1. «Проверяли даже на близнецах». В метро запустили оплату проезда по лицу. Как это работает
  2. «Деревня умирает! Здесь живут 4 человека — и все». История Анатолия, который работает в автолавке
  3. «Шахтер» впервые стал обладателем Суперкубка Беларуси, победный пенальти забил вратарь
  4. «Единственным справедливым решением был бы оправдательный приговор». Заявление TUT.BY по делу «ноль промилле»
  5. Вот почему он стоит больше 100 тысяч евро. В Минск привезли первый Mercedes S-класса нового поколения
  6. Был боссом Дудя, построил крутой бизнес в России, а сейчас помогает пострадавшим за позицию в Беларуси
  7. Виктор Лукашенко получил звание генерал-майора запаса. Предыдущее его известное звание — капитан
  8. Ватные палочки, серные пробки. Врач — о том, из-за чего еще слух может стать хуже
  9. Приговор по делу о «ноль промилле»: полгода колонии журналистке TUT.BY и два года с отсрочкой врачу
  10. Беларусбанк вводит лимиты по некоторым операциям с банковскими карточками
  11. Лукашенко рассказал о подробностях переговоров с Путиным
  12. Суды над журналистами, маникюр прокурора, морозы и снег. Февраль-2021 — в фотографиях TUT.BY
  13. Минское «Динамо» проиграло СКА в первом матче Кубка Гагарина
  14. Прививать всех желающих от COVID-19 начнут в апреле. Вакцина будет от белорусского предприятия
  15. «Подошел мужчина в одежде рыбака». Как судили пенсионерок, задержанных на выходе из электрички
  16. С 2 марта снова дорожает автомобильное топливо
  17. Что известно о «собственной ракете для „Полонеза“», которую создали в Беларуси
  18. Какой будет погода весной и стоит ли прятать теплые пуховики в марте
  19. Нет ни документов, ни авто. В правительстве объяснили, как снять с учета такую машину, чтобы не платить налог
  20. Чиновники обновили базу тунеядцев. С мая с иждивенцев будут брать по полным тарифам за отопление и газ
  21. «Радуюсь „мягкому“ приговору для невиновных людей». Известные белорусы — о приговоре врачу и журналисту
  22. «Готовились к захвату зданий в Гомеле». СК — об экстрадиции Тихановской и деле в отношении ее доверенных лиц
  23. Горбачев: Я не раз говорил, что Союз можно было сохранить
  24. Суд по делу «ноль промилле», новые задержания, планы по экстрадиции Тихановской. Что происходило 2 марта
  25. Светлана Тихановская прокомментировала видео СК по ее делу
  26. Латушко ответил жене Макея: Глубина лицемерия и неспособность видеть правду и ложь просто зашкаливает
  27. «Пары начинались в 3 утра». Белорусы, которые учатся в Китае, не могут вернуться в вуз
  28. Водители жаловались, что после поездки по М10 не могут отмыть машины. Вот что рассказали дорожники
  29. В Витебске увольняют Владимира Мартова — реаниматолога, который первым в Беларуси честно говорил о ковиде
  30. Жуткое ДТП в Волковысском районе: погибли три человека, в том числе новорожденный ребенок


/

В первой половине года многие гадали, по какой цене Беларусь покупает нефть у альтернативных поставщиков. Власти не спешили раскрывать детали сделок, ссылаясь на коммерческую тайну. Но постепенно информация заполняет «белые пятна».

Недавно Белстат подкорректировал представление данных о покупке нефти по странам. Теперь нет детализации по объемам поставок из каждой страны. Зато расписан импорт по странам в денежном выражении. Ранее про объемы поставок официально сообщал концерн «Белнефтехим». Исходя из этого можно рассчитать стоимость нефти, которую Беларусь приобретала у разных поставщиков.

За январь — май Беларусь импортировала 5 млн тонн нефти на 904,8 млн долларов. Из России было ввезено около 4 млн тонн на 689,8 млн долларов. Средняя цена составила около 170 долларов за тонну. Однако тут важно оценить два периода.

В январе — марте, когда Беларусь не имела контрактов с крупными российскими продавцами, импортировала почти 1,6 млн тонн российской нефти на 417,7 млн долларов. Средняя цена составила 268,2 доллара за тонну. При этом известно, что в январе российская нефть стоила 340 долларов за тонну, в марте — в 2 раза дешевле.

Следовательно в апреле — мае, когда мировые нефтяные котировки оказались на дне, 2,5 млн тонн российского сырья обошлись в 272,1 млн долларов. Средняя цена составила 108,8 долларов за тонну.

