Компания «Укртатнафта» обратилась в Министерство экономического развития и торговли Украины с заявлением о проведении спецрасследования в отношении критического роста объемов импортных нефтепродуктов на местном топливном рынке. Об этом говорится в сообщении компании.

Фото: Укртатнафта
Фото: «Укртатнафта»

По данным компании, входящей в группу «Приват», зависимость украинского рынка от нефтепродуктов, произведенных в России и Беларуси, в последние годы составляет 60−80%. А в целом стремительный рост импорта за последние 12 лет привел к полной остановке большинства украинских НПЗ.

В 2017 году Кременчугский НПЗ (ПАО «Укртатнафта») и Шебелинский ГПЗ (ОАО «Укргаздобыча») полностью перешли на производство продукции экологического класса Евро 5, но ожидаемых изменений на рынке пока нет. В «Укртатнафте» считают, что сейчас без государственной поддержки украинские предприятия не могут выполнить стратегические задачи и ликвидировать зависимость от поставок энергоресурсов из России и Беларуси.

Предложение «Укртатнафты» заключается в поэтапном введении квот и постепенном доведении доли нефтепродуктов одной страны (из одного источника) до 30%, что соответствует Энергетической стратегии Украины. Именно такие условия предусмотрены и европейской практикой в ​​сфере энергобезопасности. В «Укртатнафте» считают, что подобный механизм позволяет эффективно решать вопросы энергобезопасности и диверсификации поставок, избегая роста цен и возникновения дефицита на рынке.

Ранее член правления «Укрнафты» (как и «Укртатнафта» контролируется группой «Приват») Олег Гез озвучил предложение компании рассмотреть целесообразность в рамках ВТО ввести минимальные импортные пошлины на топливо из России и Беларуси. Гез объяснил это необходимостью защитить украинских производителей от конкурентного преимущества российских и белорусских НПЗ, которые имеют доступ к более дешевой нефти. «Система пошлин в России такова, что российские и белорусские переработчики, которые особенно близко находятся к Киеву и центральной Украине, имеют, помимо логистики, преимущество по импортной пошлине где-то в 120−130 долларов на тонне. С таким преимуществом украинским переработчикам и импортерам из других регионов, где пошлина уже заложена на российскую нефть, конкурировать очень сложно», — сказал член правления «Укрнафты».

Напомним, в 2011—2012 гг. «Приват» совместно с ТНК-ВР инициировали специальное расследование против импорта нефтепродуктов из Беларуси с целью введения пошлин в размере 132 евро за тонну. Комиссия Минэкономики им отказала.

Источники enkorr в отраслевых кругах полагают, что «Приват» вернулся к идее лоббирования ограничительных мер против импорта в связи со сложностями сбыта увеличенного объема нефтепродуктов Кременчугского НПЗ. В свою очередь это вызвано не конкуренцией с импортом, а недоверием рынка к группе «Приват», известной своей непредсказуемостью.

-20%
-21%
-20%
-15%
-20%
-30%
-50%
-15%
-14%
-40%
-20%
0066856