фото

Преференции отечественным производителям обуви и барьеры ее импортерам сроком на 3 года предлагает установить проект указа Президента, подготовленный концерном Беллегпром.
Разработчики документа рассчитывают, что три года без конкуренции позволят "встать на ноги" белорусским обувщикам. В то же время эксперты и импортеры утверждают, что ликвидация конкурентной среды на рынке обуви увеличит расходы потребителя и лишит его права выбора. Также, по их мнению, без работы могут остаться 35-40 тыс. индивидуальных предпринимателей, торгующих сегодня обувью.

Начать эксперимент авторы проекта предлагают уже с 1 июля 2006 г. При получении положительных результатов они считают возможным применить его и в других отраслях. Участвовать в эксперименте на его первом этапе будут 35 предприятий кожевенно-обувной отрасли различной формы собственности. Их предлагается на 3 года освободить от НДС (за исключением поставок из России) и таможенных пошлин на ввозимое технологическое оборудование и комплектующие для техперевооружения, модернизации производства и ремонта оборудования. Также беспошлинно участники эксперимента смогут ввести сырье и материалы для собственного производства. При этом они могут получить отсрочку уплаты НДС на 60 дней без обеспечения его уплаты и взимания процентов (за исключением ввоза из РФ).

Наряду с предоставлением преференций производителям планируется запретить продажу обуви на рынках, внеся соответствующее изменение в Правила торговли на рынках, утвержденные постановлением Совмина № 1623. Кроме того, обувную торговлю предлагается исключить (с 1 января 2007 г.) из Перечня видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели (ИП) уплачивают единый налог.

Проблемы ждут и тех, кто торгует импортной обувью в магазинах, поскольку разработчики документа предлагают ввести специальную процедуру подтверждения российского сертификата происхождения товара белорусским "на обувь, ввозимую организациями всех форм собственности и ИП из стран, с которыми отменен таможенный контроль и таможенное оформление", то есть, попросту говоря, из России. Потребуется также обязательное наличие копии сертификата собственного производства предприятия-изготовителя. При отсутствии такого документа партия обуви будет приравнена к поставкам из третьих стран.

Производители и импортеры обуви должны будут также проводить обязательную экспертизу состава материала, применяемого в производстве обуви, с последующей маркировкой знаком "Кожа" или "Искусственная кожа", что, вероятно, потребует дополнительных затрат. Выборочными проверками фактического происхождения ввезенной обуви будут заниматься ГТК и КГБ.
Какие-либо послабления при ввозе импортной обуви "для собственного потребления", согласно проекту указа, получат только физические лица, которые беспошлинно смогут ввезти ее на сумму не более 500 EURO.

Эти меры жизненно необходимы, утверждают авторы проекта, поскольку отрасль находится в сложном финансовом положении, ряд предприятий устойчиво неплатежеспособны, их оборудование изношено более чем на 80%. Все это привело к снижению темпов производства и экспортного потенциала отрасли. Виной тому, считают разработчики документа, "значительные объемы нелегального ввоза в страну более дешевой продукции из стран Юго-Восточной Азии и Китая", которая проникает к нам благодаря прозрачности границ с Россией. По оценкам специалистов концерна, доля продаж на внутреннем рынке отечественной и импортной обуви равняется 25% к 75%, хотя по официальной статистике это соотношение составляет 70% и 30%. Как следствие - продукция кожевенно-обувной отрасли уступает свои позиции на отечественном рынке импортным товарам.

Все попытки изменить положение дел до сих пор не приносили ожидаемого экономического эффекта, поскольку подход к решению проблем не был системным, считают в Беллегпроме. Он заключался лишь в предоставлении отдельным предприятиям индивидуальных преференций. В данном же случае предлагается комплекс мер, что позволяет надеяться на их эффективность.

По предварительным расчетам специалистов концерна, общий объем государственной поддержки составит 15,8 млрд. Br. За счет полученных льгот участники эксперимента смогут ежегодно дополнительно выпустить 523,8 тыс. пар обуви. Сумма совокупных налогов, уплачиваемых в бюджет, увеличится на 151,9% и за три года составит 24 млрд. Br, что превышает размер испрашиваемых преференций. Кроме того, при реализации предложенных в проекте Указа мер "по защите внутреннего рынка от импорта некачественных кожевенно-обувных товаров" бюджет дополнительно получит 289,4 млрд. Br., отмечают специалисты концерна. По их прогнозам, экономический эффект от эксперимента на предприятиях обувной отрасли составит более 305 млрд. Br. Во что он обойдется потребителю, в документе не уточняется.

Между тем предприниматели, которые являются основными поставщиками импортной и, в частности, российской обуви на белорусский рынок, от идеи Беллегпрома отнюдь не в восторге. По словам председателя РОО "Перспектива" Анатолия Шумченко, предприниматели не против преференций для белорусских производителей обуви. "Пусть их освободят от всех налогов, но закрывать границы для зарубежной продукции нельзя. Еще никогда ограничительные меры пользу государству не приносили", убежден он. Кроме того, требование подтверждения российского сертификата происхождения белорусским нарушает правила торговли в рамках Таможенного союза между Беларусью и Россией, отметил собеседник "ЭГ". Не говоря уже о том, что введение еще одной процедуры значительно увеличит издержки торговли (ведь она будет не бесплатной) и приведет к росту цен на обувь для потребителей. Их расходы, по оценкам "Перспективы", в результате этих и других мер могут возрасти на 50-80 USD в год.

Предлагаемые Беллегпромом меры по борьбе с "серым" импортом дадут прямо противоположный результат, убежден А.Шумченко. Многие предприниматели, которые сейчас официально работают и платят налоги, уйдут в тень. Жесткие меры по отношению к российскому импорту бумерангом ударят и по белорусским обувщикам, поскольку Россия может ввести ответные меры.

В Беларуси торгуют обувью примерно 70 тыс. ИП - плательщиков единого налога. С учетом наемных работников их количество в три раза больше (для сравнения: в обувной отрасли работает около 13 тыс. человек - прим. авт.) "Мы не являемся неорганизованной торговлей, как нас называют Беллегпром. Мы работаем по правилам, которые утверждены правительством и Президентом, платим налоги. В случае запрета и ограничений на торговлю обувью без работы могут остаться 35-40 тыс. предпринимателей плательщиков единого налога. Прямые же потери бюджета достигнут 7 млн. USD. Причем предприниматели подозревают, что одной обувью дело не ограничится, отметил А.Шумченко. Далее запрет может коснуться одежды, ведь проблемы имеются и у белорусских текстильщиков…

Обсуждение "обувного вопроса" планируется на этой неделе в рамках созданной при Минэкономики рабочей группы по вопросам малого бизнеса, куда приглашены и представители Беллегпрома. "Мы намерены представить там свое экономическое обоснование и аргументы нецелесообразности ограничений импорта обуви", сообщил председатель РОО "Перспектива".

Дмитрий ЕРМАК

-30%
-20%
-20%
-10%
-20%
-50%
-30%
-10%
-10%
-30%
-21%
0061173