Нефть из Азербайджана обошлась Беларуси в 64,4 млн долларов. Известно, что в марте — мае Беларусь купила у Socar Trading — торгового подразделения Госнефтекомпании Азербайджана — три танкера нефти объемом около 270 тысяч тонн. Следовательно, сырье вышло Беларуси в среднем за 238,5 доллара за тонну.

Интересно, что из данных Белстата «исчез» танкер нефти из Казахстана. Зато появились в числе продавцов черного золота Украина и Литва, у которых своих запасов нефти, как и в Беларуси, кот наплакал.

У Литвы Беларусь закупила нефти на чуть более 72 млн долларов. Вместе с тем известно, что в марте Беларусь приобрела у трейдеров российскую нефть через литовский порт Клайпеда. Было приобретено четыре танкера общим объемом 320 тыс. тонн. То есть средняя цена российского сырья при поставке через Литву сложилась для Беларуси на уровне 225 долларов за тонну.

Согласно данным Белстата, Украина продала Беларуси нефти на 15,9 млн долларов. На самом деле, как и в случае с Литвой, никакой украинской нефти не было. В марте Socar Trading направил один из танкеров из российского порта Новороссийск в порт Южный (Одесская область). На борту была российская нефть. Затем эту нефть направляли на Мозырский НПЗ по «трубе». Средняя цена такого сырья оказалось около 200 долларов за тонну. При этом нельзя исключать, что была применена своп-схема с Казахстаном, который ранее фигурировал в данных статистики.

Белстат сообщает об импорте нефти на 52,5 млн долларов из Норвегии. Известно, что Беларусь приобрела два танкера нефти из этой скандинавской страны общим объемом 166 тысяч тонн. Выходит, что тонна обошлась Минску в среднем 316 долларов. При этом стоит сказать, что первый танкер норвежской нефти был приобретен Беларусью в конце января, то есть до обвала мировых котировок. Поэтому сорт Johan Sverdrup мог обойтись «Нафтану» в районе 400 долларов за тонну. А уже апрельская поставка — 230 долларов за тонну.

В мае Беларусь купила 80 тыс. тонн нефти из Саудовской Аравии. По данным Белстата, танкер арабского сырья стоил 9,7 млн долларов. Средняя цена — 121,3 доллара за тонну. Это выходит 16,8 доллара за баррель. На первый взгляд данная цена выглядит неправдоподобно. Но как в апреле Saudi Aramco увеличила для Европы скидку на нефть Arab Light до 10,3 доллара к цене североморского эталона Brent, который торговался на уровне 28 долларов за баррель.

При этом профильные эксперты обращают внимание, что на конечную стоимость нефти для Беларуси мог оказывать влияние ряд факторов — начиная от маркетинговой политики продавцов и заканчивая условиями доставки нефти. С точки зрения логистики самый дешевый вариант транспортировки — это из России по нефтепроводу «Дружба». Доставка по морю, перевалка в портах и перевозка по железной дороге увеличивают конечную стоимость сырья еще на 35−45 долларов за тонну.

В этой связи не лишним будет сказать про экспорт белорусской нефти. Обычно Беларусь продавала за рубеж 130−140 тысяч тонн нефти в месяц. Однако в первом квартале из-за отсутствия поставок нефти из России в нужном объеме Белоруснефть вынуждена была направлять свое сырье на переработку в Мозырь.

В апреле Беларусь возобновила экспорт собственной нефти на НПЗ «Роснефти» в Германию. За апрель — май было поставлено 230 тыс. тонн на 42,5 млн долларов. Средняя цена составила 185 долларов за тонну.

Что касается экспорта белорусских нефтепродуктов, то он также просел в условиях снижения закупки нефти и ограничительных мер на фоне пандемии. В январе-мае Беларусь продала почти 2,5 млн тонн нефтепродуктов, что на 46,4% меньше аналогичного периода 2019 года. В стоимостном выражении поставки сократились на 62,2% до 859,5 млн долларов.

Больше всего белорусских нефтепродуктов ушло в Украину — 965,4 тыс. тонн на 436,6 млн долларов. Через британских трейдеров было реализовано почти 890 тыс. тонн продукции на 238,8 млн долларов. Через Нидерланды отгружено 272,5 тыс. тонн нефтепродуктов на 79,4 млн долларов. Кроме того, Беларуси удалось отгрузить в Россию 185,3 тыс. тонн топлива на 63,3 млн долларов. В конце мая Москва поставила шлагбаум на пути импортных нефтепродуктов.

-15%
-10%
-10%
-5%
-10%
-11%
-50%
-35%
-50%
0072606