Вадим Сехович /

Как появился бренд «лидские кеды», кто спас от безработицы польский город Грудзёндз и консультировал польское правительство в изгнании — в очередном материале TUT.BY из спецпроекта «Крэсовые миллионеры». В нем мы расскажем об истории успеха лидского предпринимателя, «гумового короля» межвоенной Польши Соломона Мелупа.

Получив в 1918 году независимость, молодая Польская Республика остается без собственной резиновой промышленности. Все заводы, снабжавшие ранее ее население калошами, а предприятия технической резиной и шинами, оказались за границей — в Советской России («Красный Треугольник» и «Красный Богатырь»), Веймарской республике и Австрии.

В задачу создания с нуля новой отрасли в 1920-е годы впрягаются несколько десятков местных предпринимателей. И уже к концу десятилетия производство резиновых изделий становится самым значимым сегментом химической промышленности межвоенной Польши.

Реклама продукции крупнейшей польской фабрики резиновых изделий, которую в 1930-х годах получил под контроль лидский предприниматель Соломон Мелуп. Изображение: twitter.com/DawnaPolska

Крупнейшее предприятие в отрасли в 1923 году создает в городе Грудзёндз (бывшем германском Грауденце) выходец из Барановичей Самуэл Гальперин. В 1929 году на фабрике его Polski przemysl gumowy «PePeGe» S.A. занято 6 тыс. человек. На тот момент это самое крупное производство резиновых изделий (шин для велосипедов, обуви, технической резины, резиновых тканей и пр.) во всей Европе.

В 1929 году регистрируются еще два акционерных общества, которым суждено занять лидирующие позиции в этой отрасли.

Одно из них — Angelsko-Polski przemysl gumowy «Gentleman» S.A. — создает в Лодзи Давид Шрагер. Мощная фирма активно продвигает свою продукцию не только в центральной Польше и на экспорт, но и на Kresach Wschodnich. Перед началом Второй мировой войны отделения Gentleman работают в Барановичах, Пинске и Вильно, а представительство — в Гродно.

Вторую компанию с центральным офисом и мощностями в Лиде — «Акционерное общество резиновой промышленности «Ардаль» (Przemysl gumowy «Ardal» S. A.) — регистрирует купец Соломон Мелуп и его партнеры. Через несколько лет группа заводов, которыми управляет Соломон Мелуп, станет крупнейшим производителем резиновых изделий в Польше.

Лидский проект Мелупа

Лида, которая в качестве центра одноименного повета входит в Новогрудское воеводство, является крупным промышленным центром на Kresach Wschodnich.

С царских времен работают и расширяются, в том числе за счет охвата новых ниш, пивоваренные заводы семей Пупко и Папирмейстера. На региональном уровне известна машиностроительная компания Якова и Эбера Шапиро. В городе действует достаточно крупная химическая фабрика Korona, выпускающая чернила и краски. Местные автобусные перевозчики объединяются в автобусное общество Lidzianka и охватывают регулярными рейсами обширную территорию Новогрудского, Виленского, Полесского и Белостокского воеводств. «Пришлые» бренды в городской экономике представляют отделения Виленского частного торгового банка (Wilenski prywatny bank handliowy), лодзинской мануфактуры K. Scheiblera и L. Grohmana, представительство дистрибутора галицийских нефтепродуктов Karpaty из Львова, склады пива виленского завода Szopen и варшавского холдинга Haberbusch i Schiele.

Заводская проходная на фабрике Ardal в Лиде. Фото: lidashoes.by

Идея создать в Лиде производство по выпуску резиновых изделий принадлежит инженерам-химикам братьям Кушелевичам. В 1928 году они, найдя поддержку у владельцев двух небольших местных предприятий (литейни Benland и фабрики гвоздей Drutindustry), регистрируют фабрику Ardal. В 1929 году проект привлекает внимание 39-летнего финансиста Соломона Мелупа, и он становится главным инвестором и президентом созданной для строительства фабрики резиновых изделий акционерного общества Przemysl gumowy Ardal. Капитал фирмы постоянно растет и в 1930-х годах достигает 1,83 млн злотых. Акционерами, получающими места в наблюдательном совете, становятся также Лейзер Цукерман (он же — директор Ardal) и Вацлав Святоржецкий. Братья Кушелевичи некоторое время работают на фабрике, а потом создают собственный конкурирующий бизнес — фабрику резиновых изделий Unigum.

