На 124-й сессии Комитета ООН по правам человека, которая пройдет в Женеве с 8 по 9 октября, белорусское правительство предоставит отчет о выполнении Республикой Беларусь Международного пакта о гражданских и политических правах. Правозащитная коалиция Беларуси подготовила альтернативный доклад, который также представят в ООН.

В подготовке доклада принимали участие 12 правозащитных организаций, среди которых Белорусский Хельсинкский комитет, Центр правовой трансформации, Офис по правам людей с инвалидностью, лишенный регистрации правозащитный центр «Весна» и другие.

Как пояснили правозащитники на презентации доклада, Беларусь, являясь участницей Международного пакта о гражданских и политических правах, обязана периодически предоставлять в ООН отчеты о выполнении Республикой Беларусь этого Пакта. Несмотря на это, последний официальный доклад правительство предоставляло более 20 лет назад.

В 2015 году Беларусь обратилась в ООН за упрощенными процедурами предоставления доклада. Комитет ООН в таком случае формулирует вопросы для правительства, которые их интересуют. Таким образом, как объяснили правозащитники, в государственном докладе содержится лишь концентрированная информация по проблемам. Именно поэтому правозащитники решили также ответить на вопросы комитета и предоставить в ООН свой доклад по правам человека.

В альтернативном докладе поднимается ряд традиционных тем, о которых говорят в разрезе нарушения прав человека в Беларуси: свобода СМИ, собраний, выражения мнений, смертная казнь, дискриминация, пытки и другие. Кроме упоминания проблемы правозащитники дали белорусским властям рекомендации, как их решить.

В частности, в докладе упоминается, что до настоящего времени в Беларуси не принято всеобъемлющего антидискриминационного законодательства. Хотя белорусское законодательство в целом содержит запрет на ненавистнические высказывания.

«Мотив ненависти является отягчающим признаком преступления, законом предусмотрено, что совершение преступления по мотивам ненависти влечет повышенную уголовную ответственность. Однако следует отметить, что в судебной практике практически отсутствуют случаи осуждения лиц с указанием в приговоре мотива вражды по различным запрещенным основаниям. В большинстве случаев по делам о преступлениях, сопровождавшихся мотивами ненависти, выносятся приговоры о хулиганстве», — говорится в докладе.

Также, по данным правозащитников, в Беларуси широко распространены преступления на почве ЛГБТ-фобии.

«Только небольшая часть пострадавших решается обращаться за помощью в правоохранительные органы. Те же, кто на это решается, зачастую сообщают о предвзятом отношении со стороны сотрудников органов внутренних дел. Даже в случае возбуждения уголовного дела мотив ненависти обычно не учитывается как обстоятельство, отягчающее ответственность», — пишут авторы доклада.

В связи с этим правозащитники рекомендуют властям Беларуси принять комплексное антидискриминационное законодательство с закреплением определения прямой и косвенной дискриминации и других форм ее проявления, создать эффективный механизм защиты и предупреждения дискриминации, включая обязательную антидискриминационную экспертизу проектов нормативных правовых актов, не допускать случаев дискриминации в законодательстве и на практике.

В своем докладе правозащитные организации также призывают запретить пытки и другие «жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство обращения и наказания». И ввести уголовную ответственность за все акты пыток, предусмотренные ст. 1 Конвенции против пыток.

«Есть убедительные свидетельства, что пытки и жестокое обращение продолжают практиковаться в учреждениях МВД и КГБ. Так, например, лица, виновные в организации и применении пыток и жестокого обращения в СИЗО КГБ в декабре 2010 — феврале 2011 года к активистам и кандидатам в президенты (и их доверенным лицам), задержанным в ходе мирной акции протеста против фальсификаций результатов голосования на выборах президента, не понесли ответственности», — говорится в докладе.

Правозащитники также требуют запретить рабство, принудительный труд и обеспечить свободу и безопасность личности и гуманное обращение с лицами, лишенными свободы.

-15%
-33%
-10%
-40%
-30%
-10%
-20%
-45%
0071926