/

Культура в Беларуси традиционно выживает непросто. Сейчас, когда перед многими отраслями встала задача дотянуть до осени (при оптимистичном сценарии), в креативной индустрии задаются вопросом, как не закрыться навсегда. Почитайте четыре очень разные истории о том, как организации и культурные площадки адаптируются к новой реальности.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Снимок используется в качестве иллюстрации. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Екатерина Павлович, инициатор проекта «Консерва», Брест: «Сконцентрировались на проектах, которые откладывали»

— У нас был план работы и очень плотный график мероприятий практически на год вперед. Из-за эпидемии многое пришлось отменить, что-то перенести на неустановленный срок.

Мы сознательно не уходили в онлайн, как делают многие коллективы, во-первых, потому что у нас пока не сформирована своя аудитория (пространство открылось в конце прошлого года). Во-вторых, количество контента, которое производится онлайн, очень велико, отчего, к сожалению, его качество страдает. Когда однажды, зайдя на свою страницу в Instagram, я увидела 16 человек одновременно в прямом эфире, поняла, что мы не пойдем этим путем.

У нас небольшой штат сотрудников, что позволяет держаться на плаву. Во время этого затишья и неиспользования большого пространства нет доходов, но в то же время мы экономим средства на энергозатратах, коммунальных платежах. Плюс нам повезло, что пространство у нас в собственности и не пришлось вести переговоры с арендодателями по поводу арендных каникул.

Мы смогли сконцентрироваться на тех проектах, которые давно откладывали. «Консерва» находится на цокольном этаже бывшего консервного завода. Здание старое, ветхое, и в нем нужно постоянно что-то делать. Когда был план мероприятий, ремонтные работы приходилось вживлять между ними. Сейчас мы смогли сконцентрироваться на ревитализации всего комплекса, уйти в строительные работы.

В это же время мы смогли замедлиться, посмотреть, что происходит вокруг, что делается, подумать, как переформатироваться, придумать новые форматы. Я даже рассматриваю этот опыт как положительный, потому что он помог посмотреть на ситуацию более комплексно.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by Conserva (@conserva.brest) on Nov 11, 2019 at 1:54am PST

— В Бресте с приходом тепла стало более оживленно. Люди стараются не гулять по центральным улицам. Зато, наверное, каждый брестчанин исследовал Брестскую крепость и знает все тропинки. И мы понимаем, что сейчас не может идти и речи о внутренних пространствах, но людям все равно будет хотеться выходить на улицу, у всех есть потребность в общении, социализации. В связи с этим мы разрабатываем проекты мероприятий на улице, готовим уличную площадку. При этом я понимаю, что в плане безопасности каждый человек должен заботиться о себе сам. Ведь если на нашей площадке кто-то захочет сидеть близко и обниматься, я не вправе им помешать.

Также мы сфокусировались на офлайн-мероприятиях, которые можем сейчас четко и детально продумать. Когда обстоятельства позволят, у нас будут готовые решения, подрядчики, будет закончена уличная площадка, которую можно будет использовать, как только ситуация нормализуется.

Ирина Лукашенко, соучредитель и директор соцкультпроекта ARTONIST, Минск: «Для выживания независимому культурному сектору стоит объединиться»

— 9 марта провели artist talk украинской художницы Марии Прошковской и 15 марта Марафон по мастерским художников. Это были последние мероприятия в рамках нашей обычной деятельности. Когда стало видно, что больше не будет прежнего уклада, на недельку-две мы ушли в затишье, чтобы посмотреть, что происходит и куда все движется.

Мы пока не делаем ставку на офлайновые мероприятия, понимая, что возврат в офлайн даст не столько профита, сколько добавит рисков для людей, которых будем привлекать, и для самих себя. Мы сфокусированы на работе онлайн, на работе со своей аудиторией в безопасном режиме. Ускоренный переход в онлайн — это один из критериев нового мира. Значит, в искусстве тоже будет важным умение работать с онлайн-инструментами. На основании потребностей и запросов независимых культурных институций о видении своего онлайн-развития, продуктов, которые они хотели бы создавать, инструментов, знаний и навыков, которых им для этого не хватает, в ближайшее время мы организуем переобучение и помощь в трансформации.

