эпидемии, хотя 9% верят, что все закончится в течение 2−3 месяцев. Кстати, 17% заявили, что эпидемическая ситуация на их отрасли никак не отразилась.
38,8% опрошенных компаний верят, что после коронавируса получится вернуться на прежний уровень и работать в старом формате. 20% заявили, что намерены формировать бОльшую подушку безопасности, 11,5% считают, что интернет станет основным каналом продаж и взаимодействия с клиентами, еще 10,5% видят потенциал для сокращения лишних функций и персонала. Такие выводы сделал бизнес по итогам непростых весны и лета.
— Только 2% бизнеса (в нашем опросе были представлены разные отрасли) находятся в процессе релокации. 4% задумывались на конец августа — начало сентября, 63% не видят такой необходимости, 31% [не планирует], потому что их бизнес нельзя никаким образом релоцировать, — рассказывает Родион Морозов.
По мере выхода из непростого экономического положения 2020 года бизнес намерен ориентироваться не столько на эффективность, сколько на устойчивость, предпринимая меры, которые позволили бы с меньшим ущербом пережить следующий кризис.
Многочисленные кризисы научили белорусские компании быть готовыми к внезапному ухудшению ситуации в экономике. Благодаря этому в кризис, накрывший мировую экономику, белорусский бизнес входил более подготовленным, чем, например, европейский. К такому выводу пришел эксперт BEROC. Он считает, что способность к адаптации, оптимизации деятельности, поиску новых форматов, позволивших некоторым компаниям оставаться на плаву, является конкурентным преимуществом белорусских малых и средних предприятий, что повышает их выживаемость в кризисные времена.