В понедельник в Палате представителей обсуждают пакет бюджетных законопроектов. После совещания у президента бюджет был скорректирован. По сравнению с нулевым чтением бюджета ряд расходов урезан, а резервный фонд президента резко увеличен. О том, почему это произошло, министр финансов Владимир Амарин рассказал, отвечая на вопрос депутата Анны Канопацкой.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Владимир Амарин. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

«Доходы республиканского бюджета в 2018 году увеличатся на 7,8%, расходы — на 7% к ожидаемому исполнению 2017 года», — заявил министр финансов Беларуси Владимир Амарин.

Депутат Анна Канопацкая поинтересовалась, почему по сравнению с нулевым чтением многие расходные статьи сократились примерно на 10%, в том числе расходы на ЖКХ, здравоохранение, образование, соцсферу при резком увеличении резервного фонда президента.

«Были проведены небольшие сокращения расходов, исключая расходы на зарплату, исполнение обязательств. Средства зарезервированы, чтобы впоследствии, по итогам развития экономики, исполнения бюджета при необходимости их разрезервировать и направить на неотложные нужды, повышение зарплаты в бюджетном секторе, на реализацию ключевых инновационных и инвестиционных проектов — уже после первого квартала», — ответил министр финансов Владимир Амарин. Он добавил, что ничего негативного в резервировании средств нет.

Проект бюджета был принят в первом чтении.

Расходы республиканского бюджета на 2018 год запланированы в сумме 19,751 млрд рублей исходя из прогнозируемого объема доходов 20,485 млрд. Минимальный размер профицита предлагается установить на уровне 734 млн рублей.

В документе расписаны доходы и расходы бюджетных фондов, в частности, Государственный целевой бюджетный фонд национального развития формируется в сумме 109,3 млн рублей и используется в сумме 163,5 млн рублей; Республиканский дорожный фонд 561,9 млн рублей и 594 млн рублей соответственно.

Лимит внутреннего государственного долга Беларуси предлагается утвердить в размере 10 млрд рублей; внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, — 3,1 млрд рублей; лимит внешнего госдолга — в размере 19,6 млрд долларов (на нынешний год — 17,85 млрд), внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, — 3 млрд долларов.

В случае превышения фактических размеров внутреннего или внешнего долгов, гарантированных Республикой Беларусь, над утвержденными лимитами решения о предоставлении новых гарантий не принимаются, — отмечено в проекте документа.

Проектом закона устанавливается, что при неисполнении заемщиком или пользователем внешнего займа в установленные сроки обязательств по внешним государственным займам и внешним займам, привлеченным под гарантии правительства, эти обязательства исполняет Минфин. Возместить эти средства в бюджет должник должен с уплатой процентов по ставке 10% годовых от суммы задолженности. Если средства заемщик не возвращает, их взыщут в бесспорном порядке со счетов заемщика вместе с процентами по ставке 15% годовых.

Отдельно прописаны в проекте бюджета и вопросы Фонда соцзащиты населения, в котором в нынешнем году не раз образовывалась дыра.

Из республиканского бюджета в бюджет ФСЗН запланированы субвенции в сумме 1,416 млрд рублей. Это потребуется для обеспечения соотношения среднего размера пенсии по возрасту и средней зарплаты работников в республике не ниже установленного порогового значения (40%).

Резервный фонд президента в 2018 году планируется сформировать в сумме 1,2 млрд рублей (в том числе 300 млн рублей за счет дополнительных доходов). Средства резервного фонда президента и резервных фондов местных властей используются по решению президента на финансирование расходов, связанных с дополнительным повышением зарплаты бюджетникам. Интересно, что в проекте, который депутаты получили до совещания у главы государства, размер фонда был куда скромнее — 442 млн рублей.

Как ранее сообщалось, бюджет сформирован на основе консервативного сценария, по которому, к примеру, прирост ВВП заложен на уровне 1,2%. Налоговая нагрузка сохраняется на уровне 25% ВВП, серьезных корректировок ставок налогов и акцизов не ожидается.

В 2018 году на погашение и обслуживание госдолга Беларуси нужно 3,7 млрд долларов (+8,8% к нынешнему году). В том числе погасить надо 2,5 млрд долларов валютного госдолга. Эти выплаты планируется на три четверти рефинансировать, четверть — погасить за счет профицита бюджета.

Беларусь в 2018 году планирует привлечь 1,2 млрд заимствований на внешнем и внутреннем рынках.

{banner_819}{banner_825}
-50%
-20%
-35%
-10%
-20%
-20%
-45%
-26%
-30%
-50%
-50%
0061173