Железнодорожные отгрузки белорусского бензина на российский рынок резко выросли в апреле и составили по итогам месяца 40,1 тыс. тонн, что стало максимальным уровнем за несколько лет. Об этом сообщает ценовое агентство Argus.

Фото: Skitterphoto, pixabay.com
Фото: Skitterphoto, pixabay.com

Многим российским покупателям оптовых партий белорусского бензина это топливо с поставкой в апреле с учетом стоимости транспортировки на станцию назначения обходилось минимум на 500 российских рублей за тонну дешевле, чем продукт российского производства, предложение которого на бирже в апреле значительно сократилось. Дело в том, что регулирующие органы и нефтяные компании в прошлом месяце договорились снизить на срок до 30 июня нормативы обязательных биржевых продаж нефтепродуктов. Владельцы некоторых сетей АЗС в этих условиях в апреле стали формировать запасы недорогого белорусского топлива, ожидая в дальнейшем роста спроса на бензин и удорожания топлива на оптовом рынке после ослабления карантинных мер.

По оценкам Argus, для спецэкспортера нефтепродуктов Белорусской нефтяной компании доходность апрельских поставок бензина Аи-92 на российский рынок была выше, чем в направлении латвийского порта Вентспилс, в среднем более чем на 100 долларов за тонну.

Более 30% общего объема апрельских поставок бензина из Беларуси было отгружено в южные регионы России (Краснодарский край, Ростовскую область, Ставропольский край и Дагестан). Кроме того, крупные партии топлива белорусского производства отгружались в Калининградскую область, в Санкт-Петербург и Ленинградскую область, а также в приграничные Брянскую и Смоленскую области и ряд других регионов Центральной России.

Впрочем, Беларуси не стоит обольщаться. Ранее стало известно о намерении властей России ввести запрет на импорт бензина. Мера временная и пока рассчитана до 1 октября 2020 года — то есть на все время, в течение которого, по прогнозам Минэнерго РФ, будут держаться низкие цены на нефть. Проект соответствующего постановления был подготовлен в апреле, но, по данным источника в Минэнерго, документ все еще ожидает регистрации в Министерстве юстиции.

В последние два года поставки белорусского бензина в Россию были незначительными.

По данным Белстата, в январе — марте 2020 года Беларусь экспортировала в РФ 8,7 тыс. тонн всех нефтепродуктов на 7,3 млн долларов, что на 25% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

Интерес к импортному продукту на рынке России снизился благодаря увеличению мощностей по выпуску бензина на российских НПЗ в рамках проектов модернизации, а также изменению налогового режима, в частности, в связи с заработавшим в 2019 году механизмом демпфера, который защищает стоимость топлива как от резкого роста, так и от падения, которые могли произойти в результате колебания нефтяных котировок.

С 1 марта 2020 года Беларусь сама поставила заслон импортному топливу, повысив ставки акцизов в 4 раза. При этом новополоцкий «Нафтан» и Мозырский НПЗ получили преференции, чтобы у них перерабатывали сырье и покупали топливо.

Стоит напомнить, что крупные нефтяные компании России в апреле возобновили поставки нефти в Беларусь после трехмесячного перерыва. В конце марта Москва пошла на уступки Минску, согласившись компенсировать премию к поставкам на фоне падения нефтяных котировок вдвое.

-30%
-50%
-30%
-25%
-30%
-20%
-40%
-10%
-25%
0070687