Вадим Сехович,

Первые пуды керосина и бензина привозились в дореволюционную Беларусь с бакинских нефтеперерабатывающих заводов, а продавали их местным хозяевам керосиновых ламп и «Клемент-Байярдов» родной брат основателя Нобелевского фонда, главный финансист Франции, лорд-мэр Лондона и богатейшие армянские кланы Российской империи. TUT.BY и Universal Press представляют новый материал спецпроекта, посвященного истории знаменитых предпринимателей и компаний в Беларуси конца XIX — начала XX века.

Керосиновая лавка «Товарищества нефтяного производства Братьев Нобель» на Верхнем рынке в Минске. Фото: Мінск на старых паштоўках (канец XIX — пачатак XX ст.)

История нефти и нефтепродуктов в Беларуси начинается не с комсомольских строек одних из крупнейших в Европе заводов в Новополоцке и Мозыре и не с добычи первых тонн собственного черного золота под Речицей. История белорусского топливного рынка начинается семьюдесятью годами ранее — с того момента, когда шведского предпринимателя Роберта Нобеля, родного брата изобретателя динамита и Нобелевской премии Альфреда Нобеля, угораздит в середине 1870-х годов отправиться в командировку на Кавказ в поисках подходящей древесины для прикладов «берданок». Заказ на их выпуск для российского правительства получает его другой брат, Людвиг. Роберт Нобель не найдет в местных зарослях грецких орехов подходящего материала. Зато он купит под Баку несколько нефтеносных участков и керосиновый заводик.

В 1879 году он вместе с Людвигом и Альфредом зарегистрирует «Товарищество нефтяного производства Братьев Нобель», которое вырастет в крупнейшего игрока на топливных рынках довоенной Российской империи и Европы.

Вслед за шведами Нобелями на нефтеносные площади Баку, Дагестана, Чечни, Грузии, на Кубань и Тамань, в степи Центральной Азии и на Сахалин чередой потянутся сотни инвесторов и просто авантюристов, охваченных нефтяной лихорадкой. Кого только не будет среди них: потомки местных князей и эмиров, родственники главного жандарма империи Бенкендорфа, железнодорожные короли и выдающиеся финансисты, Ротшильды и Рокфеллеры, англичане, американцы, австралийцы, австрийцы, французы и бельгийцы, немцы и датчане, голландцы и румыны. За тридцать с лишним лет они инвестируют в нефтяные промыслы, заводы, нефтепроводы, танкеры, вагоны-цистерны сотни миллионов рублей, фунтов, долларов, марок и франков, сделав кавказские, кубанские и туркестанские промыслы главными поставщиками нефтепродуктов на европейский рынок.

Бакинские промыслы в конце XIX — начале XX века. news.daz.az

Осевшие на этих запасах местные и международные компании поделят европейский, азиатский и африканский и, конечно, внутренний рынок одной из самых больших в мире держав — Российской империи. Белорусские губернии как ее составная часть окажутся в сфере влияния нескольких крупных нефтяных конгломератов. Самые весомые доли на дореволюционном топливном рынке Беларуси будут иметь три конкурирующие в империи и в мировом масштабе объединения — российский концерн Нобелей, французы Ротшильды (перед войной они продадут свои российские активы англо-голландской группе Royal Dutch Shell) и нефтепромышленные и нефтеторговые общества из российско-англо-французской корпорации «Ойль».

Эра Нобелей

Главным поставщиком нефти и нефтепродуктов для нужд белорусских потребителей в конце XIX — начале XX века становится концерн Нобелей.

Владельцем контрольного пакета «Товарищества нефтяного производства Братьев Нобелей» является сначала инженер Людвиг, а потом его сын, принявший российское подданство Эммануил Нобель. В собственности основателя «Нобелевского динамитного треста» Альфреда Нобеля до его смерти, наступившей в 1896 году, будет находиться крупный пакет ценных бумаг предприятия. Позже деньги, вырученные от продажи акций, составят около 10% учрежденного по завещанию бизнесмена Фонда Нобеля.

