Дмитрий Маркушевский,

Смена правительства не была вызвана волнениями в обществе и сама не повлекла особых волнений даже в аналитической среде. Большинство сходится в мнении, что у правительства в Беларуси — чисто технические функции.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
"Госвопрос" - цикл публикаций, в котором коллеги из СИМПА постараются без воды и шор рассказывать об актуальных вопросах госуправления в нашей стране и предлагать решения, основанные на мировом опыте. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Я не знаком близко с личными и профессиональными качествами вновь назначенных министров и премьера Сергея Румаса, поэтому не буду гадать о последствиях назначений, а искренне пожелаю им успехов в работе на благо страны и сограждан.

В связи с технической ролью, отводимой правительству, вспоминается метафора, которая стала весьма популярной на конференции по электронной демократии в Гданьске в апреле этого года: «толковый скрипт* может заменить министерство».

*Скрипт — это небольшая компьютерная программа, написанная, как правило, для нужд интернет-сайта или мобильного приложения.

Конечно, найдется много вещей, которые робот-министр может делать эффективнее человека: вести учет поручений президента и перераспределять их ниже, перенаправлять петиции граждан сервисным организациям, разрезать ленточки на выставках и прочее. Более того, в принятии решений в здравоохранении, на транспорте, в финансах и в других сферах уже участвуют системы с искусственным интеллектом.

Растущая автоматизация правительства больше не является научной фантастикой. Это реальность, которую мы только начинаем осознавать.

Большие данные и искусственный интеллект позволяют лучше и быстрее понимать общественные проблемы и помогают определить наиболее эффективные подходы к их решению. Прогностическая аналитика используется как для выявления вероятных преступников или потенциальных покупателей определенных товаров и услуг, так и для определения того, как будут голосовать граждане, исходя из их публикаций и предпочтений в социальных сетях.

Так можно ли заменить министров роботами?

Здесь встает вопрос о том, чего мы хотим от правительства. Как и во всех технологиях, необходимо рассматривать социальные последствия инноваций, которые могут расширить наши возможности, но и могут нас их лишить, подменяя индивидуальный и справедливый подход рутиной.

Чат-бот может быть более эффективным для связи министерства с людьми, у которых проблемы с мобильностью или которые предпочитают онлайн-общение. Однако он может и затруднить общение и взаимопонимание между гражданами и государственными служащими, что особенно важно в нестандартных ситуациях, решение которых требует человеческого разума и эмоций для поиска компромиссов и несовершенных, но необходимых вариантов.

Многие правительственные задачи могут быть технически автоматизированы. Однако правительство работает не только с данными, анализом и коммуникацией. Здесь также важны ясное видение и стратегия, эффективная гибкая тактика и лидерство, без которых инициативы будут буксовать в формализме и «пофигизме».

Если правительству оставить лишь технические функции, то оно вряд ли успешно справится с нетривиальными задачами, да и спрос тогда с него — как с робота, то есть все претензии — к создателю.

Очевидно, что теперь вопрос переходит из технической в политическую сферу. И у нас есть близкий опыт на их пересечении: до повышения политической самостоятельности Национального банка предшественники Павла Каллаура не могли справиться с девальвацией и периодически машинально печатали деньги, а с начала 2015 года денежно-кредитная политика последовательна и курс белорусского рубля достаточно стабилен.

О растущем понимании того, что для эффективного и устойчивого решения государственных задач помимо технической экспертизы и исполнительной дисциплины необходимы определенные политические условия, свидетельствует принятие в декабре 2017 года декрета «О развитии цифровой экономики». Причем нормы декрета настолько адекватно отвечают современным вызовам, насколько открыто и инклюзивно проходила его подготовка.

Итак, в начале пожелав новому правительству успехов в его технической работе, я еще желаю ему возможностей для поиска компромиссов и несовершенных, но необходимых решений, ведущих к стратегической цели — повышению благосостояния граждан.

Дмитрий Маркушевский  академический директор ПИУ «Центр исследования общественного управления СИМПА». Окончил факультет информационных технологий и управления БГУИР, аспирантуру Института философии НАН Беларуси, программу Регионального бюро ПРООН и NISPA для советников по стратегическим вопросам; повышал квалификацию в Университете Лунда (Швеция) и Высшей школе экономики (РФ). Консультант и руководитель проектов в области прав человека и демократического управления в системе ООН (2003−2012).

{banner_819}{banner_825}
-15%
-50%
-20%
-30%
-35%
-11%
-10%
-20%
-30%
0061173