Поддержать TUT.BY
Коронавирус: свежие цифры


/

Предприниматели просили правительство поддержать их в трудную минуту, но встретили принятый указ «О поддержке экономики» критикой, окрестив документ ритуальным и декоративным. Разобрались, почему бизнес ждет от правительства большей поддержки, помогут ли людям, потерявшим доходы во время эпидемии, и за чей счет банкет.

Указ о поддержке бизнеса приняли. Значит, бизнесу уже помогают?

24 апреля Александр Лукашенко подписал указ № 143 «О поддержке экономики». Это первый документ из анонсированных трех пакетов мер по поддержке экономики. Он предполагает поддержку наиболее пострадавших от пандемии коронавируса. Список таких отраслей в документе довольно длинный.

В указе прописаны отсрочка до конца лета и последующая рассрочка до конца года уплаты некоторых налогов. Вводится мораторий на увеличение базовой арендной величины и арендной платы, а также рекомендация для частных арендодателей предоставлять отсрочку уплаты аренды. Прописано упрощение в изменении существенных условий труда работников, а также проведения госзакупок.

Эти меры облегчают условия для бизнеса, но они не особо увеличивают шансы на преодоление периода эпидемии без закрытия значимой части компаний. Экономисты и представители бизнеса признаются, что указ оставил открытыми много вопросов.

В частности, решение, помогать конкретному бизнесу или нет, по важным пунктам перекладывается на плечи местных властей. Плюс такого подхода в том, что решения будут приниматься госструктурами, которые ближе знают местный бизнес. Но есть в этом и минус. Документ не дал четких критериев отбора нуждающихся в поддержке, в нем не прописан механизм действий исполнительной власти в регионах и сроки принятия решений. В итоге первые обращения предпринимателей за предлагаемой поддержкой не увенчались успехом.

Местные власти тем временем оказались меж двух огней: с одной стороны, к ним поплывет поток компаний, просящих о налоговых рассрочках, а с другой стороны, никто не отменял планы по наполнению местных бюджетов. «Им будет сложно пойти на компромиссы и уступки, балансируя между необходимостью зарабатывать в бюджет и помогать предприятиям. Есть вероятность, что принимать на себя ответственность местной власти будет крайне тяжело», — подчеркивает научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC Анна Огинская.

Но бизнесмены же сами говорили, что им нужны отсрочки, а не льготы. Что не так?

Из ожидаемых компаниями мер в указ включена малая доля. Предприниматели через бизнес-союзы передавали правительству большой список ожидаемых мер, которые помогли бы им пережить непростое время. В первую очередь бизнес просил предоставить кредитные, арендные и налоговые каникулы, включая отсрочку уплаты взносов в ФСЗН.

По оценке эксперта BEROC, ситуация может оказаться еще более сложной, чем предусмотрено в указе и чем изначально ожидали компании. Кризисное положение будет длиться до конца эпидемии, и восстановление после нынешнего спада будет непростым. Поэтому маловероятно, что компании смогут встать на ноги через полгода и выплачивать рассрочки. «Высока вероятность, что, получив рассрочку даже до конца года, бизнес столкнется с серьезными трудностями по ее выплате», — считает экономист.

Но это лишь первый пакет мер, сейчас готовятся другие. Поэтому у бизнеса теплится надежда, что наиболее пострадавшие компании освободят от некоторых обязательных выплат.

А населению во втором или третьем пакете помогут?

Правительство продолжает работать над последующими пакетами мер поддержки экономики. Содержание документов не раскрывается, не обсуждается с общественностью или деловым сообществом. Поэтому точной информации о том, что войдет во второй и третий пакет мер поддержки экономики, пока нет. Члены общественно-консультативных советов при министерствах сообщают, что им известны лишь некоторые моменты, которые озвучивались во время заседаний в госорганах. Есть вероятность, что во втором пакете будут дополнительные меры поддержки наиболее пострадавших отраслей, например туризма и гостиничного бизнеса.

Обсуждается вопрос помощи некоторым предприятиям, не только государственным, с выплатами зарплат, отмечает сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. В правительстве сообщали, что планируются доплаты работникам до минимальной зарплаты (375 рублей) на время простоя или неполной занятости.

