Вадим Сехович, /

Как владельцы третьей по величине маслобойной компании Российской империи пытались осуществить в начале XX века «пищевую революцию», заменив коровье масло растительными жирами, — в очередном материале TUT.BY и Universal Press, посвященном истории знаменитых предпринимателей и компаний дореволюционной Беларуси.

Привычное для нас подсолнечное масло не сразу завоевывает приоритет на кухнях домохозяек. В конце XIX — начале XX веков наравне с ним, даже опережая его по объемам потребления, для «печения, варки и жарения» используются рапсовое, рыжиковое, сурепковое, хлопковое, «сезамовское» (кунжутное), льняное и конопляное масла. Очень популярно благодаря активной рекламе «масло для еды» из кокосовых орехов. «Коковар», «Кокожар», «Кунероль» и «Жаровар» — это самые известные «кокосовые» бренды «чистого, вкусного растительного жира, который переваривается желудком гораздо легче коровьего масла».

Кокосовые плантации на острове Цейлон. humus.livejournal.com

Бренды принадлежат четырем крупнейшим маслобойным компаниям Российской империи.

Не кубанские и ростовские переработчики семян подсолнечника, а припортовые заводы, принимающие суда с кокосовым орехами, в начале XX века становятся лидерами российской маслобойной промышленности.

«Коковар» изготавливает на своих заводах в Либаве (современная Лиепая в Латвии), Варшаве и Одессе крупнейшая компания отрасли — «АО Либавской маслобойни, бывш. Килера». «Кокожар» принадлежит «Волжскому АО маслобойных и химических заводов «Салолин», «Жаровар» делает «АО С.-Петербургского масляного завода «Астра», а «Кунероль» разливают в жестяные банки представители одной из самых успешных предпринимательских династий из черты еврейской оседлости, минчане братья Трепель. В 1913 году по годовому обороту их фирма, в составе которой маслобойные заводы в Минске, Одессе, Нижнем Новгороде и Москве, обходит питерскую «Астру» и уступает только Либавской маслобойне и «Салолину». В конце XIX — начале XX веков Трепели создают настоящую промышленно-торговую империю, в которую также входят крахмальные заводы под Вилейкой, московская и тульская фирмы по торговле скобяными и стекольными изделиями и недвижимость во многих российских городах.

Первые «скользкие» шаги

Масляная империя Трепелей начинает строиться с небольшого крахмально-паточного заводика, основанного в 1884 году в Минске родоначальником династии, купцом Целестином Трепелем.

Фото: книга "Страницы жизни дореволюционного города" З.В. Шибеко, С.Ф.Шибеко
Минский завод братьев Трепель. Фото: книга «Страницы жизни дореволюционного города» З.В. Шибеко, С.Ф. Шибеко

Трепель-старший как бизнесмен звезд с неба не хватает. На его предприятии в Казаковском переулке (в районе нынешней улицы Чичерина) трудится всего около десятка человек. Они производят патоку. Сбывается этот продукт в основном в Киевскую губернию. Ситуация коренным образом меняется через десять лет, когда во главе фирмы становятся три сына и наследника Целестина Трепеля — Самуил, Илья и Ерухим. В начале 1890-х годов Трепель-старший отходит от дел и заключает с ними договор аренды. После его смерти три брата становятся полновластными хозяевами отцовского дела.

В 1893 году фирма Трепелей уже включает в себя помимо крахмально-паточного производства сахарно-кулерный и маслобойный заводы. Они производят патоку, а также сахарный кулер (используется в пивоварении) и гарное масло (применяется в освещении). Чтобы расширить сырьевую базу, Трепели арендуют два помещичьих паточных завода в Вилейском уезде и инвестируют в них. Приблизительно в это же время, сохранив паритет в управлении отцовской фирмой, братья распределяют между собой зоны контроля и дальнейшей экспансии. Ерухиму достается бизнес на территории Беларуси, Самуил возглавляет созданное к этому времени нижегородское отделение фирмы, а Илья обосновывается в Москве.

Братья значительно расширяют круг партнеров и сбыт. В числе их контрагентов значатся известнейшие на российском рынке маслобойные фирмы — Либавская маслобойня, рижская фирма «Эльрих и Ко», петербуржец А.М. Жуков, москвичи Бруно Вундерлих и «Вогау и Ко». Всего через несколько лет фирма Трепелей встанет в один ряд с этими мощными предприятиями, а пока пробивает место на рынке. В 1896 году продукция Трепелей впервые отмечается дипломом на Всероссийской промышленной и художественной выставке, проходившей в Нижнем Новгороде.

Нижегородский прорыв

На протяжении 1890-х годов бизнес Трепелей концентрируется на территории белорусских губерний. Заручившись финансовой поддержкой местных частных банков и минского отделения Госбанка, Ерухим Трепель к 1901 году доводит объем производства на вверенных ему минских и вилейских заводах до 400 тыс. рублей. Это весьма приличная сумма. Под его управлением первоначально находится и одесская контора, открытая в одном из крупнейших европейских центров торговли масличными культурами. Через портовую Одессу на предприятия Трепелей в центральных регионах Российской империи поставляется, в частности, кокосовый полуфабрикат, из которого давится масло.