Уже в марте было видно, что сектор независимой культуры, который и в хорошие времена сводил свою деятельность по прибыльности «в ноль», теперь рискует просто исчезнуть. Это откатило бы нас в нулевые годы, когда не было альтернативных традиционным площадок, не было таких интересных ивентов, концертов. Стало понятно, что долги, которые начали образовываться, ведут к закрытию площадок. Тогда мы решили, что независимому культурному сектору стоит объединиться. Для этого запустили акцию для поддержки художников #артнакарантине, организовали акцию поддержки #АртПроездной.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by artonist.org (@artonist_org) on Feb 20, 2020 at 5:11am PST

— То, как идет сбор средств в рамках этой акции, с одной стороны, хороший показатель того, как та или иная площадка работала со своей целевой аудиторией. Но мы также знаем, что на государственном и частном уровнях культура поддерживается в последнюю очередь. И недавний опрос SATIO и BEROC показал, что самое большое сокращение расходов у людей во время пандемии именно на культуру. Тем не менее мы видим, что в акции по сбору средств в поддержку культурных проектов поучаствовало много людей.

При этом многие скидывались по пять рублей. Это говорит про кризис, про платежеспособность людей. Но и про то, что люди хотят поддержать, хотят поучаствовать в спасении арт-площадки или проектов на том уровне, который могут себе позволить.

Когда мы начали продвигать акцию по поддержке арт-проектов, мы понимали моральный выбор людей, понимали, как мы выглядим на фоне людей, которые умирают, медиков, которые нуждаются в средствах защиты, волонтеров, которые работают бесплатно. Мы очень благодарны людям, которые собирают средства на помощь медикам. Но мы также ответственны за независимую культуру, за ее сохранение. Более того, суть организованного сбора средств не только в финансовой помощи, но и в адвокации своих прав. Это заявление о том, что в данном секторе те же налоговые льготы, арендные каникулы — критично актуальны. Мы не претендуем на уровень поддержки, например, как в Германии, понятно, что в Беларуси от этого далеки. Но нельзя не говорить о реальной ситуации, о том, как живет эта отрасль.

Анна Палей, основатель и арт-менеджер культурно-образовательной платформы «Першы крок», Мозырь: «До сентября будем выживать за счет онлайн-проектов»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by Першы крок▪️Мозырь▪️Art-space (@pershykrokmozyr) on Feb 9, 2020 at 8:18am PST

— У нас есть два направления деятельности. Это масштабная образовательная программа в виде лекций и встреч, где мы поднимаем вопросы современного искусства, креативного бизнеса, социального предпринимательства. Второе направление — это событийная площадка «Першы крок Space». Фактически сейчас эта площадка никак не используется. Все запланированные ранее мероприятия отменились или перевелись в онлайн-режим. Такой ситуация останется до сентября. Тем не менее мы — безумные люди креативного сектора Беларуси — не унываем. В этом году у нас реализуется проект для молодежи RegiON (одним из региональных партнеров которого мы выступаем), изначально запланированный в офлайне, но который мы переформатировали в онлайн-формат. Мы планируем проводить прямые эфиры в Instagram с молодыми активистами, переносим «живую библиотеку» в Zoom. То есть мы адаптировались к ситуации. Но интернет в наше время перенасыщен информацией, что не ведет к эффективным результатам. Плюс оказалось, организация онлайн-мероприятия требует гораздо больше усилий.

Получается, что от многих мероприятий мы отказались, а аренду, коммунальные платежи и другие расходы никто не отменяет. А внятных мер от государства по поддержке креативных индустрий так и не было принято. Мы слышали про отсрочки, но все здравомыслящие люди понимают, что отсрочка — это, скорей, иллюзия решения проблемы. Сейчас арендные платежи я плачу из собственных средств. Плюс я написала обращение арендодателю с просьбой снизить арендную плату. Мы понимаем, в какой ситуации оказались сейчас все, но надеемся на человеческое понимание и на то, что мы сможем прийти к компромиссу.