Первый вице-премьер Беларуси Дмитрий Крутой анонсировал меры, которые войдут в следующие пакеты мер поддержки. Среди них — поддержка некоторых категорий населения. Это повышение пособия по безработице с выделяемых сейчас в среднем 30 рублей до бюджета прожиточного минимума (247 рублей). Предусмотрена поддержка уязвимых слоев населения, в первую очередь семей с детьми. Получающим государственную адресную социальную помощь будут также доплачивать до бюджета прожиточного минимума.

По информации Виктора Маргелова, государство также продумывает решение вопроса с ФСЗН.

Нормальные же обещания. Что еще надо?

И правительство, и бизнес, и экономисты говорят о том, что важнейшая задача сейчас — поддержать занятость и помочь большему числу компаний не обанкротиться.

Что касается уже принятых мер, важно, чтобы местные власти четко знали, как им работать с указом № 143. А общественность получила сигнал, куда именно обращаться за поддержкой. Это минимизирует бюрократию и злоупотребления на местах, а также исключит излишнее хождение по кабинетам госслужащих, что особенно важно во время эпидемии.

Бизнес-союзы настаивают на том, чтобы государство больше поддержало малый и средний бизнес, у которого нет «жировой прослойки», позволяющей протянуть до лучших времен. «Но обнадеживаться, что это будет, я бы не стал. В реалиях жизни даже после трех пакетов вряд ли крупная поддержка малому и среднему бизнесу будет», — считает Виктор Маргелов.

Хорошим подспорьем было бы продление на полгода различных разрешений, к примеру сертификатов, считает Владимир Карягин. А также более быстрое принятие решений и информирование всех заинтересованных сторон. В пример он приводит Нацбанк, который чуть ли не каждый день принимает решения и рассылает разъяснения и инструкции коммерческим банкам, информирует об изменениях деловое сообщество. «Мы просили этого всего от правительства», — комментирует председатель высшего координационного совета Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин.

Один из важнейших шагов, которые неоднократно озвучивали предприниматели, — это отсрочка уплаты взносов в ФСЗН, которая бьет по карману компаний. Но так как фонд не имеет запасов средств, в случае каникул для предприятий платить пенсии и социальные выплаты будет нечем. «Сбор денег идет буквально с колес, и нет никаких накоплений на выплаты. Из каких резервов в оборот фонда могут деньги попасть, чтобы произвести отсрочку выплат?» — задается вопросом Владимир Карягин.

Анна Огинская напоминает, что поддержка предприятий не снимает с государства обязательства оказывать помощь населению. Поэтому она считает возможным увеличение трансфертов из бюджета в ФСЗН, чтобы облегчить бремя компаний не в ущерб пенсиям и социальным выплатам. Как вариант для латания дыры в фонде можно использовать часть привлеченных внешних займов.

Правильно, нечего спасать бизнес в ущерб социальным выплатам. А не за наши ли налоги их спасают?

Правительство оценивает поддержку экономики в размере 5−6 млрд рублей. Судя по озвученным Дмитрием Крутым суммам ожидаемых внешних займов в 2−2,5 млрд долларов, эти средства покроют запланированные расходы.

Прописанные в указе меры поддержки бизнеса не предусматривают помощь за счет налогоплательщиков. Даже налоговые льготы не отменяют выплаты, а дают отсрочку. То есть бюджет до конца года все равно получит положенные налоги и взносы. Вряд ли в предстоящих пакетах будет прописана поддержка бизнеса за счет бюджета, за исключением доплат работникам. Но это, скорей, относится к поддержке населения, в которой наниматели выступают посредниками.

Потери бюджета будут в виде недополученных налогов от тех компаний и предпринимателей, которые не переживут время эпидемии и прекратят свою деятельность, а также из-за сокращения рабочих мест и доходов населения. По оценкам эксперта BEROC, без поддержки со стороны государства первыми будут массово закрываться малый и средний бизнес, где занято около 1,2 млн человек, а также индивидуальные предприниматели, которых в стране 257 тысяч. Получается, что от принимаемых мер зависят доходы как минимум 1,5 млн человек. Это те самые люди и компании, которые не один год уплачивали в казну налоги.

«Теперь понятно» — проект TUT.BY об экономике для самого широкого круга читателей. Сложные цифры? Запутанные объяснения? Читайте, и все будет понятно!

-20%
-37%
-30%
-23%
-20%
-70%
-15%
-65%