Только у 15-20% белорусов достаточно средств, чтобы строить жилье без какой-либо внешней помощи, а заработная плата квалифицированного белорусского строителя в 6 раз ниже, чем у его польского коллеги, что и заставляет нашего соотечественника отправляться на заработки. Такие данные приводятся в проекте Республиканской комплексной программы развития строительной отрасли на 2006-2010гг. На решение проблем этой важной для всех отрасли в течение ближайших пяти лет понадобится более полутора миллиарда долларов и множество институциональных изменений, полагают разработчики.
 
Правительство рассмотрело проект на прошлой неделе и отправило на доработку. На месяц. "Нет стержня", оценил ее экс-премьер и нынешний спикер верхней палаты белорусского парламента, в прошлом — министр архитектуры и строительства Геннадий Новицкий. Несмотря на то, что программа пока так и осталась проектом, оценка состояния этой важной отрасли, данная государственными экспертами, и их взгляд на перспективу ее развития интересны и показательны.
  
Как становится ясно из проекта, задача Программы (она разрабатывается впервые) — наметить меры, которые дадут возможность ввести в строй в 2010 г. 6,2 млн. кв. м и создать при этом "комфортную среду обитания" для белорусов. Новое жилье должно быть экологически чистым, энергоэффективным и удобным. Например, потребление тепловой энергии на отопление должно снизиться более чем в 2 раза. Да и вообще дальнейшая эксплуатация построенного объекта должна быть максимально экономичной — это требование программа предлагает сделать главным показателем его качества. При этом мощность отечественного строительного комплекса должна вырасти более чем в 1,5 раза, а белорусский экспорт строительных материалов ежегодно будет прирастать на 8,7 млн. USD и к 2010 г. возрастет до 317,5 млн. USD.
 
Больше всего в 2006-2010 гг. предлагается строить крупнопанельных домов (рост удельного веса в общем объеме строительства за пятилетку с 24% до 34%). Несколько меньше — монолитов (с 15% до 27% соответственно). На нынешнем уровне останется количество блочных и кирпичных домов (22%). Будут увеличиваться объемы сельских и коттеджных застроек (с 31% до 46%). Незначительное место займет надстройка дополнительных этажей, мансард в существующих зданиях (4-8%). Предлагается модернизировать "хрущевки".
 
Нынешнее положение строительной отрасли разработчики оценивают весьма критически. Касается это как строительных предприятий, так и производителей стройматериалов. Они считают, что развитие последних лет носило односторонний характер. Если производство цемента, утеплителей, стекла активно модернизировалось, то уровень обновления предприятий по производству стеновых и кровельных материалов, крупнопанельного домостроения не превышает 2-3% в год, утверждается в программе. На 70% и более (а активная часть и на 90%) изношены основные фонды предприятий сборного железобетона. В результате их продукция стала неконкурентоспособной как по цене (высокие энергозатраты), так и по качеству, и, соответственно, невостребованной. Производственные мощности предприятий по производству сборного железобетона в связи с этим используются лишь на 45%, полносборного домостроения — на 80%. Изношен на 90% по отдельным видам парк строительной техники.
 
Несмотря на то, что Беларусь из года в год объявляет жилье в числе приоритетов государственной политики, дотянуть по количеству сдаваемых метров до 1990 г. пока не удалось. Если программу удастся реализовать, то к этому уровню (5282 тыс. кв. м) мы подойдем только в 2008 г. Кстати, в 2005 г. мы достигли только 70% от уровня 1990 г, а по городской застройке и того меньше — 59%. Гораздо меньше строится детских садов, школ, больниц (2%, 5% и 31% соответственно по отношению к 1990 г.).
 
Авторы программы отмечают, что в последние годы тенденцию технического и технологического отставания удалось преодолеть за счет централизованных источников финансирования и относительно доступных кредитов, однако этого явно не хватает. По оценкам разработчиков, за пятилетку в развитие строительного комплекса необходимо инвестировать порядка 1,6 млрд. USD. Около 300 млн. USD — уже в этом году. Авторы проекта рассчитывают, что отрасль получит льготные банковские кредиты (под 50% ставки рефинансирования на 10 лет), таможенные и налоговые преференции, что государство создаст механизмы для более активного использования лизинга.
 
Чтобы выдержать конкуренцию на внешнем, и на внутреннем рынках, отечественному строительному комплексу необходимо внедрять прогрессивные технологии строительства, применять современные эффективные материалы и технологии. Разработчики считают, что перспективным будет создание сети мелких и средних предприятий по производству новых качественных материалов, инженерного оборудования, систем жизнеобеспечения зданий. Актуальным продолжает оставаться выпуск "широкой гаммы качественных стеновых материалов, включая керамический и силикатный кирпич, газосиликат, различные композиционные материалы". Необходимо освоить производство качественных мастик для герметизации стыков панелей наружных стен. Недостаточно у нас производится различных кровельных материалов, включая рулонные нового поколения со сроком службы не менее 20-25 лет. Государственные эксперты рекомендуют освоить производство нового поколения энергоэффективных систем жизнеобеспечения жилых зданий, таких как системы отопления, системы принудительной вентиляции, систем, использующих для энергообеспечения зданий энергию солнца, грунта и пр. Найдут своего потребителя, по оценкам разработчиков, окна с более высоким сопротивлением теплопередаче, сантехническое оборудование "с высокими потребительскими качествами".
 
