1. «Проверяли даже на близнецах». В метро запустили оплату проезда по лицу. Как это работает
  2. «Деревня умирает! Здесь живут 4 человека — и все». История Анатолия, который работает в автолавке
  3. «Шахтер» впервые стал обладателем Суперкубка Беларуси, победный пенальти забил вратарь
  4. «Единственным справедливым решением был бы оправдательный приговор». Заявление TUT.BY по делу «ноль промилле»
  5. Вот почему он стоит больше 100 тысяч евро. В Минск привезли первый Mercedes S-класса нового поколения
  6. Был боссом Дудя, построил крутой бизнес в России, а сейчас помогает пострадавшим за позицию в Беларуси
  7. Виктор Лукашенко получил звание генерал-майора запаса. Предыдущее его известное звание — капитан
  8. Ватные палочки, серные пробки. Врач — о том, из-за чего еще слух может стать хуже
  9. Приговор по делу о «ноль промилле»: полгода колонии журналистке TUT.BY и два года с отсрочкой врачу
  10. Беларусбанк вводит лимиты по некоторым операциям с банковскими карточками
  11. Лукашенко рассказал о подробностях переговоров с Путиным
  12. Суды над журналистами, маникюр прокурора, морозы и снег. Февраль-2021 — в фотографиях TUT.BY
  13. Минское «Динамо» проиграло СКА в первом матче Кубка Гагарина
  14. Прививать всех желающих от COVID-19 начнут в апреле. Вакцина будет от белорусского предприятия
  15. «Подошел мужчина в одежде рыбака». Как судили пенсионерок, задержанных на выходе из электрички
  16. С 2 марта снова дорожает автомобильное топливо
  17. Что известно о «собственной ракете для „Полонеза“», которую создали в Беларуси
  18. Какой будет погода весной и стоит ли прятать теплые пуховики в марте
  19. Нет ни документов, ни авто. В правительстве объяснили, как снять с учета такую машину, чтобы не платить налог
  20. Чиновники обновили базу тунеядцев. С мая с иждивенцев будут брать по полным тарифам за отопление и газ
  21. «Радуюсь „мягкому“ приговору для невиновных людей». Известные белорусы — о приговоре врачу и журналисту
  22. «Готовились к захвату зданий в Гомеле». СК — об экстрадиции Тихановской и деле в отношении ее доверенных лиц
  23. Горбачев: Я не раз говорил, что Союз можно было сохранить
  24. Суд по делу «ноль промилле», новые задержания, планы по экстрадиции Тихановской. Что происходило 2 марта
  25. Светлана Тихановская прокомментировала видео СК по ее делу
  26. Латушко ответил жене Макея: Глубина лицемерия и неспособность видеть правду и ложь просто зашкаливает
  27. «Пары начинались в 3 утра». Белорусы, которые учатся в Китае, не могут вернуться в вуз
  28. Водители жаловались, что после поездки по М10 не могут отмыть машины. Вот что рассказали дорожники
  29. В Витебске увольняют Владимира Мартова — реаниматолога, который первым в Беларуси честно говорил о ковиде
  30. Жуткое ДТП в Волковысском районе: погибли три человека, в том числе новорожденный ребенок


/

В последние годы БЕЛАЗ показывал впечатляющий рост. По итогам 2018 года жодинский гигант вернулся в «клуб миллиардеров». Однако в 2019 году случился отскок. Ситуация на мировых рынках не добавляет оптимизма для покорения новых вершин в ближайшее время. Стоит задача удержать достижения прошлого года, а затем совершить очередной скачок вверх.

Фото: Павел Мурашко

Где у БЕЛАЗа снизились продажи?

В 2018 году белорусская госкомпания продала продукции более чем на миллиард долларов. По итогам 2019 года объем реализации, по данным самой компании, составил 788 млн долларов. Было продано 849 единиц техники: 796 карьерных самосвалов, 9 шахтных самосвалов и 44 единицы спецтехники. Объем экспорта в целом превысил 727 млн долларов, и по данному показателю прошлый год можно зачислить в пятерку наиболее успешных лет за всю историю предприятия (2011, 2012, 2017 и 2018), говорится в ответе БЕЛАЗа на вопросы TUT.BY. Чистая прибыль компании составила 266 млн рублей (около 120 млн долларов).

По данным Белстата, за рубеж было отправлено 790 самосвалов, предназначенных для эксплуатации в условиях бездорожья, на 641 млн долларов. В количественном выражении падение произошло более чем в 2 раза, но за счет отгрузки более дорогих машин высокой грузоподъемности доходы упали не так кардинально, говорится в официальных документах. При этом на российский рынок пришлось около 75% продаж как в количественном, так и денежном выражении. В РФ продали продукции на сумму свыше 550 млн долларов, в том числе — 593 единицы техники, говорят на БЕЛАЗе.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Вторым по объемам рынком в прошлом году стала Украина. В эту страну были отгружены 43 машины на 30 млн долларов. За ним следует Казахстан — 26 машин на 21 млн долларов.