Марка из Азербайджана с учредителями Товарищества Братьев Нобель. ru-wiki.org
Марка из Азербайджана с учредителями Товарищества Братьев Нобель. ru-wiki.org

Шведы Нобели, осевшие в России во второй половине XIX века, становятся не только первопроходцами в местной нефтяной отрасли. Благодаря их технологическим инновациям, законодательным инициативам и выдающемуся предпринимательскому чутью отрасль превращается в один из драйверов экономического подъема в стране. Братья Нобели первыми строят нефтепровод, чтобы обеспечить бесперебойное поступление сырья на переработку. Они первыми для перевозки нефтепродуктов вместо деревянных бочек используют танкеры, а потом железнодорожные цистерны — это резко удешевляет керосин, который в знаменитых «керосинках» приносится практически в каждый дом, вытесняя архаичные лучины. В XX веке Нобели первыми, предвидя индустриализацию, увеличивают в производстве долю мазута, а потом в преддверии автомобилизации — бензина.

Керосиновые лампы. vdohnovenie2.ru

В концерн Нобелей будут входить несколько обществ, добывающих черное золото в Бакинском районе, Дагестане, Чечне, на восточном побережье Каспия (территория современного Туркменистана), в Ферганской долине и в Иране. «Жемчужиной» бизнеса все это время остается «Товарищество нефтяного производства Братьев Нобель». Помимо самих промыслов, в его структуре объединены нефтеперегонные и химические заводы, доки, самый большой в империи железнодорожный парк цистерн и громадный флот из речных и морских танкеров. В 1913 году товарищество производит 31,1 млн пудов мазута, потом идет керосин (16,9 млн пудов), смазочные масла (5,5 млн пудов) и бензин (800 тыс. пудов). Ежегодный объем производства компании составляет около 100 млн рублей. В «Товариществе Братьев Нобелей» и аффилированных с ним компаниях перед революциями занято 50 тыс. человек.

На мировом рынке концерн Нобеля является серьезным конкурентом первому официальному долларовому миллионеру в истории Джону Дэвисону Рокфеллеру (Standard Oil), голландской Koeninklijke Nederlandse Petroleum Maatchappij и тресту будущего мэра Лондона Маркуса Сэмюэля The Shell Transport and Trading Company. Наиболее сильны позиции «Товарищества Братьев Нобель» в Швеции, Дании, Восточной Германии, Австро-Венгрии, Бельгии, Англии, продукты концерна продаются во Франции и Нидерландах, перед Первой мировой войной танкерами через Батум и Новороссийск отправляются в Турцию, Италию и Тунис. Нобели инициируют и участвуют в нескольких картельных соглашениях со своими европейскими конкурентами и дистрибьюторами, направленными против заполняющего Европу американского керосина и смазочных масел. Крупнейшим является керосиновый трест Europaeische Petroleum-Union, в котором с 1906 года принимают участие также Deutsche Bank (подконтрольные ему компании добывают нефть в Румынии и России) и группа Ротшильда.

Если «войны» на внешних фронтах проходят для Нобелей с переменным успехом, то на внутреннем рынке концерн является безоговорочным лидером. Только по одной позиции — керосину — ему может что-то противопоставить группа «Ойль».

По территории Российской империи свою продукцию (сырую нефть, мазут, керосин, разнообразные масла, бензин) Нобели развозят в 1,5 тыс. собственных вагонах-цистернах. Уже к 1905 году работает 105 отделений, а при них — почти 5,5 тыс. склепанных из железа резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов. Часть из них является собственностью фирмы, часть работает в современной трактовке по франчайзингу. При крупных региональных отделениях возводятся механические мастерские и бондарни.

Склады «Товарищества Братьев Нобель» в империи и за границей. photochronograph.ru, gumile-center.az

На территории Беларуси нобелевская компания появляется в 1882 году — резервуары минского отделения товарищества размещаются на улице Ново-Московской (совр. улица Мясникова). Недалеко от них — на Верхнем рынке рядом со Свято-Духовым монастырем (современная площадь Свободы, здание не сохранилось) — открывается фирменная лавка, где керосин и прочие нефтепродукты отпускают обывателям. Уже в 1887 году «Товарищество нефтяного производства Братьев Нобель» фигурирует в качестве одного из ключевых плательщиков гильдейского сбора по Минскому уезду.

В 1890-х годах отделение компании Нобелей появляется в Витебске, к 1905 году резервуары концерна открываются также в Борисове, Брест-Литовске, Гродно, Могилеве, Орше, Полоцке и Сморгони. Предвоенный экономический подъем, который происходит и в Беларуси, подвигнет Эммануила Нобеля расширить торговую сеть в этом регионе. Накануне Первой мировой войны новые отделения и склады товарищества будут размещены в Гомеле, Пинске, Пуховичах и Радошковичах.

