Деньги и власть


Банк Москва-Минск выдал первый в стране специальный кредит на открытие франчайзингового проекта. Как сообщили в пресс-службе банка, финансирование было выделено на открытие сетевой кофейни в Могилеве.

В банке рассказали, что для получения такого кредита нужны бизнес-план проекта, собственные деньги на участие в проекте, а также экспертное заключение Ассоциации франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг».

«Мы готовы кредитовать проекты на сумму до 100 тысяч долларов сроком до 5 лет, при этом погашение основного долга происходит по индивидуальному графику, исходя из сроков окупаемости проекта, — рассказал начальник управления обслуживания малого бизнеса Банка Москва-Минск Юрий Зайцев. — Это может быть чистый стартап, первые шаги в частном бизнесе: банк не предъявляет требований к предпринимательскому опыту получателя кредита на франшизу».

Банк рекомендует открывать франшизы в таких отраслях, как общественное питание, розничная торговля и услуги для населения. «Вход в этот бизнес относительно недорогой, доступные франшизы и паушальные взносы. По силам любому человеку, который сформировал определенные накопления и готов поработать на себя», — пояснил Зайцев.

По словам эксперта, основная проблема начинающего предпринимателя — неправильная оценка всех предстоящих затрат. «Условно говоря, кофемашину посчитаем, а палочки для размешивания забудем. Расходы всегда недооцениваются, а прибыль переоценивается. А по факту происходит наоборот. Важно не забывать, что любым бизнесом нужно заниматься с полной самоотдачей, иначе даже хорошая франшиза не гарантирует успеха. Нельзя ее купить и ждать, когда же начнет капать прибыль», — говорит Зайцев.

По словам руководителя Ассоциации «Белфранчайзинг» Ольги Леонтьевой, в настоящее время в Беларуси работает около 450 франчайзинговых объектов. В стране действует 45 национальных франшиз от белорусских компаний.

Развитие франчайзинга в Беларуси соответствует мировым трендам. Большая часть проектов работает в таких сферах, как розничная торговля, общественное питание и услуги для населения. Примерно 10% рынка занимают компании, оказывающие услуги в сегменте b2b, а наименьшая доля — у производственной сферы. Наиболее востребованы франшизы по торговле одеждой, обувью, аксессуарами, фастфуд.

«При выборе франшизы следует ориентироваться на потребность рынка, смотреть, чего не хватает в конкретном географическом месте. Наличие хорошей франшизы не снимает вопрос востребованности товара или услуги. Мало падает спрос на все, что связано со здоровьем, развитием детей. Это последнее, на чем люди будут экономить», — поясняет Леонтьева.

По ее словам, все еще невысокая конкуренция в Беларуси наблюдается в сфере общественного питания, в этом сегменте франшизы показывают хорошую рентабельность. Также хороший рост отмечается в сфере салонов красоты. Причем становятся востребованными именно узкоспециализированные салоны — экспресс-стрижки, маникюра, барбер-шопы. Сейчас растет число броу-баров, где занимаются уходом только за бровями. Еще одним быстрорастущим направлением стали франшизы по открытие кондитерских магазинов по продаже конфет, пряников.

Главным трендом рынка франчайзинга Беларуси, по информации Леонтьевой, стал его бурный рост в регионах. «Анализируя экономические показатели отдельно взятой сети, мы видим, что в регионах они оказываются лучше, — подчеркивает эксперт. — Покупательная способность в Минске и за его пределами, конечно, отличается, но не так сильно. Позитивное влияние на эффективность бизнеса вне столицы оказывает более низкая конкуренция и востребованность определенных товаров или услуг».