В настоящее время две белорусские госкомпании пытаются через суды взыскать с контрагентов в Литве, Латвии и Украине суммарно более 150 млн евро за утраченную нефть. На каком свете находятся данные процессы?

Самый затяжной спор идет в странах Балтии. Начало было положено в июле 2006 года, когда Россия закрыла прибалтийскую часть магистрального нефтепровода «Дружба». Это произошло вскоре после того, как нефтеперерабатывающий завод в Мажейкяй был продан польскому концерну Orlen. Такое решение было мотивировано российской стороной тем, что нефтепровод нужно ремонтировать, однако в Литве не сомневались, что это политическое решение.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Литовские СМИ в 2015 году писали, что Orlen Lietuva при проведении в целях защиты окружающей среды ремонта недействующего трубопровода «Дружба» выкачала находившуюся в нем нефть, что оказало положительное однократное воздействие на результаты деятельности предприятия.

В итоге «Полоцктранснефть Дружба», которая эксплуатирует северную ветку белорусского участка нефтепровода «Дружба» и образует единую технологическую цепочку с российской «Транснефтью» и «Нафтаном», обратилась с иском в литовский суд, чтобы взыскать с Orlen Lietuva компенсацию в размере 68,9 млн евро за выкачанную нефть.

«Полоцктранснефть Дружба» подчеркивает, что находившаяся в трубах литовского участка нефтепровода «Дружба» «технологическая нефть», необходимая для обеспечения деятельности трубопровода, является ее собственностью. Orlen Lietuva утверждает, что эти претензии необоснованны.

Рассмотревший иск «Полоцктранснефть Дружба» Шяуляйский окружной суд 29 марта 2018 года отказался его удовлетворить. Представитель суда Витаутас Йончас сообщил BNS, что суд отклонил иск белорусской компании, а одним из аргументов решения был истекший срок давности.

30 апреля «Полоцктранснефть Дружба» подала апелляционную жалобу на решение Шяуляйского окружного суда, сообщил TUT.BY представитель белорусской компании.

Фото: belchemoil.by
Фото: belchemoil.by

Подобный процесс в Латвии длится уже 7 лет. Cпор возник в 2010 году, когда российско-латвийская компания «ЛатРосТранс» решила слить нефть из неработающего нефтепровода Полоцк — Вентспилс, объяснив это решение экологическими рисками. «Полоцктранснефть Дружба», считая, что остававшаяся в нефтепроводе нефть принадлежит ей, обратилась в суд с иском к «ЛатРосТрансу». Сумма ущерба оценивается белорусской стороной в более 80 млн евро.

Предметом спора является только «технологическая нефть», подчеркнули в «Полоцктранснефть Дружба». «Белорусская сторона никогда не заявляла имущественных прав на нефтепроводы — только на нефть в количестве 150 тысяч тонн, которой „ЛатРосТранс“ незаконно распорядилось, вытеснив ее из нефтепроводов и продав», — заявили на полоцком предприятии.

В Беларуси считают, что имели право на нефть, находившуюся в участках нефтепроводов на территории Латвии еще с момента раздела Советского Союза. Высшей судебной инстанцией Латвии также было установлено, что представители вернувших свою независимость стран — Беларуси, Латвии и Литвы — от имени правительств своих государств заключили соглашение, назвав его Актом о разделе имущества, расположенного на их территориях, между государствами. Согласно этому документу нефть принадлежит новополоцкому предприятию по транспорту нефти «Дружба», впоследствии преобразованному в ОАО «Полоцктранснефть Дружба».

Однако в странах Балтии считают, что находились во времена СССР в оккупации со всеми вытекающими последствиями для советского наследия.

Очередное рассмотрение дела в суде назначено на 7−8 мая.

Фото: pso-ngd.com
Фото: pso-ngd.com

Более реальными видятся перспективы отсудить деньги в Украине у Белорусской нефтяной компании. Осенью прошлого года Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате принял решение взыскать с «Укртранснафты» 7,8 млн долларов в пользу БНК, которая уже подала в апелляционный суд Киева заявление о признании и предоставлении разрешения на исполнение данного постановления суда на территории Украины. Руководство «Укртранснафты» ожидает окончания судебного производства по этому делу до конца 2018 года. Предприятие зарезервировало под исполнение решения суда сумму в 220,51 млн гривен, говорится в годовом отчете украинской компании.

Эта история берет свое начало с 2011 года, когда БНК должна была в течение двух лет поставить не менее 8 млн тонн нефти (по 4 млн тонн в год) марки Azeri Light в порт «Южный» для последующей прокачки этой нефти на Мозырский НПЗ по маршруту «Южный — Броды — Мозырь» в режиме «качай или плати». Из запланированных 4 млн тонн в 2011 году поставлено и прокачано было только порядка 900 тыс. тонн. В части «качай или плати» белорусская сторона признавала обязательства только по 2011 году.

При этом с «Укртранснафтой» был подписан договор компенсации потерь качества, поскольку БНК поставляла в «Южный» Azeri Light, а в Мозыре из нефтепровода вытеснялась нефть Urals, которая считается более дешевым сортом нефти.

В результате взаимозачета данных требований итоговым решением стало взыскание 7,8 млн долларов с «Укртранснафты» в пользу Белорусской нефтяной компании.

Поставки нефти осуществлялись на основании договоренностей между БНК, Государственной нефтяной компанией Азербайджана и Венесуэлой. В 2010 году Беларусь из-за возникших политических разногласий в переговорах с Россией начала покупать нефть в Венесуэле. Чтобы снизить транспортные расходы, была применена своп-схема с Азербайджаном.

Фото: novostipmr.com
Фото: novostipmr.com
{banner_819}{banner_825}
-20%
-47%
-20%
-35%
-80%
-10%
-50%
-15%
-10%
-35%