Александр Ярошевич,

Беларусь существенно нарастила экспорт каменного угля в Украину на фоне увеличения импорта из России. Naviny.by выясняли, кто зарабатывает на этом деньги.

Фото: anna-news.info
Фото: anna-news.info

Рост — в сотни раз

Беларусь почти в тысячу раз нарастила поставки каменного угля в Украину на фоне более чем двукратного увеличения импорта этого топлива из России. На этот факт первым обратил внимание экономист Дмитрий Иванович.

Беларусь не добывает каменный уголь. Она завозит его преимущественно из России. За прошлый год импорт составил 1,27 млн тонн. Это примерно в 2,6 раза больше показателя 2017 года, свидетельствуют данные Белстата.

В последние годы в Беларуси потреблялось 720−760 тысяч тонн угля. Остальное перепродавалось. В прошлом году основным направлением стала Украина. За весь 2018-й туда было отгружено 588,5 тысячи тонн каменного угля на 50 млн долларов.

В количественном выражении поставки выросли в 946 раз, в денежном — в 798 раз.

Попадает ли в Украину уголь с Донбасса?

Белорусские трейдеры, которые закупают уголь в России, не исключают, что вместе с российским в Беларусь попадает товар из самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик.

«Каким он на самом деле является — российским или донецким, — никто не знает, как там русские делают документы на него. Все прекрасно понимают, что наверняка из Донецка привозят в Ростов, там с ним ковыряются и потом дальше везут. Но это уже вопросы россиян вместе с Луганской и Донецкой областями Украины. По документам он российский», — рассказал Naviny.by управляющий одной из компаний-трейдеров.

В Министерстве энергетики и угольной промышленности Украины опровергают такую возможность.

«Это может быть реэкспорт из России, но одно могу сказать точно: это не из ОРДЛО [отдельные районы Донецкой и Луганской областей, находящиеся под контролем сепаратистов]. В свое время у нас было закрытое заседание, где было сказано, что если кто-то закупит такой вид угля — а это очень легко установить, из какой он шахты, то это будет бойкот не только министерства, а всех, в том числе генерирующих компаний», — передает слова украинского министра Игоря Насалика агентство УНИАН.

Кто покупает уголь из Беларуси?

Согласно украинской таможенной статистике, в прошлом году белорусскими компаниями было поставлено более 170 тысяч тонн угля. Значительная разбежка с данными Белстата может объясняться тем, что в белорусской статистике, возможно, учтены компании, выступающие контрактодержателями и/или брокерами.

Из Беларуси завозился в основном уголь марки ТО из Кийзасского разреза, который находится в управлении российской компании «ВостокУголь» бизнесмена Дмитрия Босова. Его состояние, по данным Forbes, составляет 950 млн долларов. Партнером Босова по угольному бизнесу является его однокурсник по МГТУ им. Баумана и уроженец Бреста Владимир Микулик.

В Украине уголь закупали «Технова» (Черниговская ТЭЦ) и «Евро-Реконструкция» (Дарницкая ТЭЦ в Киеве). Обе компании входят в «Укртеплоэнерго» бывшего народного депутата Анатолия Шкрибляка.

Уголь также поставлялся для завода «Подольский цемент», входящего в ирландский холдинг CRH, и для Славянской ТЭС, которая принадлежит «Донбассэнерго». Компанию в 2018 году у сына бывшего президента Виктора Януковича выкупил народный депутат из партии Петра Порошенко Максим Ефимов.

Закупал уголь из Беларуси и украинский трейдер «Ами Трейд», который продает топливо в селах.

Кто продает уголь в Украину?

По данным украинской таможенной статистики, поставками угля занимались четыре белорусские компании: гомельские ООО «Бизнес-Альянс» (80,26 тысячи тонн) и ООО «Транс-Уголь» (46,29 тысячи тонн), а также ООО «Экойл Кемикл» (27,07 тысячи тонн) из Полоцкого района и ООО «ЭколайнСистемс» (20,11 тысячи тонн) из Минска.

Компании с небольшими уставными фондами (100−300 рублей) были зарегистрированы с 2014 по 2018 год.

«Бизнес-Альянс» на 100% принадлежит Андрею Байдо. Он также владеет долей в 20% в ООО «Транс-Уголь». Остальные 80% находятся в руках гражданина России Виктора Подгорного.

Человек, работавший на Андрея Байдо, в беседе с Naviny.by охарактеризовал его как «развивающегося белорусского бизнесмена, создающего рабочие места». Основанная им в июне 2015 года компания «Бизнес-Альянс» занималась поставками нерудных строительных материалов: щебня, цемента, песка.