Правда, уже в начале XX века локальные успехи Ерухима затмевают куда более значимые в российском масштабе достижения его брата Самуила, оперирующего в Нижнем Новгороде. Этот волжский порт и крупный промышленный и торговый центр постепенно превращается в столицу маслобойного бизнеса Российской империи. Именно сюда начинают стекаться бизнесмены, имеющие отношение к производству масличных продуктов.

Среди них достаточно много предприимчивых еврейских купцов из белорусских губерний. В 1899 году небольшой завод недалеко от Нижнего Новгорода открывают витебский купец Шмерко Мнухин и рогачевский мещанин Иуда Миркин. Предприятие специализируется на производстве мыла и мазей. Ближе к войне оно частично перепрофилируется на переработку следующих от бакинских промыслов по Волге нефтяных грузов и освоит выпуск керосина и бензина. В военное время фирма Мнухина и Миркина будет преобразована в «АО Волжской маслобойни» и перенесет правление в Петроград.

Но белорусским первопроходцем в нижегородском маслобойном бизнесе станет именно Самуил Трепель. Он еще в 1894 году в селе Гордеевка в Балахнинском уезде вместе с московским купцом Вульфом Позняком наладит промышленную переработку масличных культур.

Самуил Трепель в 1899 году первым из семьи акционирует свое дело. Совместно с братом Ильей и партнером Позняком он учредит «Товарищество Нижегородской маслобойни и химического завода «Трепель и Позняк». Паевый капитал предприятия составит 300 тыс. рублей. Гордеевский завод Трепеля и Позняка, на котором сперва работает 40 человек, перерабатывает не только растительное сырье. Значительную долю в ассортименте предприятия составляют химические продукты — кристаллическая сода и олифы. В 1901 году объем производства нижегородского отделения фирмы Трепелей достигает суммы в 600 тыс. рублей. В 1902 году он вырастает до 780 тыс. рублей, а в 1903 году — до 800 тыс. рублей. Фирма имеет собственные торговые точки на Нижегородской ярмарке — престижной и постоянно действующей выставке достижений народного хозяйства Российской империи. Бизнес на Волге процветает, и у Самуила появляются свободные ресурсы. Он с одобрения братьев вкладывает их в фирму «Якобсон, Грингауз и Ко», занимающуюся сбытом скобяных изделий тульских Левшей.

Масло нижегородского завода «Трепель и Позняк». Государственный историко-мемориальный Музей-заповедник «Родина В.И.Ленина». vm1.culture.ru
Масло нижегородского завода «Трепель и Позняк». Государственный историко-мемориальный Музей-заповедник «Родина В.И. Ленина». Фото: vm1.culture.ru

Несколько в стороне от успехов трепельского бизнеса на этом этапе находится «москвич» Илья. Но его роль в развитии совместного бизнеса нельзя недооценивать. Пребывая на постоянном месте жительства в одной из финансовых столиц империи, Илья занимается привлечением кредитов. Он, в частности, налаживает тесные контакты с местными старообрядцами — акционерами Московского купеческого банка, а также с финансовым воротилой тех времен Лазарем Поляковым. И Московский купеческий банк, и принадлежавший Полякову Московский международный торговый банк становятся одними из главных кредиторов фирмы братьев Трепелей.

В свободное от общения с московскими финансистами время Илья Трепель занимается торговыми операциями. Он, в частности, выкупает пай в «Торговом доме А. Иоффе и Ко», принадлежащем выходцу из Витебска Аарону Иоффе. Эта фирма занимается оптовой и розничной торговлей стекольными и хрустальными изделиями на московском рынке.

Всероссийский масштаб

Предвоенный экономический подъем выводит Трепелей в число богатейших бизнесменов-маслобойщиков Российской империи. Их бизнес постоянно растет и трансформируется под веяниями времени и изменениями на рынке.

В 1910-е годы братья избавляются от непрофильных активов и вкладывают все свои средства в маслобойные заводы, в продвижение продукции и в брендинг. Трепели разрабатывают, регистрируют и выпускают на своих заводах популярное на рынке империи кокосовое масло «Кунероль» и осветительное масло «Тальгин».

Масло «Кунероль», которое «приготовляется из свежих кокосовых орехов» и «вполне заменяет коровье масло», можно встретить в бакалейных и колониальных магазинах по всей империи. Производство кокосового масла — одна из ниш, на которые в это время выделяются серьезные рекламные бюджеты. «Кунеролю» противостоят «Коковар», «Кокожар», «Жаровар», «Кокомоль» и прочие продукты нейминга дореволюционных специалистов.

Книга рецептов для готовки с кокосовым маслом «Коковар». vnikitskom.ru

Нижегородское, одесское и московское отделения становятся основой могущества семьи Трепелей.