Япринцев о поставках в Монголию: Помогает качество БЕЛАЗов и рост рынка, а не дружба с президентом


Поставки за пределы СНГ упали в два раза до 117 единиц, а выручка сократилась до 63,8 млн долларов. Здесь стоит выделить Монголию с 35 самосвалами на 19 млн долларов. А вот в Литву (почти все идет в порт Клайпеды) поставки снизились по сравнению с 2018 годом на 100 единиц до 32 машин на 17,8 млн долларов.

Почему снизились поставки?

В 2019 году в мировой горнодобывающей промышленности сложилась непростая ситуация, связанная с падением цен на сырьевые ресурсы, в первую очередь на уголь. Так, к концу года среднемесячная цена на энергетический уголь опустилась до 66 долларов за тонну, на коксующийся уголь — до 137 долларов за тонну — это минимум с середины 2016 года. На пиках 2018 года цена была 120 долларов и 245 долларов за тонну соответственно.

Фото: пресс-служба БЕЛАЗа

В условиях падения цен горнодобывающие компании сократили объемы добычи сырья, уменьшили капитальные затраты, вывели из эксплуатации горнодобывающее оборудование. Компании также не спешат инвестировать в новые проекты — соответственно, нет спроса на карьерную технику.

Падение цен на уголь совпало с насыщением стратегического рынка сбыта БЕЛАЗа — России.

— После кризиса 2013−2016 годов мировой рынок карьерных самосвалов не достиг пиков предыдущих циклов роста, российский же, наоборот, три года подряд превышал свое лучшее до этого историческое значение 2012 года. Объем поставленных в Россию большегрузных карьерных самосвалов за 4 последних года (2016−2019) на 21% превышает уровень предыдущей пятилетки и более чем в 2 раза — уровень 2006−2010 годов, — сказали TUT.BY на жодинском автогиганте.

Из-за чего просел Кузбасс?

Наиболее востребована техника БЕЛАЗа была как раз в угольной промышленности — 46% от общего объема продаж. На долю металлургической и железорудной промышленности пришлось 12%, предприятий алмазо- и золотодобывающей промышленности, а также нерудной и строительной отрасли — по 9%, аутсорсинговых компаний — 8%, цветной металлургии — 6%, химической промышленности — 4%.

Фото

Можно сказать, что отдельный рынок сбыта белорусских самосвалов — это угольные разрезы в Кузбассе. Там сложилась непростая ситуация. Кузбасс вышел на первое место среди регионов России по зарплатным долгам. По данным Госкомстата, на 1 февраля 2020 года этот показатель в регионе составлял 268,1 млн российских рублей.

— Основной объем задолженности сложился в угольной отрасли. Задолженность по заработной плате на отдельных угольных предприятиях региона, в основном в организациях, находящихся в стадии банкротства, сформировалась из-за сложной ситуации на мировых угольных рынках, связанной с падением как спроса, так и цен на уголь, — сообщили РИА «Новости» в департаменте труда и занятости населения Кемеровской области.

В 2018 году угольные предприятия Кемеровской области добыли 255 миллионов тонн угля. В 2019 году — 250 миллионов. В этом году по итогам января произошел спад еще на 11%, сказал глава Кемеровской области Сергей Цивилев.

— У нас будет снижение по добыче в этом году. В прошлом году снижения не было, мы накопили большие остатки на складах, нам невозможно быстро остановить производство. Это не Ferrari, когда ты нажал на газ, потом на тормоз и остановился. К сожалению, процесс производства, особенно в угольной отрасли, требует времени, — отметил губернатор в интервью «России 24».

Еще одним фактором уменьшения получаемого в Кузбассе угля Цивилев назвал смещение основного направления сбыта. Европейское направление из-за теплой зимы и дешевого газа стало неперспективным, а под восточное направление — на страны Азиатско-Тихоокеанского региона — угольщики перестроиться не успели.

Как сработали конкуренты?

За 2019 год мировые продажи большегрузных карьерных самосвалов грузоподъемностью 90 тонн и выше сократились на 23%. Падение продаж произошло почти во всех регионах мира: СНГ (без России) — на 50%, Африка — на 41%, Азия — на 39%, Европа — на 19%, Россия — на 6%, Латинская Америка — на 4,5%.

Поэтому неудивительно, что сокращение объемов поставок наблюдается не только у БЕЛАЗа. Его конкуренты также столкнулись с сокращением спроса. Американский производитель Caterpillar зафиксировал падение продаж крупной техники на 15%. Наибольшее сокращение произошло в Европе и на Ближнем Востоке. Японская компания Komatsu по итогам апреля-сентября 2019 года зафиксировала падение продаж строительной и горнодобывающей техники на 7,4%.

Аналитики Morgan Stanley считают, что спрос на спецтехнику будет снижаться и дальше.

Снижение спроса на свою продукцию Caterpillar объяснил глобальной экономической неопределенностью. Из-за опасений по поводу замедления роста мировой экономики клиенты воздерживаются от крупных покупок.

