26-27 января Министерство по налогам и сборам на расширенном заседании коллегии обсудило итоги своей работы в 2005 г., а также задачи на 2006 год.

В ходе коллегии было заявлено, что исполнение плана доходной части консолидированного бюджета, контролируемого налоговыми органами, обеспечено на 102,1% (по г. Минску - 102,4%, Брестской области - 101,6, Витебской - 102,0, Гомельской - 104,4, Гродненской - 101,3, Минской - 100,4, Могилевской области - 100,3%). Сверх плана в бюджет поступило 409,4 млрд. рублей.

Темп роста поступлений платежей, администрируемых налоговой службой, в сопоставимых ценах составил 119,4%. Положительная динамика поступлений сложилась по всем основным доходным источникам. Уровень задолженности к плану доходов консолидированного бюджета сложился в размере 1,2% (на начало 2005 г. - 1,4%).

Бой с тенью

Но налоговые органы не намерены останавливаться на достигнутом. Как сообщил Интерфакс, в деятельности МНС акцент сегодня сделан на борьбу с теневым рынком товаров, заявил замминистра по налогам и сборам республики Василий Каменко.

По его словам, "товар сегодня является ахиллесовой пятой теневого бизнеса, и контрольные подразделения налоговых органов в своей работе сосредотачиваются именно на проверке законности приобретения товара, его транспортировки, хранения и реализации". Спрятать сам товар сложно, поэтому, по словам замминистра, "в последние три года работа налоговых органов сосредотачивалась в первую очередь на теневом обороте товаров". Стратегически главной целью при этом было создать такие условия, при которых теневик, боясь потерять товар, был вынужден отражать его в учете и, соответственно, платить налоги.

По словам В.Каменко, теневой рынок в нашей стране занимает около 15% валового внутреннего продукта - примерно столько же, сколько и в США и ФРГ. Для сравнения в России этот показатель - около 40% ВВП, в скандинавских странах - в пределах 10%.

В.Каменко полагает, что проблема теневого оборота появилась у нас одновременно с переходом к рыночным отношениям. По его словам "во времена Советского Союза при очень четкой системе контроля лишь около 4% ВВП страны относились к теневой экономике". О дефиците всего и вся, присущего тем временам, когда товары не продавали, а  "доставали" заместитель главы МНС не вспомнил.

Зато, по его информации, за минувший год в теневом секторе экономики республики было создано 15 трлн. рублей - огромный ресурс для сбора налогов. Пока же из тени за 2005 г. было изъято товаров и материальных ценностей на 26, 9 млрд. Br. (в 2004 г. - на 20 млрд.), доначислено 4 млрд. Br налогов. С учетом наложенных штрафов бюджет пополнился на 39,7 млрд.

Как заметил В.Каменко, "если бы налоги с этого сектора были взяты, это позволило бы снизить налоговую нагрузку на реальный сектор экономики, выровнять конкурентные условия для производителей, которые вынуждены сражаться в неравной конкурентной борьбе с теневиками". А потому в Беларуси активно формировалось законодательство, регламентирующее конфискацию товаров в случае нарушения порядка их приобретения, транспортировки и хранения".

Кроме того, в республике введена уникальная система защищенного документооборота, основу которой составляют накладные. Раньше эти важные документы, которые всегда сопровождают товар и предъявляются проверяющим в порядке подтверждения законности его приобретения и хранения, мог купить любой желающий. Теперь приобрести накладные можно лишь с разрешения инспекции МНС, а порядок их заполнения тоже строго регламентирован. Поэтому налоговики, по словам замминистра, "в течение минуты из любой точки республики… могут проверить законность приобретения товара", что препятствует вовлечению теневого товара в оборот. Как усложнилась работа предприятий, которых в тень и раньше не тянуло, В.Каменко оценивать не стал.

Проверки и маркировки

Еще один эффективный метод, применяемый налоговыми органами в своей работе - регулярные рейдовые проверки, которые позволяют контролировать законность реализации товаров. Их за 2005 год налоговые службы провели 58334. В 19983 случаях были установлены нарушения. При этом только налоговые органы изъяли табачных изделий на сумму 2,3 млрд. Br, алкогольных изделий и непищевой спиртосодержащей продукции - на 2,8 млрд., нефтепродуктов - на 2,1 млрд.

В ходе рейдовых проверок активно применялись контрольные закупки. По словам В.Каменко этот "провокационный метод контроля", разрешенный ст.81 Налогового кодекса и постановлением Совмина от 20.01.2004 г. N 47, использовался 7257 раз и принес казне 9,7 млрд. Br.

