1. Отец задержанного жителя «двора перемен» Степана Латыпова — о сыне, обвинении и выборах в реанимации
  2. В МИД Беларуси ответили на призыв «Большой семерки» провести новые выборы
  3. Скардино рассказала, как живет в Швейцарии и планирует ли возвращаться в Беларусь
  4. «Мы с Колей жили в этом домике». Показываем, где находится «любимый дворец» Лукашенко
  5. Участвовавший в испытании «Спутника V» минчанин спустя полгода проверил, что ему вкололи
  6. Почему на лице появляются пигментные пятна и как от них избавиться. Комментирует дерматолог
  7. Опубликован список экс-силовиков, которых Лукашенко лишил званий
  8. В Беларуси готовят указ по банковскому мошенничеству. Что планируют изменить
  9. Лукашенко: Нам нужны действительно государственные люди
  10. В День Победы над Минском пролетят самолеты и вертолеты всего двух моделей. Рассказываем почему
  11. В прокуратуру Германии подали заявление на Александра Лукашенко. Юрист объясняет, что это значит
  12. Мингорисполком отказал в проведении отдельного шествия «Бессмертный полк»
  13. Что в ВОЗ ответили на слова Лукашенко о том, что Беларуси ничем не помогли в борьбе с COVID-19
  14. Паша «Мясной король». Как популярный гродненский блогер занялся мясным мини-бизнесом, который вдруг «выстрелил»
  15. Куда съездить в выходные? 10 необычных экскурсий по Беларуси для любопытных туристов
  16. Эксперт рассказал, что можно сажать рядом с помидорами, а что — нельзя
  17. «Зимой мы здесь живем совершенно одни». История пары, которая переехала из города в деревню
  18. Не дошла до дома несколько метров. Что известно об аварии в Гомеле, где погибла девочка
  19. Юрий Мельничек: «Когда наступит Беларусь 2.0, все отыграет назад достаточно быстро»
  20. Теперь официально: ветераны ВОВ не получат в этом году единовременные выплаты к 9 Мая
  21. СМИ назвали фамилию еще одного возможного фигуранта по «делу о госперевороте»
  22. Семья минчан построила дом в дачном поселке и живет там круглый год. Вот как там все устроено
  23. Помните айтишника с БЧБ-флагом на балконе, у которого забрали машину? Узнали, что с авто сейчас
  24. Белоруса посадили на 30 суток, а он все равно гуляет по Минску и даже путешествует. Все благодаря идее жены и ее подруги
  25. Из-за длинных майских выходных скорректировали график выплаты пенсий и пособий
  26. Школьница написала на асфальте «Жыве» и попала в РУВД за пикет. Рассказываем, чем все закончилось
  27. Приближается 9 Мая. Как можно поздравить ветеранов ВОВ и помочь им (в том числе финансово)
  28. Одежду и аксессуары с лого TUT.BY теперь можно купить онлайн. Рассказываем как
  29. Тест. Вы хорошо ориентируетесь в простых вопросах экономики?
  30. «Органы внутренних дел не дадут омрачить великий праздник». Милиция рассказала, как будет работать 9 мая


Никакая тема не вызывала за последнее время таких ожесточенных споров, как образование. О том, что в образовании накопились системные проблемы, не говорит только тот, кто потерял голос, обсуждая эти проблемы со всеми встречными. Похоже, что даже работа, зарплата и цены отошли на второй план, ведь «на кону» будущее детей. Сложность в том, что экспертов в теме образования столько, сколько жителей в стране, поэтому любое новшество вызывает закономерную реакцию общества.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Александр Чубрик, директор Исследовательского центра ИПМ, фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Но в то же время каждый из нас видит, что мир стремительно меняется. Даже если мы сами не можем угнаться за этими изменениями, мы чувствуем, что детям без этого никак — либо они окажутся готовыми к открытой конкуренции в жестких условиях, либо будут обречены на роль жителей страны «третьего мира». Это очень неудобный факт, который нужно признать, чтобы не заниматься самообманом: белорусская система образования, которая отлично вписывалась в индустриальную эпоху и неплохо работала в переходный период, все меньше и меньше соответствует нуждам посттрансформационной экономики.

Второй неудобный факт состоит в том, что эти нужды не статичны. Мы не знаем сегодня, какие навыки будут востребованы завтра. Жизнь заставляет нас учиться постоянно. Любые сверхжесткие рамки — от задаваемых министерством структуры и содержания курсов до обсуждаемой системы «госзаказа» в образовании — очень часто приводят к неэффективным инвестициям в человеческий капитал. Мы попросту теряем время и деньги на получение знаний, которые в лучшем случае рискуют устареть еще до конца учебы, а в худшем — уже устарели. Институты системы образования должны не просто позволять ей меняться под влиянием изменений рынка, а способствовать такой адаптации.

Третий неудобный факт состоит в том, что система управления образованием не может не реагировать на мнения распределенных в обществе «экспертов». Игнорируя право людей на собственное мнение по проблемам образования, система утрачивает не только механизм обратной связи, но и доверие общества к государству в целом. Когда государство перестает воспринимать общество как равноправного партнера в диалоге, недоверие к нему начинает расти как снежный ком. А это уже первый шаг к утрате контроля над ситуацией и росту социальной напряженности, ведь обществом, которое перестает доверять государству, смогут легко манипулировать другие.

Наконец, мы не знаем, каково качество нашего образования — и этот неудобный факт тоже надо признать. Аргумент о том, что белорусские дети побеждают в международных олимпиадах, не подходит: слава богу, у нас есть и талантливые дети, и талантливые педагоги, которые вместе добиваются таких результатов. Нас до сих пор нет в международных системах оценки качества образования. Давайте сдадим экзамен, получим оценку — и поймем, над чем нам нужно работать, чтобы соответствовать ожиданиям меняющегося мира.

Совместный проект KEF и TUT.BY «Ученье — свет!» соберет мнения людей, которые, на наш взгляд, обладают видением того, каким должно быть образование в такой стране, как Беларусь. Мы убеждены, что открытая профессиональная дискуссия может помочь перейти от взаимных обвинений к конструктивной работе над совместным проектом общества и государства — созданием системы образования для конкурентоспособной экономики и общества, основанного на знаниях.

-10%
-25%
-50%
-37%
-30%
-30%
-10%
-20%
-20%
0072916