Среди аудитории нашего проекта есть в том числе люди в возрасте. И именно по этическим причинам мы решили отменить до сентября все офлайн-встречи, мы ведь не можем гарантировать, что во время их проведения люди будут соблюдать дистанцию.

Даже организация мероприятий на улице под вопросом, потому что мы понимаем, что объективно соблюдать дистанцию людям будет непросто. Поэтому в течение лета, скорее всего, мы не вернемся к мероприятиям офлайн.

Анжелика Крашевская, директор Центра визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн», Минск: «Летом люди в театр не пойдут, хоть будут ощущать потребность»

— Ситуация с коронавирусом обострила проблемы, которые существуют в Беларуси. Одна из них — разделение организаций культуры на государственные и «все остальные». Государственные получают дотации, субсидии из бюджета, благодаря чему у них есть возможность пережить этот период. Все остальные как будто оказались посреди моря, когда начался шторм: доплывешь сам до берега — выживешь, не доплывешь, значит, такая твоя судьба. У нас не определено на законодательном уровне, каким образом может существовать и получать финансовую поддержку от государства негосударственный сектор культуры. Вопрос не столько в разовой помощи, а в возможности работы и получении средств за нее.

В марте-апреле мы уже знали, что международный форум театрального искусства «ТЕАРТ» и Минский международный кинофестиваль «Лістапад» будем делать, единственное — прорабатываем различные сценарии их проведения. Но мы, как и многие, потеряли основные доходы от показа фильмов, трансляций спектаклей в кинотеатрах, показа собственных спектаклей. Многие проекты приостановлены, за небольшим исключением. Продолжаются показы спектаклей TheatreHD, идут какие-то фильмы в регионах, но с количеством зрителей по понятным причинам есть проблемы. Из этих доходов формируется бюджет нашей организации.

С апреля мы оставили офис и перешли на дистанционную работу. Обратились с просьбой к нашему арендодателю — «Мінскай спадчыне», в Министерство культуры и исполком с просьбой пересмотреть арендную ставку и применить понижающие коэффициенты. Пока идет речь о рассрочке платежей аренды, это не решение проблемы. Долги накапливаются, и как сейчас трудно найти возможность оплатить в полном объеме, так и к моменту наступления срока платежа по рассрочке эти долги только увеличатся, а денег у нас не станет больше.

С апреля мы перешли на неполную оплату, какие-то работники ушли за свой счет. Мы думаем, как выбираться из ситуации и не опустить руки. Накопленные деньги если и были, то их уже нет.

Чтобы сохранить проект «ТОКтеатр», мы начали сбор средств на «МолаМола» в надежде на всех неравнодушных к тому, что мы делаем. В то же время мы понимаем, что сейчас люди прежде всего с готовностью отдадут деньги на помощь медикам. И тут этически невозможно агитировать людей за другое. Кроме этого, мы думали над «открытыми билетами» на будущие проекты. С одной стороны, это единственная возможность, когда независимый театр может оставаться на плаву. С другой — придаст уверенности в завтрашнем дне, ведь в культуре самое страшное не остаться без работы, а оказаться ненужным.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by АРТ КОРПОРЕЙШН (@artcorporation_by) on Apr 3, 2020 at 4:34am PDT

— Что касается «оживления» в теплое время года, у меня никогда на летний период не было оптимизма. Наш зритель не приучен ходить в театр круглосуточно и круглогодично. Да и в кино летом ходят только на громкие премьеры. Думаю, что летом люди захотят встречаться, но не пойдут в театр, притом что, наверное, такую потребность они будут ощущать.

Да, есть пьесы, которые пишутся специально для интернета (Zoom), театр можно запечатлеть на «пленку», но здесь есть риск убить любовь к театру, отнять ее, потому что записи получаются разного качества, да и это совсем другой жанр. Театр — это контакт актера и зрителя, а экран не передает сиюминутную эмоцию, которую ты испытываешь, сидя в зрительном зале, смотря на живую игру актера, слыша музыкальное сопровождение.

-20%
-10%
-20%
-10%
-50%
-15%
-30%
-25%
-40%
-30%
-50%