/

Меньше чем через месяц в России пройдут выборы президента. Согласно последним данным российской негосударственной исследовательской организации «Левада-Центр», на избирательные участки готово прийти меньше 60% россиян. Поэтому за последние несколько недель в интернете и на гостелеканалах России стали появляться видеоролики, призывающие россиян прийти на выборы. Снимают их и частные компании, и сами кандидаты в президенты. TUT.BY посмотрел, как в России избирателей зовут на избирательные участки и почему такие технологии не использовались на последних местных выборах в Беларуси.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Секс, геи и ноутбук за селфи на избирательном участке

На прошлой неделе видеостудия «Росвидео» выложила в интернет ролик «Выборы только для взрослых». В нем девушка отказывает парню в сексе в ночном клубе, потому что он не проголосовал на выборах президента 18 марта.

Созданием контента с призывами прийти на выборы в России занимаются не только частные компании. Еще в январе, по данным РБК, Кремль подготовил для регионов предложения по повышению явки на президентских выборах в марте 2018 года. В числе таких рекомендаций — проекты под названием «Большие семейные игры» и конкурс «Фото на выборах». Последний должен «мобилизовать» молодежь — избирателей в возрасте 18−39 лет. По условиям конкурса избиратель 18 марта должен сделать селфи на избирательном участке и запостить в соцсети с определенным хештегом. Самые активные пройдут во второй тур и смогут получить приз: телефон, планшет или ноутбук. Интересно, что на прошедших местных выборах в Беларуси одного кандидата в депутаты избирательная комиссия пыталась выгнать с участка именно за селфи.

На днях появился и вирусный ролик с призывом прийти на выборы. В нем даже снялся профессиональный актер Сергей Бурунов, которого часть электората знает по участию в популярных телевизионных ток-шоу, то есть лицо изначально узнаваемое.

В ролике дело происходит накануне выборов, в субботу вечером. Муж с женой ложатся спать. Супруга говорит, что поставила будильник на 9 утра. Мол, завтра дел много, а еще надо на выборы успеть. На что муж смеется и начинает передразнивать жену.

«На выборы она собралась, ишь ты, а то без тебя там не выберут. Кандидаты завтра вечером рыдать будут, крокодильи слезы лить: ой, Люсенька не пришла, не проголосовала. Как же мы теперь без ее голоса поймем, кто у нас президентом будет? Я сказал, выключи будильник сейчас же, политик, спим завтра», — говорит муж.

Ночью мужу снится, что в стране новый президент. И новые законы: призывной возраст в армию подняли до 60 лет, дети в школу ходят в пионерской форме, семьям дают «геев на передержку». Он просыпается, будит жену и кричит, что надо идти на выборы, «а то поздно будет».

Еще одни ролик вышел буквально на днях. По сюжету беременная женщина садится в такси и требует от водителя ехать как можно быстрее. Но оказывается, что спешила она не в роддом, а на избирательный участок.

Как узнала «Медуза», появление таких роликов курирует и финансирует непосредственно Администрация президента. По словам одного из участников рынка, «околокреативная» группа политтехнологов, «допущенных» в Администрацию президента, периодически встречается с заместителем начальника управления внутренней политики Александром Харичевым — и каждый из них может предложить ему идею проекта. Собеседник рассказывает, что на финансирование больших инициатив рассчитывать не стоит, но некоторые «небольшие проектики» получают одобрение и бюджет.

Один из кандидатов в президенты России Григорий Явлинский тоже снял агитационный ролик, который крутят по государственным телеканалам. На видео Явлинский молча сидит на стуле и листает таблички.

«В нашей стране можно все. Можно смотреть, как растут цены. Можно ругаться на власть и выпивать. А можно пойти и проголосовать. Если вам нравится кризис, 18 марта вы можете остаться дома. Если вы хотите иметь перспективу, лучше пойти и проголосовать. Чтобы добиться изменений, нам нужен голос», — написано на бумажных табличках.

Российские журналисты нашли в ролике кальку на популярный британский фильм «Реальная любовь», где молодой человек приходит к любимой, но уже замужней женщине и, стоя в дверях, молча, чтобы муж женщины не слышал, листает таблички с признанием в любви.

«На местных выборах в Беларуси использовать такие технологии нет ни смысла, ни денег»

В Беларуси перед несколькими выборами тоже появлялись видеоролики. Но не все они призывали идти голосовать.

В 2010 году огромную популярность получил ролик «Бабушка 2010», снятый сотрудником Белтелерадиокомпании Евгением Шапчицем. В ролике внук прячет паспорт бабушки и таким образом мешает ей поддержать нежелательного, по его мнению, кандидата. Позже видео было запрещено, автора видео уволили из Белтелерадиокомпании.

В 2015 году перед президентскими выборами было несколько видео о том, как важно прийти на избирательный участок. В одном, например, использовался тривиальный сюжет про семью, которая встает в день выборов пораньше, надевает праздничную одежду и идет голосовать.

Во втором прийти на участок и сделать свой выбор призывали народные артисты Беларуси Александр Тиханович и Ядвига Поплавская.

К местным выборам каких-то ярких роликов, призывающих идти голосовать, не появилось. Только студенты Могилевского государственного университета имени А.А. Кулешова сняли непрофессиональное видео с лозунгом «Он решился, решайся и ты. Приходи на выборы 18 февраля».

Белорусские политологи считают, что подобные технологии на прошедших местных выборах в Беларуси не использовались, поскольку для этого не было бюджета и особого смысла.

— На местных выборах в Беларуси не было порога явки, и бюджет местных выборов очень небольшой (19,3 млн рублей. — Прим.), чтобы снимать видеоролики, которые будут призывать туда ходить, — объясняет координатор программы «Внешняя политика Беларуси» экспертной инициативы «Минский диалог» Денис Мельянцов. — Плюс легитимность местных советов никого не волнует, это не президентские выборы — там другая логика: для центральной власти общественная поддержка местных советов не слишком важна, да и полномочий у местных депутатов крайне мало. Кстати, скорее всего, на президентских выборах в Беларуси опыт россиян будет использоваться. У нас и ранее власти делали разные вирусные ролики, поэтому интерес к такому способу повышения явки явно имеется.

-45%
-10%
-20%
-10%
-10%
-30%
-28%
0066856