Темпы экономического роста Беларуси снижаются, и в отсутствие структурных реформ потенциальный рост экономики будет невысоким, говорится в пресс-релизе S&P Global Ratings.

Фото: Александра Квиткевич, TUT.BY
Фото: Александра Квиткевич, TUT.BY

«Мы отмечаем улучшение экономической политики в Республике Беларусь, однако значительные риски, связанные с платежным балансом, а также фискальные риски, в том числе обусловленные налоговым маневром в России, сохраняются», — заявляют эксперты.

5 апреля 2019 года S&P Global Ratings подтвердило долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги Беларуси по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне «В/В». Прогноз — «Стабильный», сообщается в пресс-релизе агентства.

«Прогноз „Стабильный“ отражает наши ожидания того, что внешнеэкономические дисбалансы Республики Беларусь не увеличатся, фискальная политика останется сравнительно сдержанной в ближайшие 12 месяцев, а правительство сохранит доступ к международным рынкам капитала и будет получать поддержку со стороны Российской Федерации для рефинансирования государственных долговых обязательств с наступающими сроками погашения», — говорится в сообщении.

Позитивное влияние на рейтинги Беларуси по-прежнему оказывает финансовая поддержка российского правительства, несмотря на периодически возникающие разногласия. Суверенные рейтинги также поддерживаются улучшившейся, по оценке агентства, макроэкономической политикой, что способствовало замедлению роста госдолга и позволило сдержать устойчиво высокую инфляцию в стране.

Негативное влияние на суверенные рейтинги оказывают малоэффективная институциональная система, уязвимые показатели бюджета и платежного баланса, значительный объем фискальных расходов, не учитываемых в официальной бюджетной статистике, а также по-прежнему ограниченная гибкость и эффективность денежно-кредитной политики, проводимой Нацбанком, несмотря на позитивные изменения в последнее время.

Причем, несмотря на улучшение экономических показателей после спада в 2015—2016 гг., темпы роста в Беларуси остаются ниже, чем в странах с сопоставимым уровнем экономического развития.

S&P ожидает снижения средних темпов экономического роста страны до 2% в течение всего периода прогнозирования (до 2022 г.). При этом сохраняются риски, связанные с реализацией Россией налогового маневра без компенсации убытков Беларуси.

«Институциональная система остается малоэффективной и характеризуется значительной централизацией власти и ограниченной системой сдержек и противовесов между государственными институтами», — отмечают эксперты.

По оценке S&P, в этом году показатель ВВП в реальном выражении достигнет докризисного уровня, отмечавшегося в 2014 году, но в будущем темпы роста снизятся до умеренных значений — около 2% в год.

«Ряд структурных факторов, характерных для страны, по-прежнему будет ограничивать потенциал роста экономики. Государство продолжает играть доминирующую роль в экономике страны. Так, по оценкам МВФ, почти половина рабочих мест и валовой добавленной стоимости приходится на государственный сектор. Это объясняет существование множества неконкурентоспособных государственных организаций, которые, насколько мы понимаем, являются убыточными, но которые трудно реформировать по политическим причинам», — констатируют эксперты.

В качестве позитивного фактора агентство отмечает активное развитие белорусского IT-сектора. В частности, добавленная стоимость в информационном и телекоммуникационном секторе возросла примерно на 10% за первые три квартала 2018 г. в реальном выражении. Таким образом, темпы развития этого направления опережают развитие остальных секторов национальной экономики. «Однако в настоящее время на долю IT-сектора приходится около 5% ВВП, и мы полагаем, что в одиночку этот сектор не может быть источником роста экономики», — говорится в сообщении.

Прогноз по Беларуси обозначает два риска. Первый связан с цикличностью сырьевых цен, от которых Беларусь остается весьма зависимой, несмотря на диверсификацию экономики. Второй риск связан с отношениями Беларуси с Россией. На долю России приходится более 40% госдолга страны, и предоставление российским правительством двустороннего финансирования в прошлом было важным фактором, позволявшим Беларуси своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства.

По оценкам властей республики, без получения компенсации негативное влияние налогового маневра (напрямую на показатели бюджета, а также в форме убытков белорусских перерабатывающих заводов) к 2024 г. выразится примерно в 18% показателя ВВП 2019 г., эквивалентного 10,6 млрд долларов при цене на нефть на уровне 70 долларов за баррель.

В качестве позитивного фактора отмечается, что бюджетное планирование правительства Беларуси не подразумевает компенсации в ближайшей перспективе и предусматривает определенные меры на случай задержек компенсации в будущем.

«В настоящее время мы предполагаем, что в конечном счете компенсаторный механизм будет утвержден. Если этого не случится, темпы роста белорусской экономики, скорее всего, снизятся», — говорится в сообщении. В таком случае потребуется целый ряд компенсаторных мер, в том числе повышение цен для внутренних потребителей.

{banner_819}{banner_825}
-30%
-75%
-15%
-10%
-20%
-50%
-10%
-20%
-15%
0061173