Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Деньги и власть


Дорожное хозяйство Минска мало кого оставляет равнодушным. Одни его хвалят, другие безбожно критикуют. Около десяти лет назад была предпринята попытка сделать столичные дороги более прочными и тем самым увеличить межремонтные сроки, что позволило бы сэкономить бюджетные деньги. Однако недавно свой суровый вердикт этой затее вынесла Генпрокуратура, но ее мнение не совпало с мнением профессионального сообщества.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

В начале нулевых годов щебеночно-мастичные асфальтобетоны не обеспечивали устойчивость покрытий при жестких условиях эксплуатации. Поэтому в процессе решения проблемы колейности на городских дорогах были разработаны асфальтобетоны повышенной деформационной устойчивости. Специалисты применили ранее не опробованное решение с введением специальных полимерных добавок сразу на разогретый минеральный материал.

Инициативу в этом вопросе проявил бизнесмен Игорь Бриш, который на одном из семинаров в «Белавтодоре» познакомился с немецким коллегой Георгием Вагнером, презентовавшим свои добавки. Предприниматели разговорились, и Бриш закупил немецкую продукцию в качестве эксперимента.

Добавка приглянулась минским асфальтобетонным заводам, поэтому была предпринята попытка воспроизвести аналогичную продукцию в Беларуси. За проект взялся коллектив сотрудников БНТУ под руководством профессора Владимира Веренько.

Работы проводились как в инициативном порядке силами тесно связанной с Бришем компании «Новые административные технологии» (НАТ) и асфальтобетонного завода «Макродор» (доля коммунальной собственности Минска — 37,5% акций), так и в рамках госпрограммы «Ресурсосбережение-2010». Ее исполнителем был технопарк БНТУ «Политехник», а соисполнителями за счет собственных средств — «Макродор» и НАТ (впоследствии созданная в рамках постановления Совмина № 669 от 26 мая 2011 года компания «Дорожно-строительные инновации» (ДСИ), соучредителями которой выступили НАТ, «Макродор», «Политехник» и китайская компания Henan Gaoyuan Maintenance technology of highway).

— Программа была полностью выполнена, о чем говорит успешная сдача работ комиссии, наличие производства и многотысячные выпуски асфальтобетонных смесей и битумов, разработанных в рамках госпрограммы, — сказал TUT.BY Игорь Бриш. — И что самое важное: данные «Горремавтодора» о росте межремонтных сроков дорожных покрытий и, как следствие, — фондоотдача. До выполнения госпрограммы в стране не производилось ни одной тонны асфальтобетонных смесей или битумов, модифицированных полимерными компонентами, собранными в Беларуси. Это безусловная научно-технологическая новизна.

«Денежные средства, затраченные на госпрограмму, использованы неэффективно»

Однако другого мнения были в Генеральной прокуратуре, которая в 2015 году решила оценить эффективность реализации «Ресурсосбережения-2010». И выводы у силовиков оказались не такие безоблачные.

В Генпрокуратуре обращают внимание на то, что госпрограмма, имеющая статус республиканской, а не региональной, получила одобрение только в Мингорисполкоме, а не в других органах госуправления.

На реализацию задания программы из республиканского бюджета было затрачено 365 млн неденоминированных рублей, что в 2011 году составляло около 90 тысяч долларов, которые направлены на оплату труда работников БНТУ, отмечают силовики.

Фото: spring96.org
Фото: spring96.org

Результаты проверки Генпрокуратуры показали, что задачи проекта по созданию отечественных добавок на базе вторичных полимеров белорусского производства не выполнены, цели по импортозамещению и ресурсосбережению не достигнуты. Подтверждения изобретения нового образца добавок из вторичных полимеров отечественного производства и проведения испытаний с ним не предоставлено.

По данным силовиков, ДСИ производит продукцию, основным компонентом которой является импортное сырье Duraflex. Его доля в общем объеме производимой добавки составляет 75%, доля полимерных компонентов белорусского производства в производимых добавках не превышает 11%. Разработанные в 2009 году составы опытных партий добавок на основе отечественных полимеров в производство не внедрены. Таким образом, «денежные средства, затраченные на реализацию задания, использованы неэффективно».

В настоящее время рынок полимерных добавок, используемых для изготовления асфальтобетонных смесей в Минске, фактически занят немецкими добавками Duraflex и их белорусскими аналогами на основе немецких компонентов, производимых ДСИ, чему способствовала аффилированность организаций, являющихся исполнителями задания программы, а также нарушение руководством «Макродора» требований законодательства о закупках, говорится в материалах Генеральной прокуратуры.