«Когда был дефицит, нам удавалось своими связями привезти материалы для наших заводов из той же Украины», — рассказал собеседник.

А когда появился спрос на уголь, то, по его словам, решили заняться поставками этого товара. В августе 2018 года была создана компания «Транс-Уголь». В декабре Андрей Байдо пригласил в бизнес Виктора Подгорного, по которому «видно, что он занимал руководящие должности».

В беседе с Naviny.by Андрей Байдо рассказал, что больше не занимается поставками угля в Украину, потому что это невыгодно.

«Мы этим не занимаемся уже несколько месяцев. Было выгодно возить через Беларусь — возили через Беларусь. А сейчас нам это неинтересно. И цены упали, и с украинцами сложно работать. У них там сейчас как в 90-х. Такая практика нам не нравится», — сказал бизнесмен.

По его словам, в своей работе он не использует противозаконные схемы и не завозил уголь из ЛНР и ДНР под видом российского.

«Под видом „Мерседеса“ не завезешь „Запорожец“. Уголь, как и любой товар, отличается сильно по характеристикам. Лаборатории дают сертификаты. Они же не пойдут на подделку. Это невозможно. Нам противозаконные схемы не интересны», — подчеркнул Андрей Байдо.

ООО «Экойл Кемикл» на 100% принадлежит Евгению Данишевскому. Человек с таким именем и фамилией проходил в качестве свидетеля по уголовному делу, возбужденному против бывшего заместителя председателя концерна «Белнефтехим» Владимира Волкова. Ему дали восемь лет колонии за взятки, которые давал бывший сотрудник компании «Терра», учрежденной Евгением Данишевским.

В «Экойл Кемикл» отказались от комментариев.

Компанией «ЭколайнСистемс» владеют Дмитрий Хвесько (50%) и Эдуард Богданчук (50%). В беседе с Naviny.by совладелец и руководитель компании Эдуард Богданчук рассказал, что поставляет уголь в Украину, потому что это выгодно, но, по его мнению, скоро это направление свернется.

«Серыми схемами никто не занимается. Все легально. Мы сейчас так работаем, потому что это достаточно выгодно. Беларуси от этого только лучше. Все на этом зарабатывают. Но с каждым днем все больше людей хотят на этом заработать, поэтому это очень скоро прекратится. Политики тут нет», — отметил Эдуард Богданчук.

Просто зарабатывают деньги

Белорусские трейдеры, которые торгуют углем за рубеж, говорят, что прямые поставки этого топлива из России в Украину квотируются. Основные объемы для своих генераций закупает холдинг ДТЭК украинского миллиардера Рината Ахметова.

В этой компании Naviny.by сообщили, что не импортируют уголь из Беларуси.

Правда, завозимый по квотам уголь не удовлетворяет все потребности украинского рынка. Белорусские бизнесмены решили восполнить этот пробел. Да и на белорусско-украинской границе задают меньше вопросов по сравнению с российско-украинской.

«Решили возить через Беларусь, чтобы меньше было вопросов на границе. На границе России и Украины тяжело. Беларусь с Украиной вроде контачит. Это называется реэкспорт. Просто здесь нашлись умельцы, которые поняли, что можно заработать денег. На любой войне делают деньги», — сказал Naviny.by генеральный директор одной из компаний-трейдеров.

По данным Белстата, средняя цена импорта тонны угля из России за прошлый год составила 68,5 доллара, экспорта в Украину — 85,6 доллара. С учетом транспортных расходов и аренды вагонов, рассказал бывший работник компании «Транс-Уголь», маржа составляет не больше двух долларов за тонну, но «в любом случае, в минус никто не работал бы».

Свой заработок имеет и Белорусская железная дорога. По данным одного из белорусских трейдеров, перевалка одной тонны угля стоит 1,5 доллара, а аренда одного вагона — 30 долларов. На поставках угля в Украину за прошлый год можно было заработать больше миллиона долларов.

«Для Украины и Беларуси эти деньги [50 млн долларов за 2018 год] на уровне государства вообще маленькие. Это капля в море. Это не крупный бизнес. Поэтому никто не будет это прикрывать. Все на этом зарабатывают деньги. А украинцам же надо как-то топить батареи, поэтому закрывают глаза на это», — подчеркнул гендиректор одной компании.

Naviny.by выражают благодарность за помощь в подготовке материала главному редактору «Бизнес.Цензор» Сергею Головневу

{banner_819}{banner_825}
-20%
-99%
-70%
-20%
-20%
-30%
-60%
-10%
-30%