Шагнуть на 89 лет назад — и пойти в ногу с модой. Распродать все по максимуму, чтобы расширить производство. Задолжать 2 млн долларов — и сработать с чистой прибылью впервые за 5 лет. Могилевская «Вяснянка» — маленький, но интересный парадокс легкой промышленности Беларуси. Здесь полны решимости вернуть утерянное уважение, омолодив кадры и устроив в бывшем медпункте «полный фешен». А параллельно — готовятся продаться.

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Возвращение в 1929-й и пальто в обмен на колбасу

Когда-то «Вяснянка», она же — бывшая швейная фабрика им. Володарского, была одним из крупнейших предприятий по выпуску швейных изделий в Беларуси и странах СНГ. Пальто от «Вяснянки» ценили и нежно любили. В Могилеве предприятие было одним из градообразующих: в лучшие годы тут работали около 2 тыс. человек.

Однако имя и уважение, заработанные почти за 90 лет, а также доверие партнеров были утеряны буквально за год-два. В 2015 году начался суд над директором ЗАО «Вяснянка» Максимом Шнэком. Его признали виновным в нанесении ущерба предприятию на сумму более 2 млрд неденоминированных рублей.

Злоупотребление полномочиями, хищения, выманивание кредита и служебный подлог вылились в 10 лет колонии усиленного режима для Шнэка. Для предприятия же эти статьи Уголовного кодекса едва не стали эпитафией. Пока ряды сотрудников «Вяснянки» стремительно редели, а оставшихся на время простоя вынужденно направляли на общественные работы, количество кредиторов и суммы задолженности росли.

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Акционеры и могилевские чиновники долго и мучительно решали, где поставить запятую в предложении «Закрыть нельзя реанимировать». Главным был вопрос выплаты зарплаты людям и сохранения рабочих мест. Акционерам предлагали присоединить «Вяснянку» к «Моготексу», но те желанием не горели. С 2014 года «Вяснянка» стала неплатежеспособной, в мае ее признали банкротом, а в ноябре она пошла на санацию.

«Вяснянку» поддержали и чиновники, и кредиторы. Помощь на старте оказал владелец самого крупного пакета акций фабрики — ОАО «Обувь» (бренд «Шаговита», 34% акций). «Обувь» предоставила «Вяснянке» займ в размере 150 тыс. долларов. Сумма была незначительной, но без нее в санацию бы не вошли. Денег хватило и на стабилизацию процесса, и даже на сырьевой макет новой коллекции.

За следующие 18 месяцев управляющий Сергей Гринкевич взялся сохранить трудовой коллектив и выйти на безубыточную работу, а после — постепенно восстановить платежеспособность должника. План был прост: продать «балласт» в виде неиспользуемого имущества, увеличить число рабочих и уменьшить — управленцев, выпустить новый ассортимент.

А еще нужно было избавиться от продукции на складах — ее накопилось на сумму около 200 тыс. долларов.

— В итоге продали примерно 50%. Возили продукцию по ярмаркам, на предприятия, где продавали или устраивали бартер — меняли на колбасу, трикотажные изделия, — рассказывает заместитель управляющего Юрий Сербин. — Да, приходилось продавать и по цене ниже себестоимости. Нужно было вернуть хоть какие-то деньги.

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Часть этой продукции, говорит Юрий Сербин, была не своя, не «вяснянковская». На вещах аляповатых расцветок и сомнительного качества были пришиты чужие лейблы. Как эти вещи попали на склад и сколько они стоят, новое руководство так до конца и не разобралось. Но и это «наследство» пришлось продавать.

— К моменту санации предприятие фактически вернулось к истокам: на «Вяснянке» осталось работать около 400 человек. Производство заняло 5-этажное здание, и то не полностью. Ни оборотных средств, ни собственной сети магазинов, ни новой коллекции, ни материалов — не осталось ничего. Партнеры потеряли доверие к «Вяснянке». Сказал бы, что через 89 лет швейная фабрика снова началась с нуля, но не могу — долгов у нас на 2 млн долларов, — говорит Сербин.