После прихода к власти большевиков Нобели, как и все остальные бизнесмены, потеряют российские активы. Но сами они сумеют выжить, потомки династии спустя полвека вернутся в Швецию. Там, в Стокгольме, разместится новый офис «Товарищества Братьев Нобель», которое продолжит управление балтийскими, польскими и финляндскими компаниями концерна. В послевоенном переустройстве мира Нобелей признают также собственниками их предприятий и активов в несоветской Европе и Иране.

Отделения и резервуары товарищества в восточной Беларуси отойдут в собственность Советов, в западной они некоторое время управлялись через компанию Spółka Akcyjna Towarzystwo Przemysłu Naftowego Bracia Nobel w Polsce. Компания также добывала нефть в Польше и занималась ее переработкой. Но при ее создании Нобели вынуждены уступить 50% акций общества Bank Związku Spółek Zarobkowych, а позже продадут остальной пакет своему извечному конкуренту рокфеллеровской Standard Oil.

Часть других предприятий семьи тоже будет продана, часть разорится под влиянием экономического кризиса 1930-х годов. Наследники «Товарищества нефтяного производства Братьев Нобель» примут решение о ликвидации бизнеса в 1938 году, но из-за начавшейся спустя год войны этот процесс растянется на много лет.

От Ротшильда к Shell

Среди тех, кто видит грандиозные перспективы от вложения денег в нефтепромыслы Баку, находится совладелец французского банкирского дома Rothschild Frères и акционер железнодорожного общества Compagnie des chemins de fer du Nord барон Альфонс де Ротшильд. Он — наследник многомиллионного капитала своего отца и один из гениев финансового мира Европы второй половины XIX века — чего стоит только организация им выплаты французским правительством контрибуций в пользу Германии после войны 1871 года!

Барон Альфонс де Ротшильд глазами современников. repository.duke.edu

Альфонс де Ротшильд вкладывается в никелевые копи в Новой Каледонии, покупает нефтеперерабатывающий завод в венгерском Фиуме, а в начале 1880-х откликается на предложение терпящих финансовое бедствие российских учредителей «Батумского нефтепромышленного и торгового общества» (БНИТО).

Он выкупает у них акции, получает в собственность керосиновый завод, порт в Батуме, доступ к нескольким десяткам десятин нефтеносных земель в Баку, а, главное, помогает достроить железную дорогу Баку-Батум, выводящую нефть и нефтепродукты к большой воде. Барон качает нефть, перерабатывает ее и гонит в цистернах в Батум, чтобы оттуда танкерами развозить по рынку Средиземноморья. Этим занимается созданное Ротшильдом в 1883 году на базе БНИТО «Каспийско-Черноморское нефтепромышленное и торговое общество» — второй по масштабам после нобелевского нефтяной бизнес Российской империи.

Первый танкер в Российской империи. olaylar.az

Еще одно предприятие его группы «Нефтепромышленное и торговое общество „Мазут“ (основано в 1898 году) занимается сбытом собственных и приобретаемых у аутсайдеров нефтепродуктов на внутреннем рынке. Общество создает мощную региональную сбытовую сеть, продукты потребителям доставляются десятками вагонов-цистерн. В 1906—1914 годах между „Мазутом“ и „Товариществом Братьев Нобель“ действует картельное соглашение („Нобмазут“), которое позволяет разделить зоны влияния и диктовать цены покупателям.

На белорусском рынке Альфонс де Ротшильд „засветится“ именно с „Мазутом“. Отделение этой компании в белорусских губерниях появляется в Минске в 1901 году.

Для этого местный представитель общества купец Вульф Цукерман обратится к властям с посланием следующего содержания: „Мазут“ с целью противодействия практикующемуся на местном рынке искусственному повышению цен на керосин желает увеличить отпуск керосина в Минске до того размера, при котором возможно будет парализовать повышение цены». Минские власти оценят тон предложения и разрешат трейдеру открыть склад не только керосина, но и мазута. Для керосина емкость составит 600 пудов хранения, для мазута — 1,7 тыс. пудов.

Основатель Shell и лорд-мэр Лондона Маркус Сэмюэль.

