Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новость дня


МВФ настоятельно рекомендует официальным органам использовать нынешнее восстановление экономического роста и улучшение внешних условий для реализации углубленных и ускоренных институциональных и структурных реформ, чтобы заложить основы для повышения темпов экономического роста при одновременном сокращении факторов уязвимости и сохранении стабильности. Об этом говорится в заявлении по итогам работавшей в Беларуси с 26 октября по 10 ноября плановой миссии в рамках ежегодных консультаций по статье IV.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Эксперты Фонда констатировали, что после двух лет рецессии в экономике Беларуси наблюдается восстановление роста, которому способствуют улучшенная бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика, усиление внутреннего спроса, а также более благоприятные внешние условия.

«После заключения соглашения с Россией по условиям поставок энергоносителей и финансированию и выпуска евробондов в середине 2017 года давление в части внешнего финансирования на ближайшую перспективу ослабилось. Тем не менее возросшие факторы уязвимости делают экономику Беларуси восприимчивой к шокам. Формирующиеся под влиянием государства перекосы в распределении ресурсов по-прежнему ведут к снижению экономической эффективности и созданию больших квазифискальных обязательств, оказывая давление на денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политику и ограничивая среднесрочные перспективы экономического роста», — отмечено в сообщении.

Нынешнее возобновление экономического роста эксперты называют циклическим. После падения реального ВВП на 6,4% нарастающим итогом за период 2015—2016 годов в 2017 году под влиянием повышения чистого экспорта и восстановления внутреннего спроса, в частности потребления (из-за повышения зарплаты и потребительского кредитования), ожидается рост реального ВВП в размере 1,7%. В среднесрочной перспективе темпы экономического роста повысятся примерно до 2%, причем рост будет ограничиваться негативными демографическими тенденциями, вялой конъюнктурой кредитного рынка и отставанием производительности и конкурентоспособности, предупреждает Фонд.

«Ожидается замедление годовой инфляции в целом в соответствии с целями, поставленными официальными органами. Проводимая официальными органами политика стабилизации содействовала сокращению дефицита счета текущих операций. В дальнейшем прогнозируется временное расширение дефицита счета текущих операций, отражающее импорт, связанный с проектом строительства АЭС», за которым опять последует его сокращение до менее 2,5% ВВП в среднесрочной перспективе", — говорится в сообщении.

Улучшение макроэкономической политики и политики в отношении финансового сектора эксперты называют решающим фактором восстановления экономического роста и укрепления доверия. После кризиса 2014−2015 годов официальные органы ужесточили бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику. В поддержку этого проведена оценка качества активов банков, реализованы фискальные структурные меры, такие как пенсионная реформа 2017 года. Хотя степень долларизации высока, вследствие предпринятых Нацбанком мер она начала снижаться, и при этом растут депозиты, отмечают в Фонде.

Тем не менее накопление факторов уязвимости, связанных с проводимой в прошлом экономической политикой и несколькими раундами кризисов, сделало Беларусь восприимчивой к шокам. «Нагрузка, связанная с внешним и государственным долгом, высока. Международные резервы значительно выросли в 2017 году, но по-прежнему находятся ниже безопасных уровней. Балансы предприятий и банков оказались ослаблены в результате девальвации и рецессии. За некоторыми исключениями, сектор, в котором доминирующее положение занимают государственные предприятия, остается неэффективным и нуждается во вливании средств из бюджета, по-прежнему тормозя экономический рост. Товарные рынки и рынок труда остаются негибкими, а роль частного сектора относительно мала», — перечисляют проблемы эксперты.

В МВФ отмечают, что уже реализован ряд таких важных изменений, как ужесточение бюджетных ограничений для госпредприятий и сокращение регулирования, однако по многим направлениям отмечается медленный прогресс и отставание в реализации мер. Миссия рекомендует реформировать реальный сектор более быстрыми темпами для повышения устойчивости экономики к шокам и улучшения перспектив роста и конкурентоспособности.

По оценке миссии, риски, связанные с медленным темпом реформ, обусловливают слишком длительное присутствие факторов уязвимости и приводят к необходимости дальнейшего вмешательства государства в распределение ресурсов.

МВФ рекомендует:

  • Принять комплексную стратегию значительного увеличения эффективности госпредприятий и уменьшения давления квазифискальных факторов. Это включает в себя совершенствование корпоративного управления и надзора за такими предприятиями, дальнейшее ужесточение бюджетных ограничений путем сокращения директивного кредитования и субсидий, установление четких критериев для сохранения госсобственности или приватизации, ликвидацию нежизнеспособных предприятий, наращивание потенциала для мониторинга и оценки рисков.
  • Продолжить и углубить работу по устранению препятствий для роста частного сектора, развитию конкуренции, в том числе в сельхозсекторе, и по дальнейшей либерализации цен.
  • Отменить целевой показатель по ежемесячной заработной плате, который должен быть достигнут к концу 2017 года, вместо чего позволить предприятиям корректировать заработную плату в зависимости от производительности труда. Достижение текущей цели по зарплате приведет к значительному увеличению затрат на оплату труда, которые ослабленный корпоративный сектор не в состоянии нести. Налог на социальное иждивенчество отменить.
  • Скорректировать тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, снижать затраты, достичь уровня полного возмещения затрат в течение двух лет. Это позволит устранить политику перекрестного субсидирования, которая обременяет предприятия и допускает неэффективное использование. Существующее субсидирование цен для населения следует заменить расширенной и более адресной системой поддержки в целях компенсации последствий для наименее обеспеченных слоев населения. В более широком смысле для смягчения последствий реструктуризации госпредприятий следует модернизировать систему социальной поддержки, в том числе систему поддержки безработных.