Валентин Галич, Анна Рубинштейн для TUT.BY

В правительстве ведется работа по упрощению налоговой системы Беларуси. В конце прошлого года были внесены некоторые изменения в Налоговый кодекс (НК) и, казалось бы, они не вызвали особых споров. Но Валентин Галич и Анна Рубинштейн из юридической компании «Вердикт» обратили внимание на применение льготных ставок подоходного налога и налога на прибыль по дивидендам. МНС и Минфин попытались разъяснить новые нормы, но еще больше добавили вопросов.

Александра Квиткевич, TUT.BY
Александра Квиткевич, TUT.BY

Что изменилось со вступлением в силу новой редакции НК?

У лиц, получающих пассивный доход (прибыль) в виде дивидендов, появилась возможность применять льготные ставки по подоходному налогу (налогу на прибыль).

Общая ставка по подоходному налогу по дивидендам — 13%, льготные ставки — 0% и 6%.

Общая ставка по налогу на прибыль по дивидендам — 12%, льготные ставки — 0% и 6%.

Единственное условие — применение льготной ставки 6% в соответствии с нормами Налогового кодекса: в течение трех лет подряд организация не должна распределять прибыль между участниками — резидентами Беларуси.

Аналогичным образом условия сформулированы и в отношении применения льготной ставки 0%, только вместо трех лет установлен срок 5 лет.

На что обратить внимание?

Для повторного применения льготной ставки потребуется снова соблюдать условия в течение, соответственно, 3 или 5 лет. Например, если в 2019—2021 годах прибыль не распределялась, в 2022 году была применена льготная ставка 6%, то для того, чтобы снова ее применить, необходимо будет соблюдать условия в течение 2023−2025 гг.

Если среди участников белорусской организации есть нерезидент, указанные льготы применяться не будут.

Льготой можно воспользоваться прямо сейчас, если три или пять прошлых лет прибыль не распределялась.

Толкование (разъяснение) вместо нормы права

В конце января МНС и Минфин написали разъяснительное письмо на этот счет. Некоторые его положения вызвали массу вопросов.

В письме указано, что льготой можно воспользоваться только тогда, когда у организации в течение 3 (5) лет в принципе имелась возможность ее распределения. Иными словами, в письме говорится, что если в организации на протяжении трех лет подряд прибыли не было (она ее не распределяла), то льготную ставку по налогу использовать нельзя. Это не вытекает из норм НК и такое разъяснение не просто расширительно толкует нормы, оно создает новые нормы, что является недопустимым, считают юристы.

В письме также делается оговорка: если в каком-то году за указанный трехлетний период убыток компании не превышает ранее нераспределенную прибыль, то течение трехлетнего срока не прерывается.

Пример. Компания получала прибыль в 2019, 2020 годах и не принимала решения о ее распределении между участниками. В 2021 году у организации образовались убытки в размере 10 000 рублей. При этом размер нераспределенной прибыли за 2019 и 2020 годы составляет 20 000 рублей. В таком случае для целей применения льготной ставки по подоходному налогу (налогу на прибыль) трехлетний срок не считается прерванным и в 2022 году прибыль компании может быть распределена между участниками по льготной ставке 6%. При этом можно распределять прибыль по льготной ставке не только за 2022 год, но и за 2019−2021 годы, в течение которых она ранее не распределялась. Если бы размер убытков в 2021 году составил 20 000 рублей, а размер нераспределенной прибыли за 2019 и 2020 годы — 10 000 рублей, то трехлетний срок прервался бы и воспользоваться льготой в 2022 году было бы нельзя.

Таким образом МНС и Минфин «трактуют» положения Налогового кодекса.

Буквальное толкование НК и чем оно отличается от «разъяснения» МНС и Минфина?

Буквальное толкование норм НК говорит о том, что для применения льготы достаточно соблюсти формальное требование о нераспределении прибыли. Поэтому при отсутствии факта распределения прибыли могут быть применены льготные ставки по подоходному налогу и налогу на прибыль, даже если компания в течение 3 (5) лет подряд не имеет прибыли, в связи с чем и не распределяет ее, считают юристы.

Таким образом, для организаций, которые долго не имели прибыли, появляется лазейка, позволяющая, получив прибыль после трех или пяти убыточных лет, распределить ее по льготным ставкам. Очевидно, что законодатель не такую цель ставил, когда вводил соответствующую норму, и допустил ошибку. Для ее исправления в НК появляется разъяснение МНС и Минфина, которое вводит некие дополнительные условия для применения льгот и не соответствует положениям Налогового кодекса.

Что нужно было сделать по закону? Не допустить норму НК в такой формулировке или, если решать вопрос постфактум, принимать закон о внесении изменений в НК, полагают эксперты. Как хочет решить вопрос МНС? Под видом разъяснения норм законодательства фактически установить новое правило, которое не охватывается понятием разъяснения.

Письма МНС и Минфина не имеют нормативного характера, а только разъясняют законодательство, уверены юристы. Согласно п. 3 ст. 69 Закона «О нормативных правовых актах», при разъяснении законодательства не допускается изменение содержания его нормативных правовых предписаний, иными словами, нельзя установить дополнительное условие применения льготы.

Представители юркомпании «Вердикт» намерены направить официальный запрос с вопросом, откуда возникли новые условия применения льготы в письме.

-30%
-20%
-55%
-20%
-10%
-20%
-20%
-5%
0067249