Кроме отраслевых проблем динамичное развитие стройиндустрии "тормозят" некоторые макроэкономический условия. В совершенствовании нуждается политика ценообразования в строительстве (переход на контрактные цены), жилищное законодательство. Например, разработчики считают необходимым принять Закон "О жилищных строительных сбережениях", который бы сделал доступнее жилье для рядовых белорусов.
 
Серьезных изменений требует система оплаты труда, утверждают авторы проекта. В настоящее время строительные организации испытывают острый дефицит квалифицированных кадров из-за их оттока в зарубежные страны, указывается в документе. Средняя заработная плата в строительстве за 10 месяцев 2005 г. составила порядка 600 тыс. руб., что значительно ниже, чем в тех странах, куда массово уезжают работать белорусы (Россия, Польша и др.). В документе приведены интересные данные об уровне заработной платы строителей в нашей стране и других государствах (см. таблицу).
 
Разработчики не просто констатируют проблему. Они предлагают конкретные механизмы для роста заработной платы. Что интересно, государственные эксперты предлагают изменить именно те моменты в системе регулирования оплаты, на "вредность" которых для экономики (вопреки заверениям Минтруда об их полезности) давно обращают внимание независимые эксперты и руководители частных компаний. Речь идет о единой тарифной сетке, предусматривающей слишком маленькие межразрядные коэффициенты. Авторы проекта предлагают увеличить их для рабочих с нынешних 10% до 16%, а для остальных работников — с 7% до 10%. "Это необходимо для повышения заинтересованности работников в повышении своей квалификации", указывается в документе и приводятся данные МОТ, в соответствии с которыми нижней границей ощущения работником роста материального благосостояния является увеличение заработной платы на 10-12%.
 
Не устраивает строительные организации и жесткая фиксация верхнего предела тарифной ставки первого разряда, установленная правительством на уровне бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения. Правда, в рамках республиканской программы разработчики не осмеливаются поставить под сомнение само существование такого ограничения. Они просто предлагают решить проблему для их отрасли, повысив отраслевой коэффициент с 1,3 до 1,5 и увеличив для строителей тарифную ставку первого разряда. Нарекания разработчиков вызывает и ограничение размера премии, включаемой в себестоимость, 30-ю процентами от фонда оплаты труда. Правда, предложения по изменению ситуации тоже не носят радикального характера — "квоту" предлагается увеличить до 50%.
 
Строительный комплекс Беларуси включает в себя 4,5 тыс. строительных организаций и предприятий промышленности стройматериалов, научных, проектно-изыскательных и обеспечивающих организаций всех форм собственности. В них работает более 330 тыс. человек, 28% от всех работников промышленности. В общем объеме ВВП продукция, работы и услуги строительного сектора составляют 14%.
 
На одного жителя Беларуси приходится 23 кв. м жилплощади (21,6 в 2001 г.). Суммарный объем построенного в нашей стране в 2000-2003 гг. превышает аналогичный показатель других стран СНГ. Так, если у нас на 1000 жителей в этот период построено 1244 м. кв., то, например, в России, которая находится на втором месте 917, Украине — 498.
 
Таблица. Средняя заработная плата строительных рабочих
 
Страна
 
Зарплата в USD/час
 
неквалифицированный
 
ученик
 
квалифицированный
 
2002 г.
 
2004 г.
 
2002 г.
 
2004 г.
 
2002 г.
 
2004 г.
 
Беларусь
 
0,49
 
0,73
 
0,61
 
0,91
 
0,86
 
1,28
 
Чехия
 
5,17
 
7,71
 
7,27
 
10,71
 
10,66
 
15,42
 
Венгрия
 
4,00
 
6,70
 
6,19
 
10,45
 
9,49
 
15,10
 
Польша
 
3,82
 
5,50
 
4,98
 
6,57
 
5,9
 
7,86
 
Румыния
 
1,13
 
5,95
 
1,53
 
6,92
 
1,94
 
8,72
 
Словакия
 
1,08
 
5,57
 
1,44
 
6,75
 
1,8
 
10,12
 
Финляндия
 
15,15
 
21,08
 
20,13
 
28,11
 
23,42
 
32,62
 
Швеция
 
36,18
 
36,18
 
40,18
 
40,18
 
46,85
 
46,85
 
Великобритания
 
11,47
 
15,99
 
13,13
 
18,25
 
15,32
 
21,25
 
Китай
 
0,60
 
0,60
 
0,97
 
1,09
 
1,45
 
1,57
 
Индия
 
0,28
 
0,45
 
0,40
 
0,46
 
0,58
 
0,51
 
Израиль
 
8,41
 
8,59
 
9,67
 
9,62
 
11,15
 
12,60
 
Аргентина
 
1,28
 
2,82
 
1,56
 
3,03
 
2,07
 
3,27
 
США
 
37,6
 
39,59
 
43,00
 
40,28
 
48,37
 
58,42
 
Австралия
 
20,96
 
32,13
 
21,46
 
32,88
 
22,62
 
34,64
 
 
Валентина ВЕШТОРТ
 
{banner_819}{banner_825}
-75%
-10%
-20%
-10%
-50%
-21%
-35%
-20%
-20%