Число рабочих на Unigum не превышает 10 человек, тогда как Ardal под стратегическим руководством Соломона Мелупа очень скоро превращается в лидера резиновой индустрии Польши. Несколько сотен работниц в три смены производят резиновую и кожаную обувь, шины для велосипедов, резиновые шланги, технические и хирургические резиновые изделия. В середине 1930-х годов отделения лидской компании работают в Варшаве, Вильно, Познани, Лодзи, Сосновце, а торговые представительства — в Барановичах, Белостоке, Бресте-над-Бугом, Быдгоще, Гданьске, Кракове, Лиде, Львове и Ровно.

В 1930 году фабрика Ardal презентует свою обувь на международной выставке в Брюсселе и получает первую награду — золотую медаль.

В эти годы мировая экономика, и польская в том числе, втягивается в один из самых жестких экономических кризисов прошлого столетия. Фабриканты резиновых изделий пытаются ответить на него созданием синдиката для «стабилизации цен и рационализации производства обуви». На съезде в Сопоте в 1930 году владельцы компаний PePeGe, Gentleman, F. W. Schweikert, Wudeta и Ardal договариваются работать в рамках общепольского объединения Polgum. Не присоединится к нему только фабрика Rigawar.

Соломон Мелуп войдет в ревизионную комиссию Polgumа. Но уже через четыре года на страницах Gazety Handlowaj под собственной фамилией бизнесмен пишет критическую статью о неспособности синдиката навести порядок на внутреннем рынке.

«Гумовый король» и гибель империи

Экономический кризис, охватывающий Польшу в 1929–1933 годах, со всей силой бьет по производителям резиновых изделий. Самая крупная компания PePeGe — с центральной площадкой в Грудзёндзе и несколькими филиалами — в 1931 году объявляется банкротом, а ее основатель и президент Самуэль Гальперин задерживается за финансовые махинации. Конкурсный управляющий для погашения долгов фирмы начинает продажу активов PePeGe, и ее главное производство по выпуску обуви и филиал велосипедных шин достается Соломону Мелупу.

Фабрика PePeGe в Грудзёндзе, которую санирует в 1930-х годах Соломон Мелуп. Фото: graudenz.pl

В 1936 году лидчанин, лично возглавляющий реорганизацию и модернизацию PePeGe, возобновляет производство в Грудзёндзе калош, резиновых сапог для дождливой погоды и снега. Создается объединенная сбытовая сеть — PePeGe — Ardal, жестко конкурирующая с бывшими партнерами по синдикату Gentleman, F. W. Schweikert, Wudeta, фабрикой Rigawar и построенной наследниками чешского обувного короля Томаша Бати в городе Хелмек фабрикой Bata. Перед войной объединенный бизнес PePeGe — Ardal контролирует около 25% польского обувного рынка.

Мировой «король обуви» и один из главных конкурентов PePeGe — Ardal на польском рынке — чех Томаш Батя. В 1932 году он погибнет в авиакатастрофе. Фото: extrastory. czh

Польские СМИ прославляют Соломона Мелупа как спасителя бренда, фабрики и населения Грудзёндза от безработицы. В Грудзёндзе, по Версальскому мирному договору 1919 года перешедшему от Германии к новой Польше, размещается один из крупнейших польских гарнизонов и несколько военных учебных заведений. Мелуп не только возвращает на работу жителей Грудзёндза и его окрестностей, но и покупает за свои деньги и дарит курсантам несколько тяжелых пулеметов. Многие видят в этом PR-ход — бизнесмен говорит в СМИ о том, что рассчитывает при возрождении PePeGe «на армию» — на ее заказы обуви, прорезиненных плащей, палаток. И особенно — противогазов.