Мода, молодость, медпункт

В цеху «Вяснянки» жужжат швейные машинки, тихо переговариваются сотрудницы. В дальнем углу из-за вешалок с пальто вырываются клубы пара — там одежду избавляют от «морщинок».

«Рождаются» вещи на «Вяснянке» — будь то пальто, пиджак или платье — привычным способом: раскрой, обметка, отделка, сборка, глажка. На каждый шаг — строгое ограничение по секундам. Время — деньги в буквальном смысле. Сейчас тут отшивают заказы для российских производителей: женские и мужские пальто, пиджаки. Одежду на «Вяснянке» в свое время отшивали голландский бренд MEXX, французский Vanessa Bruno, немецкий Gelco, английский Shani, российский Pompa и др.

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

— Остались еще опытные швеи, которые держат прежний высокий уровень качества пошива. Этого, к счастью, не утратили. И это ценят заказчики, — говорит Юрий Сербин и показывает, что и в пошиве спецодежды швеи «Вяснянки» — мастерицы. — Однако коллектив нужно расширить, поэтому мы ищем швей, портных. Как оказалось, таких специалистов у нас на рынке труда немного.

Заказчики доверяют не только золотым рукам могилевских швей, но и конструкторам — на «Вяснянке» могут и разрабатывать модели по эскизу. Но именно собственная линия одежды — основной путь заработка швейной фабрики. Поэтому на предприятии сделали ставку на молодых и творческих людей, которые знают о современной моде все. Этими кадрами восстановили ряды дизайнеров и конструкторов.

— Мы следим и за модными показами, и за тем, что носят горожанки. А потом создаем одежду, которая будет продаваться. Это самый важный фактор, — рассказывает дизайнер Алеся Кущенко.

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Она полтора года назад окончила вуз, занималась фешен-дизайном и специализировалась больше на мужской моде — даже заняла первое место в номинации «Школа моды» коллекции мужской одежды на «Мельнице моды — 2016». А после выпуска пришла на предприятие, выпускающее одежду для женщин, у которого есть свои особенности и даже ограничения.

Во-первых, это стесненные возможности в выборе материала — не все поставщики готовы работать с бывшим злостным должником. В Беларуси найти нужную ткань практически невозможно. Но с кем-то из зарубежных партнеров удается договориться — ведь многое изменилось. Во-вторых, львиную долю в себестоимости продукции занимает зарплата швей. То есть каждая дополнительная отделочная строчка увеличит стоимость изделия, грубо говоря, на рубль. Приходится выкручиваться.

— Посмотрите на тех же Dolce Gabbana, Chanel, Michael Kors. У них ведь простой крой одежды — мы можем сшить не хуже. Но у них — качественный материал и много ручной работы, чего мы себе позволить не можем — вещь просто не купят из-за космической цены, — говорит Алеся Кущенко.

Она следит за работами молодых и малоизвестных дизайнеров — белорусских и российских. И, конечно, за конкурентами. А еще — за тем, что из одежды женщины покупают чаще. При моделировании учитывает, чтобы вещь хорошо смотрелась на женщинах всех возрастов и размеров. В итоге, конечно, из 30 идей и набросков останется, например, семь. А после пошива экспериментальных моделей на конвейер пойдут и вовсе две-три, которые даже могут иметь мало общего с первоначальной задумкой. Но эти вещи должны захотеть носить все — такую задачу ставят перед собой дизайнеры, конструкторы, маркетологи.

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Проверить, удалось ли достичь цели, можно, спустившись на первый этаж. Тут снова открылся фирменный магазин «Вяснянки»: старый-то ранее закрыли и продали из-за долгов, а новый занял бывшее помещение медпункта. Дешево и сердито.

— Мы принципиально изменили подход в торговле, — говорит заместитель управляющего по производству Геннадий Боровицкий. — В основном магазине мы теперь продаем не только свою одежду, но также сопутствующие товары: сумки, шарфы, бижутерию. А вот вещи из старых коллекций, отрезы ткани можно найти во втором магазине на проходной предприятия.

