Пока об этом не знает никто. Но возможность узнать уже есть
 
Недавно в Минске побывали представители 2 компаний: «Интербрэнд» - Ирина Соловьева и компании Гэллапа - генеральный директор исследовательского холдинга «Ромир мониторинг» - партнера журнала «Эксперт», Андрей Милехин. Они приезжали к нам на международную конференцию «Мировой опыт развития брэндов». Экономисты и практики с доверием относится к оценкам компании Гэллапа и журналу «Эксперт», который в партнеры любую компанию не возьмет. Достойны доверия и оценки сети «Интербрэнд», которая в 2005 составила рейтинг российских брэндов, назвав самым дорогим «Билайн», чем шокировала российский бизнес - до этого цены известным маркам России никто не давал.
 
Означает ли приезд московских экспертов то, что и наши торговые марки приобрели магическую силу брэндов и способны конкурировать не только на внутреннем рынке, но и на мировом? Об этом мы решили узнать у представителя «Итнербрэнд» по России, Украине, Беларуси, Казахстану Ирины Соловьевой.
 
  
СИЛЬНЫЙ КОРПОРАТИВНЫЙ БРЭНД - КОЗЫРЬ ЭКСПОРТЕРА
 
 
- Ирина, как вы оцениваете уровень белорусских брэндов? У нас нет высокопрофессиональных компаний, которые бы занимались их раскруткой: все они, как правило, творение рук заводских маркетологов…
 
— Если сравнивать российский и белорусский рынки, они, конечно, находятся на разных уровнях развития. Это видно и без сравнения экономических показателей: вдоль дороги из аэропорта в Минск расположено несколько рекламных щитов, а в Москве их по 10 на каждом квадратном метре. Конкуренция на белорусском рынке только начинается и должно пройти какое-то время для формирования связанных с нею институтов.. Вы посмотрите на российский рынок, который уже несколько лет входит в число растущих и многообещающих: мировая консалтинговая сеть «Интербрэнд» открыла свой офис в России только в 2005 году. Вот и в Украине и Беларуси пока нет ни одного, хотя оба рынка - украинский и белорусский - являются весьма перспективными.
 
Беларуси придется более активно интегрироваться в мировую экономику. Большую просветительскую работу по продвижению брэндинга и его пропаганде у вас делает компания «Сатио». Об этом свидетельствует факт проведения в 5-й раз национального конкурса «Брэнд года».
 
- Белорусские брэнды соревнуются уже 5-й год. Однако до сих пор никто не брался определить их стоимость: один из руководителей министерства экономики сказал, что оценка - дело некоего будущего. В результате у общественности есть сомнения в том, что брэнды-лидеры на самом деле являются лучшими…
 
-Если страна хочет узнать стоимость отечественных брэндов, проведение данной работы не потребует значительных усилий. Рейтинг брэндов компании «Интербрэнд» - это экономическая оценка того, сколько денег зарабатывается под конкретным брэндом. Кстати, наш рейтинг используется как финансовыми институтами, так и госорганами тех стран, где такая оценка проводится.
 
Если будет принято положительное решение, важно рассказать владельцам бизнеса и общественности о том, что готовится такой проект. Кстати, в своей работе мы не привлекаем спонсорских взносов и пользуемся только открытой информацией. Самое сложное - сбор данных, оценка же занимает всего неделю. Если не будет открытой информации, реализация проекта невозможна. Как показывает международная практика, подобные проекты являются толчком развития рынка. Если же начинать проводить оценку брэндов на страновом уровне, важно не останавливаться и проводить такие конкурсы регулярно. Теперь в России, например, подведение данных видов рейтинга будет ежегодным.
 
- Я не случайно посетовала на доморощенность белорусских брэндов. А могла бы компании «Интербрэнд» раскрутить конкретную белорусскую марку?
 
— Компания «Интербрэнд» открыта для сотрудничества. Мы готовы рассмотреть предложения руководителей конкретных заводов, фабрик и фирм, для которых важен корпоративный брэнд. Он предполагает наличие стратегии предприятия, которая делает его управляемым, сокращает затраты на менеджмент, дает людям ценностные ориентиры, повышает репутацию компании, позволяет находить дополнительные средства для инноваций. Корпоративный брэндинг подразумевает существование корпоративной культуры, заставляющей всех без исключения сотрудников заботится об эффективности предприятия. Сильные корпоративные брэнд особенно востребованы тогда, когда предприятие теряет господдержку, выходя на зарубежные рынки.
 

ЧТОБЫ НЕ ТОЛЬКО ПОНИМАЛИ, НО И РАЗЛИЧАЛИ
 
 
А вот что думает о белорусском рынке представитель компании Гэллапа, генеральный директор исследовательского холдинга «Ромир мониторинг» - партнера журнала «Эксперт», Андрей Милехин.
 
— Я не согласен с Ириной в оценке наружной рекламы. По количеству бигбордов, растяжек и других видов уличной рекламы Минск более похож на Ньй-Йорк. Согласитесь, это не самое плохое сравнение. Радуйтесь, что количеством рекламы сомнительного качества ваш город недотягивает до Москвы. Минск знаю и люблю: одно время я играл за сборную Беларуси по баскетболу и жил в интернате олимпийского резерва в районе Комсомольского озера. По архитектуре и духу, по объему рынка и денег Минск проще сравнить с Волгоградом, Новосибирском, чем Беларусь со всей Россией, ну а Гомель - с Курском, Гродно - с Новгородом. В этом нет ничего обидного. Москва - это мировой город, и по динамике, и по образу жизни, и по доходам. Не смотря на это, у нас больше объединяющих начал, чем того, что разъединяет: единый язык, схожий менталитет, единое таможенное пространство.
 
 
- Исследовательский рынок РБ специалисты считают недостаточно развитым: маркетинговые исследования бывают реже, чем Новый год. А все потому, что многие руководители часто считают раходы на исследование рынков пустой тратой денег. Как вы оцениваете реалии и перспективы исследовательского рынка Беларуси?
 
— То, что рынок пока мал - это минус. Плюс состоит в том, что в стране нет конкуренции серьезных брэндов и сетей. Белорусским маркетологам не нужно сидеть и ждать, когда рынок расшириться, а использовать время для изучения опыта российских мегаполисов, искать инновационные подходы в использовании исследовательских технологий.
 
Я думаю, что рынок исследований адекватен состоянию рынка Беларуси в целом и присутствию на рынке рекламных и консалтинговых агентств, которые обязаны идти с опережением рыночных реформ.
 
Характерной особенностью наших стран является то, что многие из нас остаются в плену социалистических иллюзий, производители в том числе. Да, Россия - огромная страна, но по количеству потребителей, готовых платить, мы находимся на 20-м месте в мире: из 145 миллионов россиян только 1/3 являются потребителями большинства брэндированных товаров. В Беларуси, полагаю, аналогичное соотношение.
 
Но уже сейчас наряду с крупными брэндами товаров первой необходимости появляются местные брэнды. Все они требует обслуживания. Как только начинается конкуренция и как только кто-то хочет выделиться, он должен изучать потребителя, понимать свою целевую группу, четко позиционировать свой товар, знать, какая ниша свободна и как защищать свой товар - придумать логотип, упаковку, разработать свою маркетинговую стратегию. На одной интуиции, без исследований это сделать невозможно. Более того,, интуиция как правило только мешает: производитель слишком субъективен, слишком хорошо знает свой товар и переносит потребление на себя, допуская огромное количество ошибок. Пока нет конкуренции, пока все, что ты производишь, потребляется, то и маркетинговые исследования, как это было в СССР, не нужны. А вот в развитой стране самый большой сегмент исследований составляют маркетинговые: от 60 до 90%. Именно такие исследования являются реально рыночными, реально конкурентными. Они идут вместе с развитием бизнеса, рекламной индустрии и консалтинговых компаний.
 
Рынок исследований - это часть инновационного рынка. Здесь есть куда развиваться. В частности, исследовать как развивается средний класс, как меняются модели поведения слоев общества, каким темпами идут реформы, как и кто их поддерживает и принимает. Средний класс - это тот слой общества, который является показателем и стабилизатором рыночных преобразований. Он объединяет общество, ему есть что терять: сбережения, статус, недвижимость и др. Его представители уже имеют какой-то доход, часть которого могут тратить не только на еду и одежду, но и на образование, делать вложения в будущее.
 
Компания «Romir monitoring» вместе с журналом «Эксперт» вот уже 6 лет в России ведет исследования среднего класса, который за это время вырос с 10-12% до 30% от всего населения. Согласитесь, это уже большая цифра.
 
 
- Это как сказать. По данным некоторых исследований чуть ли не половина белорусов относит себя к среднему классу. Но это просто средняя по доходам (в октябре этого года - USD 233) часть населения. Скептики шутят: есть у белоруса на столе «чарка и шкварка», лег спать не голодным - значит средний класс.
 
— Компания «Ромир мониторинг» и журнал «Эксперт» могут провести исследования среднего класса Беларуси. У нас, кстати, есть опыт исследования среднего класса столицы Казахстана Алматы. Впрочем, и у вас есть кому заняться изучением рынка: Вардомацкий, Ротман, Манаев, Ольга Рудь из фирмы «Сатио». В своих проектах они применяют те же технологии, что и специалисты других стран. О хороших перспективах белорусского рынка я сужу и по таким факторам, как появление на нем международных и локальных брэндов, рекламных, консалтинговых и пиар-агентств. И, самое главное, в Беларуси уже есть свои специалисты. Учебные заведения выпускают психологов, маркетологов, социологов - это и есть тот бульон, из которого должен зародиться исследовательский рынок. Я уверен, что многие из них захотят взять на себя риск организации нового дела. Все это было в России, которыя идет с неким опережением. Рост потребления и конкуренции, развитие консалтингового и рекламного бизнеса будет стимулировать рост исследований. Если появятся сильные исследовательские компании, способные что-то предложить рынку, появится и спрос на них. Если эти ниши не занимать белорусским исследователям, придут сетевые и мировые агентства, которые накормят страну фаст-фудом. Но ведь хочется, чтобы у нас всех было свое, национальное, чтобы нас не только понимали, но и различали.
 
Беседовала Тамара Маркина
-30%
-10%
-10%
-20%
-10%
-28%
-20%
-20%
-20%
0061173