/ /

На этой неделе сразу шестерых журналистов «Белсата» судили за работу без аккредитации. Раньше эти процессы шли в регионах, теперь добрались до Минска. Впрочем, это лишь последние примеры более широкой волны давления со стороны властей, которое испытывает польско-белорусский телеканал в этом году.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

С 23 по 25 августа шестерых журналистов — Константина Жуковского, Алеся Силича, Станислава Ивашкевича, Марию Арцыбашеву, Сергея Ковалева и Екатерину Андрееву — судили в Гомеле, Минске и Лиде. Всех — по ч. 2 ст. 22.9 КоАП, за «незаконное изготовление и распространение продукции СМИ». Суд над Жуковским прекратили из-за истечения срока давности, остальные получили штрафы — по 460 (Ивашкевич), 805 (Арцыбашева и Силич) и 1150 рублей (Ковалев и Андреева).

Что не так у «Белсата» с законами Беларуси

«Белсат» не имеет регистрации в стране, формально это польский спутниковый телеканал. Несколько раз ему отказывали в регистрации корпункта в Беларуси. Журналисты телеканала традиционно получают отказы на их заявки на аккредитацию в МИД Беларуси (за исключением короткого периода во второй половине 2016 года, когда несколько «белсатовцев» получили аккредитацию как сотрудники Польского телевидения). Формальная причина отказа — наличие нарушений законодательства о СМИ за последний год. На самом телеканале это называют «заколдованным кругом».

До апреля 2014 года власти ограничивались предупреждениями журналистам «Белсата». Затем начались суды и штрафы, которые по ч. 2 ст. 22.9 КоАП варьируются от 20 до 50 базовых величин (сегодня — 460−1150 рублей).

Другая проблема — использование логотипа «Белсат». В 2013 году минский предприниматель Андрей Беляков, директор фирмы «БЕЛСАТплюс» пожаловался в суд на польский телеканал за использование своего, как он считал, товарного знака. В январе 2014 года он проиграл это дело в коллегии по интеллектуальной собственности Верховного суда. Но в июне президиум ВС пересмотрел дело в пользу Белякова. Это решение так и лежало без последствий до весны 2017 года.

Что произошло в этом году

Относительная либерализация 2015 — начала 2017 года отразилась и на количестве штрафов журналистам «Белсата». В 2016 году лишь два репортера в Гомеле были по несколько раз наказаны за работу на телеканал.

Все изменилось весной этого года. С тех пор счет выплаченных журналистами «Белсата» штрафов перевалил за 11 тысяч долларов, рассказал TUT.BY представитель телеканала в Беларуси Алексей Минченок.

Один из операторов «Белсата» Александр Борозенко и вовсе получил 15 суток ареста «за нецензурную брань» после Дня Воли. И хотя он снял видео своего задержания, где слышно, что оператор не ругается матом и не сопротивляется, когда его ведут в автозак, суд не стал принимать это в расчет, доверившись показаниям омоновцев.

А уже в конце марта милиция достала из архивов то дело 2013 года о товарном знаке «Белсат». В офисах телеканала в Минске прошли обыски, их технику изъяли, и, по словам, Алексея Минченка, до сих пор не вернули.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Александр Борозенко на выходе из Первомайского суда. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

У оператора Борозенко забрали его личную камеру, пока он сидел на сутках, также по делу о нарушении авторского права предпринимателя Белякова. По словам Борозенко, наклейки «Белсат», ставшие поводом для этого административного процесса, появились на камере, пока журналист был под арестом. Суд постановил вернуть протокол об этом правонарушении на доработку в Первомайское РУВД, где по-прежнему остается камера Борозенко.

Почему сейчас?

Минченок связывает новую волну давления на телеканал с протестами — прошлыми и готовящимися.