Альфонса де Ротшильда не станет в 1905 году, его нефтяной и прочий бизнес продолжит брат Эдмон де Ротшильд. Известный спонсор Еврейского колонизационного общества то ли устав от ценовых войн на несколько фронтов (с Нобелями и Рокфеллерами), то ли предвидя грозу, которую несет миру обострение отношений между сверхдержавами и растущая пропасть между богатыми и бедными, в 1911 году продаст свои российские активы в нефтяной отрасли Royal Dutch Shell. Шаг окажется прозорливым: Ротшильды станут одними из немногих инвесторов, которые не отминусуют в капиталах после 1917−1918 годов.

Эволюция Shell. clarkcreative.net

Корпорация Royal Dutch Shell, возникшая в 1907 году путем слияния нидерландской и британской компаний Koeninklijke Nederlandse Petroleum Maatchappij и Shell Transport and Trading Company, будет еще несколько лет контролировать на территории Российской империи 12 предприятий, включая «Мазут». В 1918 году всех их национализируют большевистские власти. В 1921 году Royal Dutch Shell, как потерявшая свои активы в Советской России, присоединится к синдикату Front Uni («Единому фронту»). В него также войдут, чтобы препятствовать сотрудничеству западных нефтяных компаний с Москвой в рамках объявленной большевиками «новой экономической политики», «Товарищество Братьев Нобель» и Standard Oil. Но «фронт» продержится недолго — очень скоро Standard Oil начнет закупки нефти в Советской России.

Воинственный «Ойль»

Незадолго до войны в 1912 году оформятся в свою группу шесть компаний, которые не согласны работать на условиях Нобелей и Royal Dutch Shell. Центральный офис Russian General Oil Corporation (в просторечье — «Ойль») разместится в Лондоне. У российских капиталистов в «Ойле» будет 50% акций, у англичан и французов — по 25%. «Куратором» группы станет Русско-Азиатский банк.

В «большую шестерку» «Ойля» входит, например, старейшее предприятие отрасли — «Бакинское нефтяное общество». Оно учреждено в 1874 году идеологом и практиком российского спиртового промысла Василием Кокоревым и железнодорожным подрядчиком Петром Губониным, известным в Беларуси строительством Орловско-Витебской магистрали, в России — сооружением храма Христа Спасителя, в Украине — первыми инвестициями в курорты Крыма, из которого он мечтает сделать новый Лазурный берег. Другие лидеры «Ойля» — фирмы армян Манташева, Лианозова и Гукасова, «Русское товарищество «Нефть» и «Московско-Кавказское нефтяное и промышленно-торговое товарищество». Они добывают нефть в Баку, в Чечне, на Кубани, в Оренбуржье и в Средней Азии. «Товарищество «Нефть» в 1916 году начнет разведку в Ухте, первым обнаружив тимано-печорскую нефть. Нефтеперерабатывающие заводы группы выпускают полный ассортимент нефтепродуктов для внутреннего рынка и на экспорт.

«Большая шестерка» в свою очередь контролирует еще 16 нефтепромышленных компаний России и имеет партнерские соглашения с крупнейшими транспортными предприятиями империи. Центральной сбытовой организации в отличие от Нобеля и «Шелла» у «Ойля» нет, но участники «Ойля» четко исполняют директивы лондонского правления.

На территории Беларуси свою продукцию продвигают «Нефтепромышленное и торговое общество А. И. Манташев и Ко» и «Нефтепромышленное и торговое общество под фирмой «Каспийское товарищество».

Нефтепромышленник Александр Манташев. m-sputnik-georgia.ru

Основателем первого из них является тифлисский армянин Александр Манташев. Его компания владеет промыслами и огромным нефтеперабатывающим заводом в Баку, жестяно-ящичными заводами в Батуме и египетской Александрии. Бизнесмен фактически контролирует египетский рынок, открыв там 14 отделений, его компания имеет сильные позиции на рынках Сирии, Палестины и Индии. Танкеры Манташева возят нефтепродукты также в Китай и Японию.

На российском рынке у нефтяного миллионера к началу Первой мировой войны работают 35 складов с наливными станциями, два из которых находятся в пределах Беларуси — в Минске и Витебске.

В Минске торгует своими нефтепродуктами еще одна «ойловская» компания — «Каспийское Товарищество». Это еще один нефтяной бизнес, который создают и контролируют армяне — в данном случае семья Гукасовых во главе с известным нефтепромышленником и финансистом Павлом Гукасовым. «Каспийское Товарищество» в начале XX века откроет еще одно отделение в этом регионе — в Могилеве.

