Компания «Гомельтранснефть Дружба» рассчитывает найти консенсус с российской трубопроводной монополией «Транснефть» по компенсации потерь из-за сокращения транзита нефти. Об этом говорится на сайте оператора белорусской «трубы».

Фото: Reuters
Фото: Reuters

В первом полугодии «Гомельтранснефть Дружба» выполнила мероприятия инвестиционной программы на сумму около 30 млн рублей. Основная часть использованных средств приходится на замену трубопроводов общей протяженностью более 25 км, построенных в 1963—1973 годах из низконадежных марок стали. Успешно прошел гидроиспытания и подключен к технологическим трубопроводам ЛПДС «Мозырь» новый резервуар объемом 20 тысяч куб. м. Осуществляется реконструкция подводного перехода через реки Припять и Пину.

«Мероприятия, направленные на модернизацию производственных мощностей, даже в условиях экстремальной ситуации, сложившейся во втором квартале текущего года, не приостанавливались ни на день и продолжаются во втором полугодии. Объемы работ намечены значительные: планируется реконструкция магистрального нефтепровода на участках Унеча — Мозырь и Мозырь — Брест протяженностью более 60 км. Модернизация коснется резервуарного парка ЛПДС „Мозырь“ и 4-й насосной, работающей в направлении Мозырь — Броды. Общие затраты составят более 100 млн рублей», — говорится в сообщении «Гомельтранснефть Дружба».

Недополучение прибыли, к которому привела ситуация с загрязнением нефти, является для белорусской компании сдерживающим фактором в плане модернизации, однако, «учитывая важность своевременных вложений в безопасность нефтепровода, предприятие не намерено допустить смещение сроков инвестиционной программы».

Для компенсации потерь, вызванных снижением объемов транспортировки нефти из-за ее загрязнения, «Гомельтранснефть Дружба» предложила российским коллегам довести объемы транспортировки к концу 2019 года до 59 млн тонн, как и было запланировано ранее в соответствии с договором. Причем такие заявления были сделаны в июне 2019 года как в письменной форме, так и на очных встречах в «Транснефти» и Минэнерго РФ.

«За прошедшее время „Транснефть“ не предоставила документального подтверждения возможности прокачки этих объемов до конца года. „Гомельтранснефть Дружба“ также располагает письменными свидетельствами со стороны западных партнеров о том, что фактически необходимые потребителям объемы транспортировки по данному направлению значительно ниже», говорится в сообщении белорусской компании.

Второй вариант, который позволит «Гомельтранснефть Дружба» компенсировать недополученную прибыль, заключается в увеличении тарифов на транспортировку исходя из количества недопрокачанной нефти.

Переговорный процесс по изменению тарифов продолжается. Пока стороны находятся в поиске консенсуса. «Речь идет не о какой-либо уступке — белорусская сторона не была причиной возникшей ситуации и рассчитывает на получение в полном объеме запланированных ранее средств для обеспечения деятельности, в том числе — выполнения программы модернизации нефтепровода, направленной на безопасность его функционирования. Магистральные нефтепроводы «Гомельтранснефть Дружба» находятся в середине транспортного потока, их безопасность и техническая надежность — залог эффективной работы всей системы «Дружба», резюмирует белорусский оператор.

Напомним, 19 апреля госконцерн «Белнефтехим» заявил о резком ухудшении качества российской экспортной нефти Urals, поступающей в участок магистрального нефтепровода «Гомельтранснефть Дружба». Содержание хлорорганических соединений в нефти превышало в десятки раз предельные значения по стандарту. В итоге поставки нефти в Европу и на два белорусских НПЗ были приостановлены, поскольку это могло привести к выходу из строя дорогостоящего оборудования. Беларусь также прекратила экспортировать свою нефть и нефтепродукты.

Поставки чистой нефти на территорию Беларуси возобновились в начале мая. Транзит в Украину возобновился 24 мая, поставки в Польшу начаты 9 июня.

Первым чистое сырье стал перерабатывать Мозырский НПЗ. Сложнее обстояла ситуации с новополоцким «Нафтаном», который стал получать чистую нефть по «Дружбе» в начале июля.

Для компенсации потерь Беларусь предложила «Транснефти» увеличить с 1 августа 2019 года тарифы на транспортировку нефти на 21,7%. Вице-премьер России Дмитрий Козак признал, что белорусские требования по повышению тарифа справедливы, поскольку в Беларуси действительно самые низкие тарифы на прокачку нефти, ниже, чем в России, ниже, чем в Украине и в Европе. «Мы поэтапно выровняем эти тарифы и примем решение», — сказал Козак. По контракту тарифы индексируются на уровень инфляции один раз в год, если стороны не могут найти консенсуса. В настоящее время стороны продолжают переговоры. «В целом, мы близки к договоренности [по тарифу на транзит нефти]», — сообщил журналистам министр энергетики РФ Александр Новак.

-10%
-10%
-20%
-28%
-30%
-30%
-40%
-10%
-12%
0068453