Министерство экономики совместно с облисполкомами подготовило комплексный план развития 31 региона Беларуси, отстающего по уровню социально-экономического развития. Как сообщила пресс-служба правительства, документ сегодня рассмотрен на заседании президиума Совмина.

Фото: Игорь Матвеев
Оршанский инструментальный завод, архив. Фото: Игорь Матвеев. Изображение носит иллюстративный характер

«Основная задача — подтянуть отстающие регионы до среднереспубликанского уровня. Эта задача непростая. Нужно создать условия не только для реального сектора, но и для привлечения трудовых ресурсов, снижения оттока населения за счет создания комфортных условий для жизни», — заявил премьер-министр Сергей Румас.

Рабочее название документа — план индустриализации отстающих в развитии регионов. Однако руководитель правительства считает, что уместнее говорить о плане не индустриализации, а развития. «Ведь развитие территорий может быть связано не только с промышленностью, но и со сферой услуг, в частности с туризмом, что очень актуально для отстающих регионов», — пояснил он.

В результате выполнения плана из группы отстающих должны выйти 11 регионов, еще 5 — вплотную приблизиться к выходу из нее.

Министр экономики Дмитрий Крутой во время заседания сообщил, что в план развития предлагается включить 280 проектов.

«На сегодня сформирован пакет из 280 проектов. Примерно 54 проекта будут созданы с нуля, порядка 80 — это инвестиции в действующие производства, и 140 проектов относятся к сфере инфраструктуры (около 30% — промышленная инфраструктура, остальное — социальные объекты)», — рассказал Крутой.

Минэкономики полагает, что объем инвестиций, а соответственно, и все остальные показатели (выручка на одного занятого, уровень заработной платы) будут расти выше, чем в среднем по областям, где эти районы расположены.

По словам министра, условия для инвесторов в этих отстающих регионах — один из самых дискуссионных вопросов. «Если посмотреть трезво, то можно сказать, что весь пакет преференций там уже действует. Все районы подпадают под действие декрета № 6 по малым городам в сельской местности, там свой объем налоговых льгот. Часть районов имеет участки свободных экономических зон, и там будут реализовываться проекты, это как раз требование президента, мы весь район не сможем объявить СЭЗ, ими будут объявляться конкретные производственные площадки, куда придут в первую очередь промышленные предприятия», — рассказал Крутой.

По его словам, более 90% проектов профинансируют белорусские инвесторы. Остальное возьмут на себя иностранные инвесторы, а также международные финансовые организации, которые направляют средства в первую очередь на развитие инфраструктуры, например строительство станций обезжелезивания воды или перевод котельных на местные виды топлива, развитие альтернативных видов энергетики. Средства Всемирного банка будут использоваться для ремонта школ и больниц.

План развития отстающих регионов планируется утвердить постановлением Совмина. Его выполнение будут мониторить облисполкомы совместно с правительством.

«Помимо 280 проектов есть еще 224 инвестиционных предложения. Это, по сути, бизнес-идеи, которые необходимо отрабатывать с заинтересованными, определять источники финансирования и сроки. Это потенциальный пул инвестиций, которые увеличат экономику этих районов», — пояснил министр.

Напомним, новую индустриализацию регионов Беларуси называли критически важным условием решения поставленной президентом задачи увеличения ВВП с 54 млрд долларов в 2017 году до 100 млрд долларов к 2025 году.

При этом только на 100 ключевых проектов потребуется 4 млрд долларов. Среди них — проекты по импортозамещению и идеи, привязанные к специфике конкретных районов.

В топ-100 вошли проекты и предложения «потенциально мирового уровня». Наиболее перспективными признаны энергосберегающий и электрический транспорт, автокомпоненты; энергоэффективный «умный дом» и его оснащение; микробиология и медицина; фотоника; глубокая нефтехимия; интеллектуальное промышленное оборудование и инструменты; новые материалы.

План новой индустриализации называют «картой возможностей для инвесторов, которая поможет им ответить на вопросы: куда вкладывать ресурсы и на каких условиях, где наиболее рационально размещать производства».

Ранее правительство уже обращало внимание на необходимость учесть опыт модернизации 2011−2015 годов, когда объем инвестиций в сектор сложился в размере свыше 30 млрд долларов. И хотя определенные результаты она принесла, «учитывая цену вопроса, ожидания от модернизации были гораздо большими». «В число технологичных лидеров мы выйти не смогли, а финансовые результаты ряда предприятий оставляют желать лучшего», — отмечали эксперты.

-10%
-20%
-30%
-10%
-10%
-10%
-10%
-20%