Силовики пришли к выводу, что Госкомитет по науке и технологиям (ГКНТ) совместно с Академией наук не контролировали должным образом реализацию программы, эффективность использования госсредств, выделенных на финансирование научных исследований, ход выполнения этапов задания, а также освоение в производстве его результатов, говорится в представлении Генпрокуратуры по устранению нарушений законодательства в адрес ГКНТ. Аналогичные документы (ознакомительные письма, запросы на возбуждение уголовных дел) ушли во всевозможные инстанции — от Совмина до ДФР и ГУБЭП МВД. В рамках ежегодного мониторинга дорожной сети независимые эксперты обследовали около полутора сотен участков улиц Минска. Словом, работа проведена большая.

«Целенаправленная заказная акция устрашения»

Игорь Бриш в «проверочных мероприятиях Генпрокуратуры в рамках мониторинга соблюдения законодательства» усматривает «заказной и тенденциозный характер». «Утверждать это со 100%-й вероятностью я не могу, потому что не орган дознания, но мое мнение, сложившееся в ходе всей этой истории, именно такое», — говорит бизнесмен.

Игорь Бриш (слева) вместе с персоналом компании

Во-первых, «проверочные мероприятия» оказались направлены в первую очередь не на головную организацию — разработчика (получателя финансирования) — технопарк «Политехник», а на соисполнителей — НАТ и ДСИ, полностью выполнивших свои обязательства по закупке оборудования и организации производства за счет собственных средств. С руководителем технопарка даже не сочли нужным встретиться, отмечает бизнесмен. Генпрокуратура обошла вниманием тот факт, что НАТ и «Макродор» выделили финансирование в сумме 407 млн неденоминированных рублей. Общая стоимость вложений в проект со стороны соисполнителей программы — НАТ и ДСИ — около 5 млрд неденоминированных рублей.

Игорю Бришу «совершенно непонятно почему сотрудники Генпрокуратуры подменяли собой профессиональное сообщество и пытались сами оценивать успешность, новизну и инновационный потенциал разработок». Сперва самостоятельно приняли все решения, а лишь затем обратились в ГКНТ за разъяснениями. Пояснения же специалистов «Горремавтодора» говорят о том, что межремонтные сроки дорожных покрытий существенно выросли, «претензий технадзора, недовольства городских властей состоянием дел тоже нет». «Думаю, если бы не принципиальная позиция целого ряда экспертов и специалистов, то было бы совсем худо», — считает бизнесмен.

Претензия относительно якобы слишком большого содержания импортного сырья также представляется Игорю Бришу несостоятельной, поставленные программой задачи об утилизации не менее 50 тонн вторичного сырья выполняются с большим запасом. Также Бриш обращает внимание на то, что в техзадании к программе и других документах нет никаких указаний на страну происхождения сырья. Суть программы заключалась не в утилизации вторичных полимеров, а освоении продукции (асфальтобетонов и битумов) с высокими техническими характеристиками. Для стабильного производства такой продукции нужна добавка стабильного качества с воспроизводимыми свойствами. Поэтому сохраняющаяся значительная часть импортного сырья — это вопрос времени и развития отечественного рынка сбора и переработки вторичного полимерного сырья.

Поставленный вопрос Генпрокуратурой в адрес мэра Минска о «целесообразности дальнейшего использования указанных добавок в составах асфальтобетонных смесей» бизнесмен считает «оговоркой по Фрейду». «Здесь не хватает только прямого указания на конкретную торговую марку добавок, которую, по мнению Генпрокуратуры, нужно применять», — полагает Бриш.

Что мы имеем в итоге? Как только закрутилась история с «объявленно-необъявленной» проверкой, БНТУ расторг контракт на сопровождение работ и контроль качества продукции. (Контроль качества сейчас осуществляют другие организации, подчеркнул Бриш.) Профессор Владимир Веренько уволился со всех должностей и ведет жизнь рядового пенсионера. «А это, по моему глубокому убеждению, единственный в Беларуси специалист мирового уровня в области дорожных конструкций и материалов. Да простят меня другие квалифицированные специалисты, но профессор у нас один», — говорит Бриш. Ушли на вольные хлеба и другие специалисты, которые «продвигали не добавку, а определенную идеологию строительства дорожных покрытий на основе разработанной теории надежности (где есть прямой выход на межремонтные сроки и, как следствие, на экономическую эффективность)». «Наработки прошлых лет позволят в текущем году выполнить обязательства перед „Макродором“ и „Горремавтодором“, но вряд ли мы сможем продержаться какое-то значительное время. Ребята-энтузиасты из БНТУ, как могут, тоже делают свое дело, но нужно констатировать, что потенциал в значительной степени утрачен», — считает бизнесмен.

Игорь Бриш подал в суд жалобу на действия Генпрокуратуры. Однако там в рассмотрении данного вопроса отказали, сославшись на то, что «надзор за исполнением законодательства и принятие мер прокурорского надзора отнесено законодательством к исключительной компетенции прокуратуры».

Больше повезло Георгию Вагнеру, за которого заступилось посольство Германии. В ответной ноте послу обнадежил и МИД Беларуси: в отношении Вагнера уголовного преследования и проверочных мероприятий не проводилось, в том числе по качеству поставляемой продукции.