Под контролем «большой шестерки» «Ойля» находится «Нефтепромышленное и торговое общество «Варинские техно-химические заводы И.Н. Тер-Акопова». Этой фирме принадлежат промыслы в Баку, нефтеперерабатывающий завод в селе Варя в Нижегородской губернии, собственный флот и цистерны, а также несколько сбытовых точек. Одна из них перед войной появляется в Сморгони.

 

Дореволюционный Баку.topwar.ru

В 1918 году предприятия российских, английских и французских нефтепромышленников «Ойля» будут национализированы, большинство экс-подданных Российской империи окажется в эмиграции. Один из наследников Александра Манташева, знаменитый конезаводчик Левон, умрет в 1950-е за рулем такси, за которым он будет вынужден зарабатывать себе на жизнь.

Аутсайдерский бизнес

Несмотря на монополизацию нефтяного бизнеса, достигшую своего пика в военное время, находятся фирмы-аутсайдеры, которые пробуют лавировать на рынке вне объединений. Некоторые из них инвестируют в розничный бизнес на территории Беларуси.

Из них самую крупную сеть продаж продуктов из нефти в белорусских губерниях создают астраханские нефтетрейдеры и пароходчики братья Андрей, Александр и Константин Меркульевы. Перед самой войной они, объединившись с киевским купцом Кеником, открывают оптовый склад керосина в Минске.

Братьям Меркульевым принадлежат несколько транспортно-торговых предприятий и в их числе «Акционерное общество «Океан», содержащее речные и морские (в том числе, до портов Дальнего Востока) пароходные линии и заодно занимающееся оптовой продажей соли и нефтепродуктов. В XX веке сеть контор «Океана» появится на белорусском Полесье — в Гомеле, Мозыре, Петрикове и Лоеве.

В разные годы торговлю нефтепродуктами в белорусских губерниях пытаются наладить другие нефтепромышленники-аутсайдеры. В самом начале нового века в Пинске этим занимаются бакинские купцы Карл и Давид Быховские, представляющие «Товарищество керосино-масляного производства». Они также инвестируют в два небольших нефтедобывающих обществ «Шихово» и «Олеонафт», первое из которых войдет в состав «Ойля».

Перед войной происходит постепенное изменение структуры производства и потребления нефтепродуктов. Как в свое время мазут вытеснил керосин, так и его начинает «поддавливать» на фоне всеобщей автомобилизации бензин. Автомобиль из роскоши постепенно превращается в средство передвижения, из него пытаются извлечь дивиденды.

Рекламный проспект «Товарищества Братьев Нобель».artchive.ru

В 1910 году надворный советник Василий Щербаков собирает капитал в 115 тыс. рублей и регистрирует в Вильно «Виленское Товарищество омнибусно-автомобильного сообщения В.Ф. Щербаков и Ко». Компания постепенно охватывает автобусными рейсами приличную территорию, включающую в себя современные Литву, Беларусь, Латвию, Польшу, Украину, Россию. Среди населенных пунктов Беларуси, которые значатся в путевых листах водителей автобусов Щербакова, — Брест-Литовск (совр. Брест), Слуцк, Бобруйск, Могилев, Витебск, Высоко-Литовск (совр. Высокое), Слоним, Пружаны, Каменец-Литовский (совр. Каменец), Барановичи, Гродно и Лида.

Первая мировая война, революции 1917 года, провозглашение независимости Азербайджаном, советско-польская война практически до основания разрушат систему поставок топлива и инфраструктуру по ее распределению на территории Беларуси. В мирное время их восстановлением займутся с одной стороны Советы, с другой — власти Польши, привлекшие в топливную отрасль средства крупнейших мировых компаний Standard Oil, Royal Dutch Shell и пр.

Партнер проекта:

Единственный полноформатный складской сервис промопродукции в Беларуси: >5000SKU / 700-1000 тыс. единиц. Прямые поставки по 30+ каталогам. Широкие возможности брендирования на собственном производстве. www.upress.by | +375 17 397-81-81, 222-19-46

{banner_819}{banner_825}
-15%
-11%
-25%
-10%
-20%
-20%
-20%
-10%
-26%
-80%