Товарищество «Трепель и Позняк» постоянно наращивает объемы. В 1911 году его пайщики принимают решение об увеличении уставного фонда вдвое — с 300 тыс. до 600 тыс. рублей. С каждым месяцем растущий поток нефтеналивных танкеров к нижегородским пристаням заставляет владельцев фирмы построить незадолго до войны нефтеперерабатывающий завод. На нем Трепели производят керосин, бензин и смазочные масла. Маслобойное производство постепенно перепрофилируется на выпуск химической продукции (вазелинового масла, соды и железного купороса). В 1913 году объем выпуска достигает 2 млн рублей. Предприятие является одним из крупнейших промышленных производств нижегородского региона. Его склады находятся в Москве и Санкт-Петербурге, а представительства — в Саратове и Орле. Сам Самуил Трепель — один из влиятельнейших бизнесменов города, в 1906 году он вступает в партию кадетов и участвует в выдвижении ее кандидатов в Госдуму.

Реорганизации в 1910-х годах подвергается одесский филиал фирмы. Вскладчину братья выпускают и приобретают контрольный пакет созданного ими «АО Черноморской маслобойни бывш. Бр. Трепель». Акционерный капитал общества составляет 500 тыс. рублей. Одесский завод специализируется на растительном сырье — перерабатывает в масло лен, сурепку, рапс, кокосы. Доступность сырья благодаря наличию порта обеспечивает быстрое развитие предприятия, которое по объемам вскоре обходит нижегородское. Перед войной фабрика Трепелей в Одессе выпускает продукции на сумму 2,5 млн рублей.

Наконец, заинтересовав московские деловые круги строительством маслобойного завода в Первопрестольной, уже в самый канун Первой мировой войны братья Трепели основывают «АО Московской маслобойни». Кроме семьи часть его акций (уставный капитал общества составляет 1 млн рублей) выкупают местные бизнесмены. Но Трепели сохраняют контрольный пакет. В 1913 году московский завод фирмы выпускает продукции на сумму 2 млн рублей. Значительная часть ее реализуется через трейдеров на экспорт — в Германию.

В отличие от Нижнего Новгорода, Одессы и Москвы, минская часть бизнеса братьев практически не подвергается реформированию. Объемы производства на белорусских предприятиях Трепелей на протяжении 1910-х годов едва превышают 100 тыс. рублей. Хотя патока, сахарный кулер с гарным маслом приносят им доходы, братья сохраняют это подразделение, скорее, как символ.

К сожалению, в советские времена будут другие символы. Минский завод Трепелей не сохранится (как не сохранятся заводы в других городах), а имена этих успешных белорусских предпринимателей на протяжении сотни лет окажутся вычеркнуты из истории. Архивы не сохранили данных, сумели ли они пережить войны и советские репрессии. 44-летний Ерухим Трепель в 1915 году упоминается в списках петроградских купцов. В базе данных жертв политических репрессий СССР «Открытый контакт» присутствует некий Акива Ильич Трепель — он родится в Одессе в 1909 году и будет проживать в Москве до 1938 года. В мае этого года его расстреляют по обвинению в «контрреволюционной шпионской деятельности в пользу Германии».

Киевское наследство Лурье

Маслобойный бизнес в конце XIX века привлекает внимание не только Трепелей, но представителей самой богатой купеческой семьи дореволюционного Пинска и одной из самых могущественных бизнес-династий дореволюционной Беларуси — Лурье.

В конце XIX века наследники «Торгового дома братьев Лурье и Ко», делающие многомиллионные обороты на экспорте украинского хлеба и сала в Германию и ссуживании денег белорусским и украинским предпринимателям, инвестируют в строительство маслобойного завода в Киеве. В 1898 году Исидор и Арон Лурье учреждают «АО Киевского маслобойного завода «Братья Лурье и Ко». Его капитал составляет 300 тыс. рублей. Здание завода, располагающегося на Подоле на улице Кирилловской (современная ул. Фрунзе), проектирует будущий главный архитектор советского Киева (в 1922—1931 годах) Владимир Бессмертный.

Завод «Киевкомбикорм», бывший маслобойный завод бр. Лурье в Киеве. vk.com

Завод Лурье выпускает льняное, кокосовое, рапсовое, рыжиковое рафинированное и варенное масла, продает их в Варшаве, Екатеринославле и Баку. Перед войной оборот предприятия достигает 1 млн рублей, оно входит в топ-20 крупнейших игроков на масляном рынке империи.

Бывший завод Лурье в Киеве и после революции используется как производственная площадка — на его территории в советские времена разместится Киевский комбикормовый завод. Сейчас он принадлежит украинскому миллионеру, одному из крупнейших производителей мяса птицы на постсоветском пространстве, владельцу «Комплекса Агромарс» и бренда «Гаврилівські курчата» Евгению Сигалу и его семье.

Партнер проекта:

Единственный полноформатный складской сервис промопродукции в Беларуси: >5000SKU / 700-1000 тыс. единиц. Прямые поставки по 30+ каталогам. Широкие возможности брендирования на собственном производстве. www.upress.by | +375 17 397-81-81, 222-19-46

-45%
-50%
-60%
-20%
-35%
-12%
-16%
-45%