Фабрики Мелупа в итоге получат этот крупный заказ, а сам он станет почетным офицером в подразделении тылового обеспечения польской армии.

Противогазы, которые производят фабрики Мелупа в Грудзёндзе и Лиде для польской армии. Фото: maski.poszukiwania.pl

Немецко-фашистские войска, вторгнувшиеся 1 сентября 1939 года на территорию Польши, сломят сопротивление польских войск в течение месяца. Грудзёндз и фабрика PePeGe будут оккупированы в первые дни войны и станут частью Третьего рейха и его экономики.

Фабрика Ardal в Лиде будет захвачена и национализирована советскими властями. Она продолжит выпускать обувь в два довоенных года, и вновь этим займется после освобождения Лиды от немцев. В 1953 году фабрика «Ардаль» получит новое название — Лидская обувная фабрика и станет известна всем школьникам и спортсменам Советского Союза. Кеды и кроссовки лидской фабрики армейским сапогам предпочитают многие военнослужащие Ограниченного контингента советских войск в Афганистане.

Советские солдаты в «неармейской» обуви в Афганистане. Фото: forma-nato-ekaterinburg.ru

Соломону Мелупу вместе с отступающими частями польской армии удастся попасть на территорию Франции, а оттуда перебраться в Лондон. Бизнесмен станет экономическим советником правительства Польши в изгнании, возглавляемого генералом Владиславом Сикорским. На этой важной должности он не забывает о своих коммерческих интересах и в 1940 году подает заявку в патентное ведомство США на противогаз и процесс его производства (в 1943 году они будут удовлетворены). Именно в США Соломон Мелуп окажется, когда закончится война, а его заводы в Польше и БССР перейдут в руки советских властей.

Глава польского правительства в изгнании — генерал Владислав Сикорский. Фото: dailymail.co.uk

«Гумовый король» межвоенной Польши скончается в сентябре 1965 года в Нью-Йорке в возрасте 75 лет и будет похоронен на семейном участке кладбища Westchester Hills Cemetery. Там же с 2016 года покоятся останки его наследницы — дочери Ирены.

Предприниматели в Западной Беларуси в 1921–1939 годах — это достаточно многочисленная прослойка населения. В периоды экономических подъемов в середине 1920-х и во второй половине 1930-х годов создаются десятки новых компаний, в которые инвестирует поколение межвоенной поры, а также инвесторы из коренной Польши, Виленщины, Галиции и Европы. Экономика Западной Беларуси не может рассчитывать на щедрость Варшавы, но и без государственных денег все не так безнадежно, как рисуется в советской историографии, отстает от Беларуси Советской. Прогресс и рост здесь вместо государства обеспечивает частный капитал. Местный капитал, инвесторы из Варшавы, Познани, Швеции, Германии, Нидерландов в течение 1921–1939 годов успешно реализуют на территории Западной Беларуси несколько бизнес-проектов, которые станут лидерами на национальном, региональном и мировом уровнях. Об этих компаниях и брендах, которые были потеряны 80 лет назад, в новом спецпроекте TUT.BY о частном бизнесе в Западной Беларуси — «Крэсовые миллионеры».

Читайте также:

Белорусские «Харлей» и «Дэвидсон». Как Старовольские и Пивоварский создали первый белорусский мотоцикл
Белорусские «Харлей» и «Дэвидсон». Как Старовольские и Пивоварский создали первый белорусский мотоцикл
«Забытые революцией: самые яркие имена и бренды в бизнесе дореволюционной Беларуси»
«Забытые революцией: самые яркие имена и бренды в бизнесе дореволюционной Беларуси»
-30%
-10%
-20%
-40%
-10%
-20%
-50%
-20%
-50%
-10%
-20%
-40%
0061173