Впрочем, замглавы налогового ведомства особо подчеркнул, что "основную свою цель налоговые органы сегодня видят в превентивной форме работы". "Необходимо создать упреждающие системы контроля с тем, чтобы не ловить того, кто товар уже вывел в тень, а не допустить его выведения в тень", - заявил В.Каменко.

Основой для этого является нормы Указа № 444, предусматривающие маркировку контрольными знаками ряда товаров. Например, благодаря введению с марта 2005 г. маркировки, объем ввозимого в республику российского пива увеличился в 8 раз, моторных масел - в 1,5 раза. Такой полезный опыт планируется распространить на другие товары. Маркироваться будут икра осетровая, газированные напитки, моющие средства, кофе, чай, подсолнечное масло, аудиокассеты, компакт-диски, видеокассеты, биологически активные добавки к пище, мобильные телефоны, обувь - именно те товары, которые наиболее активно вовлечены в теневой оборот, отчего страдают официальные дистрибьюторы и производители.

Важным направлением работы налоговых органов, по словам В.Каменко, является также выявление и пресечение незарегистрированной предпринимательской деятельности. Таковой занимаются основном физические лица, не желающие платить налоги. В 2005 г. за это было привлечено к административной ответственности 3390 человек, наложены штрафы на 1,8 млрд. Br. В доход государства обращено товарно-материальных ценностей на сумму более 2,6 млрд. В будущем, как заявил вице-премьер Андрей Кобяков, участвовавший в работе коллегии, одним из основных направлений деятельности налоговых органов станет контроль незаконной торговли на дому и через Интернет. Кроме того зоной особого внимания станет торговля автомобилями и запчастями к ним. По мнению А.Кобякова, этот рынок оценивается в 0,5 млрд. USD в год. Поэтому нужно выяснить, как там выстроена система налогообложения, обязать проводить все обороты рынка через банковскую систему страны. Аналогичные проверки предложено провести и на рынке недвижимости", полагает вице-премьер.

Закон схем не признает

Третье фундаментальное направление работы налоговой службы, продолжил заместитель министра, - "выявление и пресечение разного рода схем для занижения и сокрытия объектов налогообложения". По мнению В.Каменко, такие схемы эти законными не бывают, что бы ни утверждали некоторые СМИ. "Конституционная обязанность гражданина - уплатить налоги, а не искать схемы", - констатировал замминистра, сообщив также, что "налоговыми органами республики проведен комплекс контрольных мероприятий по выявлению и пресечению деятельности фирм-однодневок". Их число в последние годы резко сократилось. Если еще в 1998 г. выявлялось по 400 однодневок ежегодно, то сейчас лишь 50-60.

С уходом от уплаты налогов связана порой и деятельность иностранных юридических лиц, которые проводили в республике какие-то операции без регистрации в республике. Ежегодно выявляется около 60-70 таких фирм, которых потом разыскивают уже за рубежом, чтобы истребовать с них налоги.

Большое внимание налоговое ведомство уделяло вопросам выявления фиктивного субподряда в строительстве, сокрытию объектов налогообложения в игорном бизнесе и т. п. Не обошли вниманием и лиц, работающих в сфере туризма, риэлторов, производителей алкоголя, экспортеров леса и т. п.

По данным замминистра, всего было проведено 119 тыс. проверок организаций и предпринимателей, у 50 тыс. из них установлены нарушения. В результате доначислено налогов и наложено санкций на 196 млрд. руб. При этом В.Каменко заметил, что подавляющее большинство нарушений не были преднамеренными.

Пресекают налоговые органы и схемы ухода от уплаты НДС в торговле с Россией. Например, в январе-марте прошлого года около 20 предприятий республики пытались имитировать реализацию остатков, завезенных до 1.01.2005 г. Но дальнейшая проверка показала, что этот товар не завозился, а документы оформлены на несуществующие российские фирмы. Схема эта позволила бы "сэкономить" более 70 млрд. рублей НДС. Кроме того, сотрудниками МНС предотвращен в прошлом году необоснованный возврат НДС на сумму около 33 млрд. руб. Чтобы исключить впредь такие попытки, в текущем году законодательство позволит плательщикам получить вычеты НДС только при наличии накладных, приобретенных поставщиком товара в установленном порядке и занесенных в базу данных. Эта мера, по мнению В.Каменко значительно подорвет работу через подставные структуры.

Леонид ФРИДКИН
-15%
-10%
-50%
-10%
-5%
-40%
-30%
-15%
-25%
-50%
0069580