Власти предложили регулярным и нерегулярным перевозчикам пассажиров консолидировать свою деятельность и выработать инициативы, которые бы максимально учитывали интересы всех субъектов хозяйствования. Информация об этом размещена на сайте Совета по развитию предпринимательства.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

На днях в офисе совета состоялась встреча по рассмотрению результатов исследования проблемных вопросов в сфере автомобильных перевозок пассажиров и предложений по их решению, подготовленных рабочей группой.

«В ходе встречи были достигнуты договоренности по выработке и продвижению инициатив, направленных на формирование нормативно-правовой среды, максимально учитывающей интересы субъектов различных форм собственности и размеров, обеспечивающей прозрачные и конкурентные условия деятельности. Кроме того, были обсуждены перспективы консолидации участников данного сектора рынка, выработки и внедрения механизмов саморегулирования их деятельности», говорится сообщении Совета по развитию предпринимательства.

Напомним, в начале года сложилась напряженная ситуация на рынке пассажирских перевозок в междугороднем и межобластном сообщениях из-за изменений в Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Многие маршрутчики-«нерегулярщики» отказались выйти на рейсы, чтобы не нарушать закон. «Нерегулярные» перевозчики увидели в новых правилах перевозок желание «регулярщиков» монополизировать рынок и выдавить с рынка мелких операторов. Упреки в неуплате налогов и частые ДТП они назвали преувеличенной проблемой.

В итоге была создана рабочая группа, которая должна была подготовить предложения для урегулирования ситуации.

Что предложила рабочая группа?

Были подготовлены два сценария, оба они предполагают введение переходного периода, во время которого на рынок перевозок можно выходить вне конкурса, говорится на сайте Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского.

Первый сценарий, разработанный на основе предложений нерегулярных перевозчиков, предполагал полную отмену конкурсной системы распределения маршрутов и переход на уведомительный принцип работы перевозчиков. Предлагается установить двухлетний переходный период, в течение которого нерегулярные перевозки пассажиров могут работать по прежним правилам. По окончании этого периода вход на рынок предложено организовать по набору критериев к автомобилям и водительскому составу перевозчиков.

Сценарий предполагает узаконить действие диспетчерских служб, ранее работавших в нерегулярном сообщении, по аналогии со службами такси. Предлагается демонополизировать рынок операторов пассажирских перевозок, предоставив возможность создавать частных операторов. Кроме того, предложено разработать упрощенные условия открытия новых терминалов и автостанций.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Представители нерегулярных перевозчиков считают, что названные меры позволят им максимально быстро интегрироваться в правовое поле, регулирующее рынок перевозок пассажиров в регулярном сообщении. На рынке будет сохраняться профицит предложения, что обеспечит высокую конкуренцию в интересах потребителей услуг. Количество рабочих мест в отрасли сохранится и даже увеличится, а пассажирские перевозки останутся привлекательной сферой для инвестиций.

По мнению регулярных перевозчиков, реализация указанного сценария ущемляет их интересы, может отрицательно повлиять на их финансовое состояние, в том числе привести к нарушению устойчивости взаиморасчетов по кредитным и лизинговым платежам. Деятельность регулярных перевозчиков может сузиться, что грозит сокращением рабочих мест.

Второй сценарий, в основу которого легли предложения регулярных перевозчиков, предполагает сохранение конкурсной системы при распределении маршрутов и пересмотр ее правил для обеспечения максимальной безопасности перевозок. Предлагается разработать и утвердить Положение об операторе автомобильных перевозок пассажиров, передать действующие терминалы от перевозчика операторам пассажирских перевозок, урегулировать работу интернет-ресурсов по поиску попутчиков, чтобы исключить возможность возврата к нерегулируемому рынку перевозок. В числе предложений внесение в КоАП нормы, позволяющей привлекать недобросовестных перевозчиков по ст. 12.7 «Незаконная предпринимательская деятельность», усиление внеплановых проверок Минтрансом и некоторые другие нормы.

Вместе с тем второй сценарий также предполагает установление переходного периода на 6−12 месяцев, в течение которого перевозки можно осуществлять без проведения конкурса.

По мнению нерегулярных перевозчиков, имеющих намерение стать регулярными, реализация данного сценария ничего не изменит на рынке пассажирских перевозок и усугубит и так тяжелую ситуацию. Уже в ближайшей перспективе часть перевозчиков, занятых в нерегулярном сообщении, уйдет в лучшем случае в такси, в худшем — в теневой бизнес. Все это может привести к сокращению рабочих мест, пассажиропотока и поступлений в бюджет.

«Перед нами непростая задача. Мы видим определенный конфликт интересов между представителями секторов регулярных и нерегулярных пассажирских перевозок. Сейчас пробуем найти компромисс, чтобы прежде всего сохранить конкурентную среду на пассажирском транспорте, что является обязательным условием для здорового развития отрасли», — прокомментировала работу над предложениями Жанна Тарасевич, руководитель рабочей группы, сопредседатель и директор БСПН им. Кунявского.

{banner_819}{banner_825}
-45%
-30%
-20%
-20%
-53%
-50%
-20%
-21%
-10%
0065401