Новость дня


Планы властей Беларуси по поэтапному повышению цен на моторное топливо могут быть отсрочены из-за ослабления российского рубля. Об этом рассказали два источника в нефтяной сфере в кулуарах конференции «Нефтегазовые рынки Центральной и Восточной Европы», организованной компанией Confidence Capital.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В середине марта концерн «Белнефтехим» сообщил «о постепенном выходе на уровень цен, сопоставимый с действующим на российском рынке». По информации TUT.BY, постепенный переход был растянут до конца мая.

«Сегодня российский рубль обвалился, и, в принципе, мы уже имеем паритет с приграничными АЗС в России по дизелю. Другое дело, насколько это долгосрочный тренд. Если будем дальше повышать цены при существующих параметрах, то российское топливо хлынет в Беларусь. Говорят, ничего страшного, мы свое можем продать на экспорт. Но когда там нефтяной тренд пойдет вниз, то придется возвращаться», — сказал собеседник.

«Белнефтехим» сообщал, что цены будут корректироваться в соответствии с изменениями мировых цен на нефть, курса национальной валюты и налоговой нагрузки на нефтеперерабатывающие заводы. При таком механизме «предусматривается возможность корректировки цен на нефтепродукты как в сторону их увеличения, так и снижения».

Важным моментом является выход на цены на топливо на внутреннем рынке, которые позволят нефтеперерабатывающим заводам работать рентабельно. «На сегодня этот уровень пока не достигнут», — сказал журналистам зампред «Белнефтехима» Владимир Сизов.

С начала года оба НПЗ испытывали финансовые сложности. Возможность повысить цены на внутреннем рынке являются одним из шагов для улучшения ситуации. «Чтобы заводам помочь, цены надо повышать сразу на 10−15%. Вместе с тем есть другие механизмы поддержки. Например, через снижение акцизной нагрузки», — пояснил информированный источник. В Беларуси в 2018 году на 10% должны увеличиться ставки акцизов на моторное топливо.

В январе текущего года другой зампред «Белнефтехима» Андрей Рыбаков заявлял, что цены на топливо необходимо повысить на 23% для компенсации роста цен на нефть. Последний раз топливо в Беларуси дорожало 4 апреля. Всего с начала года было шесть подорожаний на одну копейку, в общем - на 5,6%. За целый 2017 год — на 6,6%.

Деньги НПЗ нужны для завершения модернизации по повышению глубины переработки нефти. По словам Сизова, в общей сложности уже профинансированы работы на 2/3. Модернизацию планируется завершить до конца 2019 года — начала 2020 года. По информации TUT.BY, банки готовы выделять финансирование, но сами заводы должны показывать приемлемый уровень рентабельности. «Государство может помочь НПЗ, не повышая цены на бензин, а ослабив налоговую нагрузку или предоставив льготные кредиты. Но для властей важен и объем сбора акцизов и пошлин [в бюджет], и низкая инфляция, которая может выстрелить вместе со скачком цен на топливо. Поэтому каждый отстаивает свои интересы», — пояснил собеседник.

Источники считают, что «ситуация будет мониториться и достигаться нужный баланс». Государство все же «декларирует социальный подход».