/

Долги госпредприятий перед банками обошлись бюджету в более чем 1,8 млрд долларов в 2015—2016 годах, и эта проблема все еще требует решения, хотя и небюджетными инструментами, заявил первый заместитель министра финансов Беларуси Максим Ермолович в ходе дискуссии в рамках KEF-2017 в Галерее TUT.BY.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Уровень внешнего долга до сих пор был подъемным, и угрозы дефолта для страны нет, подчеркнул Ермолович. «Мы определили параметры экономической безопасности — госдолг не должен превышать 45% ВВП (сейчас он примерно на этом уровне). При этом важно и качество госдолга (уровень ставки и срок привлечения), а также способность его рефинансировать и погасить в кратчайшие сроки. Но это значительное бремя и большая нагрузка для экономики — на среднесрочную перспективу на выплаты по госдолгу будет уходить по 3,5 млрд долларов в год», — рассказал он.

И хотя Ермолович признал, что проблема госдолга не решается только бюджетной консолидацией и затягиванием поясов, он подчеркнул, что Беларусь намерена продолжить рассчитываться по долгам. «Дефолта не будет», — заверил он. Старший научный сотрудник CASE и Bruegel профессор Марек Домбровский отметил, что кризисы с обслуживанием госдолга возникали и при меньшей доле долга в ВВП, но многие страны благополучно обслуживают и долг, превышающий 100% ВВП.

Отвечая на вопрос о том, какие шоки могут помешать Беларуси рассчитываться, Ермолович подчеркнул, что серьезные внешние шоки достоверно спрогнозировать невозможно, более того, Беларусь их уже переживала. «2015-й год — не первый, когда у нас происходит достаточно серьезная корректировка всех макроэкономических параметров. А платежи по госдолгу в этот период были значительными — до 4 млрд долларов в год доходили. Без мер ограничительных, связанных со значительной корректировкой внутреннего спроса, рассчитаться по долгам невозможно», — уверен первый замминистра.

Он подчеркнул, что частично проблему страна решила рефинансированием, потому что дальнейшая бюджетная консолидация была чревата негативными социальными и экономическим последствиями.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

«При этом определенную нагрузку, особенно в 2015 году, бюджет испытывал в связи с необходимостью рефинансирования части обязательств, в том числе внешних, госпредприятий. Но даже в таких неблагоприятных условиях наша способность рассчитываться по долгам оказалась вполне адекватной ситуации. Далее, если не будет шоков, платежи по госдолгу становятся несколько меньше», — отметил он.

Ермолович рассказал, что в 2015 году было «беспрецедентное давление на банки со стороны госпредприятий, которые в один миг перестали обслуживать и погашать свои кредиты». «Не все предприятия, но крупные испытали сложности с погашением и обслуживанием долгов. Минфину пришлось вмешиваться в этот процесс и проводить глубокую реструктуризацию обязательств предприятий через инструменты бюджетного кредитования. Мы фактически выдавали бюджетные кредиты на погашение этих обязательств, переводя долг предприятий перед банками на бюджет», — рассказал он. В 2015 году на эти цели ушло более 1,4 млрд долларов, в 2016-м — 400 млн, в нынешнем году всего 2 млн долларов.

Это позволило предотвратить банковский кризис и фактически стабилизировать ситуацию с долгами госпредприятий и работать им без требований банков к имуществу и счетам, пояснил эксперт

«Далее инструменты рефинансирования будут небюджетные», — заверил Ермолович. Речь идет об инструментах долгового рынка, рынка проблемных долгов, который должен начать функционировать при активном участии Агентства по управлению активами.

Еще один вопрос, оказывающий серьезное давление на бюджет, — расходы на пенсионное обеспечение. Фактически демографическая ситуация ухудшается во всем регионе, и путей решения два — увеличение пенсионного возраста и снижение соотношения пенсии и средней зарплаты (в Беларуси — 40%). Марек Домбровский подчеркнул, что второй путь — гораздо хуже. «В Польше принято популистское решение отыграть назад, отменив уже принятое решение о повышении пенсионного возраста, и результаты будут ужасными», — предупредил он.

Ермолович также отметил, что угрозу для Беларуси в этом направлении представляют планы России по решению своей демографической проблемы через привлечение в страну квалифицированных мигрантов из соседних стран. «Нам нужны контрмеры, и решение это не будет простым», — отметил замминистра.

Конференция KEF-2017 «Основы будущего» состоится 2−3 ноября в Dipservice Hall (Минск, переулок Войсковый, 4). Зарегистрироваться для участия в конференции можно на сайте http://kef.by/.

Конференция KEF-2017 организована в рамках Кастрычніцкага эканамічнага форуму Исследовательским центром ИПМ при участии BEROC, CASE Belarus и Ассоциация Европейского Бизнеса при поддержке Европейского союза, Агентства США по международному развитию и Pact, Inc., Международного валютного фонда, Всемирного банка, Детского фонда ООН — ЮНИСЕФ в Беларуси и Программы развития ООН в Беларуси.

Генеральный информационный партнер KEF-2017 — TUT.BY

Генеральный технологический партнер KEF-2017 — компания velcom

Партнеры конференции — БПС-Сбербанк, Baker Tilly Bel, Dipservice Hall, Prokopiev Catering, а также Посольство Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в РБ.

Информационные партнеры: Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь pravo.by, журнал «Финансы, учет, аудит», анлайн-часопіс «Ідэя», газета «Белорусы и рынок», «Экономическая газета».

{banner_819}{banner_825}
-30%
-10%
-25%
-10%
-30%
-90%
-15%
-40%
0063042