Алексей Минченок, фото: svaboda.org
Алексей Минченок, фото: svaboda.org

— Мы былі адзіным медыя, якое ўвесну падчас пратэстаў паказвала стрымы акцый праз спадарожнік, а не толькі праз інтэрнэт. І людзі маглі глядзець пратэсты ў жывым эфіры нават у сваіх невялікіх вёсках. А стрымы вельмі не падабаюцца ўладам, іх глядзела у нас 120 тысяч людзей адначасова, і нават больш. Зараз, я думаю, улада рыхтуецца да восеньская пратэстнай кампаніі, якую анансавала апазіцыя. Яны разумеюць, што яны вясной празявалі.

Протоколы по ст. 22.9 КоАП обычно составляет милиция за резонансные сюжеты, говорит Минченок.

— Звычайна гэта вострыя матэрыялы. Напрыклад, зараз у Лідзе, дзе ў чацвер судзілі нашага журналіста Станіслава Івашкевіча, ніхто больш не паведаміў пра тое, што там вёска патанае ў свінячым гное. Натуральна мясцовым уладам гэта не падабалася, гэта такая помста.

Что «Белсат» предпринимает

Сейчас аккредитованных журналистов у телеканала нет. По словам Минченка, во время осенней парламентской кампании 2016 года, несколько журналистов «Белсата» получили краткосрочные двухмесячные аккредитации как сотрудники польского ТВ.

— Тым нашым журналістам, якія малі такую акрэдытацыю, яе не працягнулі. Мы заўсёды прасілі на год, але давалі тады не больш, чым на два месяцы. МЗС прапанаваў нам падаць іншых людзей, але мы пакуль не вызначыліся, хто гэта будзе, таму не падавалі на акрэдытацыю. Мы думаем, ці пагаджацца на такія ўмовы МЗС, таму што яны вельмі дзіўна сябе паводзяць. Яны чамусьці лічаць, што яны будуць вырашаць, хто ў нас працуе. Але мы з гэтым нязгодныя, толькі мы будзем гэта вырашаць.

По словам представителя «Белсата», в неформальных разговорах собеседники из МИД признают, что не они принимают решение. «Яны кажуць, што калі прыходзіць заяўка на акрэдытацыю, яны ўзгадняюць гэта з КДБ», — добавляет Минченок.

Что касается компенсации штрафов сотрудникам телеканала, то «Белсату» в этом «дапамагаюць партнёры», говорит Минченок, не уточняя, о ком идет речь.

— Мы вельмі удзячны нашым партнёрам за гэта, бо яны таксама бяруць на сябе адміністраванне штрафаў, сочаць, каб яны былі сплочаны, каб не было хвастоў. Таму сам факт ціску на журналістаў «Белсату» з дапамагой штрафаў трохі бессэнсоўны, таму што журналісты вялікага дыскамфорту ад гэтага не адчуваюць. Калі мэта — запалохаць журналістаў, гэта ўсё марна.

Менять свою редакционную политику «Белсат» не будет, говорит собеседник TUT.BY.

Впрочем, учитывая последние новости из Польши, главная угроза будущему телеканала может идти оттуда. По словам директора «Белсата» Агнешки Ромашевской-Гузы, МИД уже в три раза сократил финансирование телеканала в 2017 году и не хочет продолжать его поддержку дальше. Со следующего года телеканал ищет новые источники финансирования или вынужден будет прекратить вещание.

Справка TUT.BY:

Телеканал «Белсат» появился после президентских выборов в Беларуси в 2006 году. Вещание через спутник началось 10 декабря 2007 года. Канал был создан как структурная единица Польского телевидения по договору с польским МИД. Последние годы телеканал работает и в интернете.

По данным опросов САТИО, последние годы аудитория «Белсата» растет. В 2015 году 2,4% совершеннолетних респондентов ответили, что смотрят телеканал (без уточнения, как часто и где — по спутнику или в интернете). К лету 2017 года эта цифра выросла до 10%, т.е. более 700 тысяч человек.

-35%
-10%
-50%
-10%
-10%
-5%
-10%
-10%
0071430