Согласно прогнозу МВФ, рост мировой экономики в этом году будет самым слабым после рецессии 2009 года. На сырьевые рынки влияет и коронавирус.

Какое будущее ждет БЕЛАЗ?

В бизнес-плане жодинского завода на текущий год объем реализации заложен практически на уровне 2019 года — более 750 млн долларов. На БЕЛАЗе подчеркивают, что это выше среднегодового значения за 2006−2019 годы на 100 млн долларов, и считают, что гораздо объективнее оценивать результаты работы автозавода в разрезе пятилеток. Дело в том, что развитие мирового рынка карьерной техники имеет ярко выраженную цикличность.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

— За последние 14 лет мы наблюдали три цикла с пиками продаж в 2008, 2012 и 2018 и «дном» в 2009 и 2016 годах. Сравнение наших продаж за последние 15 лет (2006−2020) показывает, что с каждой последующей пятилеткой их общая сумма увеличивается: 2,6 млрд долларов, 3,5 млрд долларов, 3,8 млрд долларов соответственно, — отметили на жодинском предприятии.

В сложившихся условиях БЕЛАЗ надеется «минимизировать негативное влияние внешних факторов и, диверсифицировав экспорт, обеспечить максимально возможный объем продаж в 2020 году».

Компенсировать падение спроса на основном рынке России на жодинском предприятии намерены наращиванием поставок продукции в страны дальнего зарубежья и СНГ. По оценкам аналитиков БЕЛАЗа, экспорт поставок в дальнее зарубежье должен вырасти на 270% к уровню 2019 года, а доля этого региона в общих продажах приблизится к 30%.

Примерно на 20% вырастут продажи и в страны СНГ (без России) — за счет роста экспорта в Казахстан, Узбекистан, Армению, поддержания на высоком уровне поставок в Украину.

— На российском рынке и странах СНГ сейчас идет спад. Но в странах дальнего зарубежья, таких как Австралия, Чили, Перу, Индонезия, наблюдается рост. Поэтому мы очень надеемся на ряд рынков дальнего зарубежья, — говорит заместитель генерального директора по маркетинговой и экспортной политике — директор маркетинг-центра БЕЛАЗа Константин Рыльцов, слова которого приводит сайт предприятия.

Фото: из личного архива Константина

В январе жодинский завод начал реализацию крупного контракта с индийской угледобывающей компанией Coal India на поставку 77 самосвалов грузоподъемностью 136 тонн. Он предполагает не только поставку самосвалов, но и создание инфраструктуры для их обслуживания, а также поставку запчастей и сервис в течение восьми лет.

— Сейчас в Индии проходит второй тендер на приобретение 96 машин грузоподъемностью 220 тонн. Мы тоже в нем участвуем. Для нас в Индии намечаются очень серьезные контракты, которые могут принести 250 млн долларов, — сказал Рыльцов.

Большой потенциал имеет рынок карьерной техники Латинской Америки. Два года назад БЕЛАЗ зарегистрировал в Чили дочернее предприятие, и уже в прошлом году после 8-летнего перерыва осуществил первые поставки своих 90-тонников на выставку с их последующей реализацией.

— На этой площадке мы сможем демонстрировать потенциальным партнерам из соседних стран — Перу, Аргентины, Боливии, что и на рынке Латинской Америки уже есть работающие карьерники из Беларуси, — говорит Рыльцов.

В Индонезии также имеются хорошие перспективы.

— За последние 5 лет страна стабильно входит в тройку самых крупных рынков по продажам карьерной техники. Там есть все наши конкуренты. Но мы пытаемся их потеснить. БЕЛАЗ на протяжении последних четырех лет в эту страну поставил более 50 машин грузоподъемностью 110−130 тонн, — говорит Рыльцов.

Серьезная работа ведется и на рынке Монголии.

— В этом году планируется новая поставка монгольским партнерам не менее 40−50 единиц техники грузоподъемностью 110−130 тонн, а возможно, и более тяжелых 220-тонных машин, — резюмирует топ-менеджер жодинского автогиганта.

Фото: БЕЛАЗ
Фото: БЕЛАЗ

Наибольший удельный вес в мировых продажах имеют 90-тонные самосвалы: за последние 12 лет в среднем он составляет 50% — это больше, чем у любого другого класса грузоподъемности. Для сравнения, удельный вес в продажах 130- и 220-тонных машин составляет в среднем по 17%.

Исходя из такой тенденции спроса, БЕЛАЗ занимается активным продвижением 90-тонников на мировой рынок. На ближайшие 5 лет поставлена задача выйти в данном классе грузоподъемности на уровень 20% рынка с нынешних 6,3%, что позволит при сохранении существующих долей в классах, где первенствуют 130- и 220-тонные белорусские самосвалы, занять более 30% мирового рынка в целом.

-15%
-30%
-25%
-30%
-40%
-26%
-7%
-20%
-20%
-37%
-20%
0072606