Первый монобрендовый магазин стал лакмусовой бумажкой востребованности продукции «Вяснянки». По подсчетам, продажи в нем выше, чем во всех универмагах Минска, Гомеля, Витебска вместе взятых. Так что предприятие собирается развивать собственную сеть. Снова.

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Интересно, что индивидуальные предприниматели с «Вяснянкой» не работают. Прошло два года, как в выставочном комплексе «Приднепровье» власти во главе с «Беллегпромом» собрали белорусских производителей, чтобы помочь ипэшникам, торгующим на рынках и в торговых центрах, «в приобретении товаров с сопроводительными документами для их дальнейшей реализации». Но за «вяснянковскими» пальто и куртками ИП так и не идут.

— Видимо, перепродавать турецкие пуховики для них выгоднее, — пожимают плечами на «Вяснянке».

Либо инвестор, либо 30 лет отдавать долги

Срок санации «Вяснянки» завершится 30 апреля — и будут решать, что делать дальше. Уточненный план санации, который по предварительному согласию устроит кредиторов, будет ориентирован на продажу предприятия как бизнеса с сохранением рабочих мест и профильности фабрики. Ожидается, что имущественный комплекс «Вяснянка» будет предлагаться к продаже не меньше чем за 2−2,5 млн долларов.

Фабрика уже рассчиталась со второй очередью кредиторов — выплатила взносы в Фонд соцзащиты, внесла страховые и профсоюзные выплаты. Деньги небольшие — всего 67 тыс. рублей. Однако теперь можно приступать к расчету с третьей и четвертой очередью кредиторов, в том числе с Белинвестбанком — а ему фабрика задолжала 1,2 млн долларов в эквиваленте.

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

— Откуда такая сумма задолженности? Я провел определенный бизнес-анализ, изучая планирование с 2012 года, и считаю, что это результат бездумного привлечения кредитных ресурсов. Сначала — на модернизацию. Потом кредитными средствами увлеклись: начали брать их на зарплату, на текущую деятельность, на оборотку, которую потом вывезли в Российскую Федерацию. Плюс — безграмотная маркетинговая стратегия, — считает Юрий Сербин.

«Вяснянка» предъявила осужденному экс-директору Шнэку иск на 300 тыс. рублей в счет нанесенного ущерба. Суд принял сторону предприятия, но решение в законную силу еще не вступило.

Планируется, что в 2018 году фабрика будет работать с положительной рентабельностью, но без привлечения инвестора расчет по кредиторской задолженности займет около 30 лет, посчитали на предприятии.

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Пока же завершается оценка всех активов фабрики. Ориентировочно ее начальная стоимость составит более суммы долга. После окончательной оценки и ее регистрации управляющий сможет согласовать с собранием кредиторов продажу «Вяснянки».

Разработали и альтернативное предложение по привлечению инвестора — мировое соглашение в рамках производства по делу об экономической несостоятельности. В основу его положено общее согласие кредиторов, должника и заинтересованных лиц в реализации «Вяснянки» путем разовой оплаты покупателем 50% суммы общей задолженности фабрики и предоставлением рассрочки платежа оставшейся суммы задолженности.

На сегодняшний день планов по развитию у «Вяснянки» много, а собственных оборотных средств — нет. Зато есть чем похвастаться: впервые за 5 лет предприятие сработало с чистой прибылью в размере 149 тыс. рублей и с положительной рентабельностью на уровне 5,7%.

— Это подтверждает то, что предприятие как бизнес может быть самоокупаемым, платежеспособным и иметь положительный финансовый результат, — подчеркивает Юрий Сербин.

Он подтверждает, что, несмотря на довольно большую долю акций «Беллегпрома» — 13%, — с государственным собственником у «Вяснянки» — исключительно рыночные отношения и никаких дотаций. При этом фабрике удалось за довольно короткий срок из лежачего положения встать на колени и даже разработать план коллекции на год. А вот удастся ли далее встать с колен — увидим весной: тогда в пальто от «Вяснянки» будут ходить не только могилевчане.

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY